Презентация Реализация системно-деятельностного подхода в обучении


«Человек достигает результата, только делая что-то сам…»(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета) Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. Новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие Не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:Ставить цели;Решать задачи;Отвечать за результаты Наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели(понимания того, что именно нужно выяснить , освоить);Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания; Формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу;Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Развитие учебно- познавательных мотивов.Выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний.Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания.Контролирующая и оценочная деятельность Система дидактических принципов Принцип целостногопредставления о миреозначает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе Принцип деятельностизаключается в такой организации обучения, когда ученик получаетне готовое знание, а добывает его сам в процессе собственнойучебной деятельности Принцип непрерывностипредполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики Принцип минимаксазаключается в том, что школа предполагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, а ученик обязуется его усвоить на уровне, не ниже минимального (государственного стандарта знаний) Принцип психологической комфортностипредполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и школе доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества Принцип творчествапредполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбора оптимального варианта на основе заданного критерия Активные;Интерактивные;Исследовательские; Проектные. ИКТ;игровые технологии(деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные  турниры); технология критического мышления;технология «Дебаты»; технология исследовательской и проектной деятельности; нацелен на развитие личности; на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие Уроки «открытия» нового знания;Уроки рефлексии;Уроки методологической направленности;Уроки развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы.Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; Использование активных и интерактивных методик; Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. работают с источниками  информации; критически осмысляют актуальную социальную информацию;- решают познавательные и практические задачи;- анализируют современные общественные явления и события;осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах;- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;- выполняют творческие работы и исследовательские проекты. 1 этап.Актуализация знаний. 2этап. Целеполагания. 3.Этап планирования. 4 этап. «Открытия» нового знания. 5 этап. Учебные действия по реализации плана. 5 этап. Рефлексия(итог урока) Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к  самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.   Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений)Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.Учитель эффективно(адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки(происходит специальное формирование контрольно- оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.Учитель принимает и поощряет, выраженную учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик»(через отношения, совместную деятельность и т.д.). 1.Организационный момент.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».II. Актуализация знаний.Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.III. Постановка учебной задачи.Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.V. Первичное закрепление.Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтрольЦель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.