Статья на тему Реализация системно-деятельностного подхода на уроках биологии 
Автор: учитель биологии Горбачева М.Л.
Реализация системно-деятельностного подхода 
на уроках   биологии
Мы  живём  в  сложное,  но  интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят  важные  изменения.  Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно  расставляет  акценты  в  методике преподавания,  пытаясь  найти  ответы    на вопросы  «Что?»  и  «Как?».  Но  не  менее важно,  как  мне  кажется,  планирование результата  нашей  работы.  Не  для  всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам  уроки  биологии  помогут:  найти себя  в  этом  бурном  мире,  научиться  самостоятельно  мыслить,  принимать  решения, быть  уверенным  в  себе,  правильно  оценить свои интересы и способности. В связи с этим  меняются  и  требования,  и  подходы  в  преподавании  биологии:  от  умений  транслировать  и формировать  программный  объем знаний – к умениям решать творческие задачи,  развивать способности  личности  обучающихся на основе овладения ими способами деятельности,  и,  прежде  всего,  –  на  основе освоения  обобщенных  способов  учебной деятельности  при  изучении  конкретного биологического  материала. 
 При  системно-деятельностном  подходе  перед  учителем стоит  задача  гораздо  более  сложная,  чем просто  «вложить»  в  ученика  определенную сумму биологической информации. 
Для  того  чтобы  у моих  учеников формировались  навыки  системного  анализа,  определенность  собственной  позиции,  способность к критическому мышлению, на уроках использую  разнообразные  типы  деятельности: исследовательский,  проектный, игровой,  проблемно-поисковый,  метод  коллективного  решения  проблем.  При этом  биологические  знания  запоминаются не  путем  их  заучивания,  а  путем  их  многократного  употребления  для  решения  проблемных задач с использованием этих знаний.  За  время  работы  я  убедилась,  что  биология имеет  огромное  разнообразие  подходов  к природным  данным  ученика  –  это  и  проведение  наблюдений,  опытов,  написание сказок,  рисование  и  лепка,  решение  логических задач, моделирование и другие. 
Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии возможна и с помощью применения компьютерных технологий. 
Работа  учителя  включает  в  себя  организацию  учебного  процесса  на  уровне  класса, предмета, организацию   инструктажа, управление  сетью, индивидуальное наблюдение, индивидуальная помощь, подготовка компонентов  информационной  среды,  связь  их  с предметным содержанием. 
Разнообразные формы деятельности на уроках биологии, в том числе и   с использованием информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт – опыт творческой  деятельности,  эмоционально-ценностное отношение  к  миру,  природе,  жизни,  которое необходимо  в  современном  быстро  меняющемся мире. 
Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Среди естественнонаучных дисциплин биология по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с текстами, таблицами, схемами, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ) обладает большим потенциалом.
На таких уроках учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать, конспектировать, грамотно вести наблюдения, четко фиксировать и описывать их результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Технология такого рода вызывает у учащихся желание работать с различными источниками информации (специальными текстами, отдельными разделами учебника, видеофильмами, учебными электронными пособиями, лекциями и т.д.), побуждает их активнее усваивать новый материал. 
В ходе урока учащиеся привлекаются к коллективной, парной и индивидуальной самостоятельной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся. 
Основные результаты применения технологии – осознание учащимися ценности совместного труда, овладение умением организовываться и сплачиваться в процессе коллективного решения задач, вместе анализировать результаты изучения темы. Конечная цель – создать такую атмосферу учения, в которой учащиеся активно работают, размышляют над процессом обучения, что-то подтверждают или опровергают, расширяют круг знаний, знакомятся с новыми идеями, обретают правильные представления об окружающем мире.
В долее полном объёме системно-деятельностны подход реализуется на практических работах и во внеурочное время при проведении исследований. 
Результатом использования системно-деятельностного подхода  служит увеличение интереса  к предмету биологии. Ученики ежегодно выбираю экзамены по эти предметам как в форме ГИА (или ЕГЭ), так и в традиционной форме. Повысилась количество детей, участвующих в проектной деятельности. В течение этого года мы приняли участие в следующих конкурсах и конференциях: региональный Юниорский водный конкурс-6-7кл,Наша новая школа региональный конкурс Фармстарт9кл,
Экологический фестиваль7-9кл, Сабанеевкие чтения 11кл,конференция открытие 11кл. В
прошлом году 2 место на Областном экологическом фестивале, 2013-2014г победа в фестивале Золотое кольцо России:Россия против табака.в номинации лучшая статья. 
Заголовок 215