Урок по физике «Таинственный волшебный звук» (9 класс)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»








Интегрированный урок физика + музыка
по теме «Таинственный волшебный звук»,
урок с использование ИКТ.

















Разработала учитель физики Клипперт Наталья Петровна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», учитель, 12 лет, 2 категория, физика, информатика, Омская обл., г. Исилькуль.











Пояснительная записка.
Тема урока: «Таинственный волшебный звук»
Место урока в учебном курсе: урок комплексного применения знаний.
Форма проведения урока: интегрированный урок.
Цели урока: 1. показать синтез физики и музыки; систематизировать знания теме «Механические колебания и волны. Звук»; приоткрыть учащимся окно в историю музыкальных инструментов, обогатить их опытом веков;
2. развивать интерес физики и музыки, умение работать самостоятельно, речь, внимание, уметь находить в окружающем мире связь с физикой и музыкой, приводить примеры, самоконтроль;
3. воспитание эстетического вкуса, раскрытие значимости звука как средства общения людей и компонента их духовной жизни;
4. корректировать полученные знания по физики с использованием интересного материала по музыке.

Методическая база:
Учебник физики 9 класс, Пёрышкин А.В., Гутник Е.М.: -М.:Дрофа,2009.-
Сборник содержащий примерную программу для 7-9 классов основного общеобразовательного образования, Издательство «Просвещение», 2007.
Занимательна физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы/сост. Щербакова Ю. В.-М.:Глобус,2008.-192с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
Преимущества данного урока состоит в том, что он позволяет учащимся в нестандартной форме показать взаимосвязь предметов физики и музыки, открывает интересные факты в окружающей, обыденной жизни и связывает её с изучаемыми предметами, что увеличивает интерес учащихся к данным предметам.


Оборудование и материалы:
камертон,
мультимедийная установка,
нитка и ложка,
кроссворд,
тест,
раздаточный материал,
металлическая линейка, штатив с зажимом.




Ход урока:
Организационный момент (1 мин)
Приветствие, проверка готовности к уроку, готовность помещения.
Мотивация обучающихся. (1мин)
Приложение 1 (Звуки животных различных животных)
Учитель:
Мир окружающий нас наполнен различными звуками: человеческой речью, шумом проезжающего транспорта, шелестом листьев, пением птиц. (Слайд1) Очень давно люди научились находить приятные сочетания звуков и на их основе создавать музыкальные мелодии. Чарующее действие музыки породило много легенд; в них звукам часто приписывались волшебные свойства: музыка якобы может усмирить зверя, сдвинуть с места скалы, удержать потоки воды. Уже в глубокой древности люди научились создавать музыкальные инструменты, издающие ласкающие слух звуки и заложили основу науки о звуках – акустике. С помощью звуков люди общаются, обмениваются мыслями, идеями, чувствами, информацией.
3. Актуализация знаний (Слайд 2). (3 мин)
Учитель: Что такое колебание?
Обучающиеся: Вид неравномерного движения.
Учитель: Какие виды колебаний, вы знаете?
Обучающиеся: Затухающие, вынужденные, свободные, гармонические.
Учитель: Дайте определение волны.
Обучающиеся: Волна- это возмущения, распространяющиеся в пространстве.
Учитель: Назовите основное свойство всех волн?
Обучающиеся: Все волны, не зависимо от их вида, переносят энергию, а не вещество.
Учитель: Какие виды волн вы знаете?
Обучающиеся: Поперечные и продольные.
Учитель: Какие характеристики есть у всех волн?
Обучающиеся: Частота – величина, показывающая число колебаний, происходящих за единицу времени.
Период – время, за которое совершается полное колебание.
Амплитуда – максимальное отклонение от положения равновесия?
Длина волны – расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися ив одинаковых фазах.
Учитель: Что же такое звук?
Обучающиеся: Звук – это, прежде всего волна, определенной частоты.
Учитель: На какие виды делятся звуковые волны?
Обучающиеся: Ультразвук, звук, инфразвук.
4. Закрепление, систематизация и коррекция знаний. (20 мин)
(Слайд3-4)
Учитель: Сегодня мы будем говорить о звуке.(Слайд 5) А чем звук отличается от других видов звуковых волн?
Обучающиеся: Звук – это колебания, которые воспринимает человеческое ухо. Человек воспринимает колебания с частотой от 16 до 20000 Гц.
Учитель: Какие вы знаете характеристики звука?
Обучающиеся: Громкость, высота, тембр.
Учитель: От чего зависит громкость звука?
Обучающиеся: Громкость звука зависит от амплитуды.
Учитель: Что такое источник звука?
Обучающиеся: Источником может быть любое тело, колеблющееся со звуковой частотой.
Учитель: На какие виды делятся источники звука?
Обучающиеся: Искусственные и естественные. Приводят примеры.
(Слайд 6-7.)
Учитель: Проведём эксперимент. (Вызывается один учащийся из класса.)
Опыт1. На столе два камертона, длины изогнутых металлических стержней разные. Определить, какой камертон имеет громче звук.
Вывод: Тот камертон громче звучит, у которого изогнутые металлические стержни больше, потому что амплитуда колебаний у них больше. Зависимость прямая.
Учитель: Проведём ещё эксперимент.(Вызывается учащийся к доске.
Опыт 2. На столе лежит металлическая линейка и стоит штатив. Нужно зажать её так, чтобы был слышен различный по высоте звук.
Вывод: От частоты колебаний зависит высота звука. Чем частота больше, тем выше звук, чем меньше, тем ниже звук. Зависимость прямо прямо- пропорциональная.

Учитель: Распространение звука можно сравнить с распространением волны в воде. Только роль брошенного в воду камня играет колеблющееся тело, а вместо поверхности воды звуковые волны распространяются в воздухе. Каждое колебание ветви камертона создаст в воздухе одно сгущение и одно разряжение. Чередование таких сгущений и разряжений и есть звуковая волна.
Единица громкости «сон» - звук в переводе с латинского. Человеческий голос обладает громкостью 4 сон. Слайд 8
Учитель: Проведём опыт. Вызывается один учащийся.
Опыт 3. На столе лежит ложка, к ручке, которой привязана нить. Закрыв уши руками и приложив ниточку к уху, аккуратно стукнуть по краю стола. Учащиеся звук не слышат, что слышит испытуемый и почему?
Обучающийся: Слышу звук, потому что при ударе ложкой о парту звуковая волна передаётся по ней нитке, а затем попадает в ухо. Слайд 9
Учитель: С помощью чего же мы воспринимаем звук?
Обучающиеся: С помощью уха. Слайд 10
Учитель: Ухо - универсальный звукоприемник, оно сконцентрировало в себе множество профессий. Это и анализатор - разделитель звука по частоте; «резонатор» - система усиления звука в следствие резонанса; «ремонтник» испорченных звуков; плюс ко всему оно обладает высокой экономичностью, так как затрачивает минимальную энергию для передачи информации в мозг.
Учитель: (Слайд 11).Человеческий голос - чудо звук. Непостижимая тайна: гортань может звучать иерихонской трубой и трелью жаворонка. Голос- средство общения. Это смех, плачь, песня, стих, мольба о помощи. Голос музыкален сам по себе, а в сочетании со звуком музыкальных инструментов, он способен потрясать. Высота голоса зависит от длины и натяжения голосовых связок: у мужчин это длина от 18 до 25 мм., у женщин от 15 до 20 мм.
Учитель: (Слайд 13) Голоса классифицируются по частотам на мужские и женские. Послушайте, как звучит бас Ф.И.Шаляпина (звуковая заставка Приложение 2): этот человек обладал сочетанием талантов: певца, музыканта, актера. Своим голосом Шаляпин создавал незабываемые образы, и не было в мире голоса с такими богатейшими возможностями.
Учитель: Мы говорили, что звук может восприниматься ухом. Однако, ребята, есть пример, когда люди необычным способом могут воспринимать музыку.
Учитель: Вот один из них: великий композитор Л.В.Бетховен (звуковая заставка Приложение 3), когда потерял слух, воспринимал звуки рояля, приставив к нему одним концом трость, другой ее конец он держал в зубах. Проводником звуков было дерево.
Учитель: Мы говорим музыка, точнее звук, а все ли звуки можно отнести к музыке? Например, шум машин?
Учитель: Звуки делятся на два вида:
Музыкальные звуки – звуки определенной частоты. Чистый музыкальный звук можно получить с помощью физического прибора камертона или фортепиано. (Слайд 14)
Шумовые звуки – звуки, не имеющие определенной частоты. Их можно услышать как с помощью простого постукивания, так и с помощью музыкальных инструментов: маракаса, барабана, треугольника.(Слайд 15)
А теперь, переходим к заданиям.
6. Контроль и самоконтроль знаний (15 мин)

Полевая почта. (7 мин) Приглашается учащийся подготовивший презентацию по теме: «Интересное из мира звуков» (Приложение 4)
У обучающихся на столах лежат листочки для теста. Проверка проводиться самостоятельно учащимися. Они меняются работами и на слайде появляются ответы. Критерии оценивания таковы.
Все правильные ответы -5
Один неправильный – 4
Два неправильных-3
Более двух неправильных-2.
Исправления считать за половину сделанного задания.
Учитель: (3 мин)
Задание 1(Слайд 16): послушайте пословицу, вам нужно будет определить какой физический смысл пословицы, точнее как можно ее объяснить с точки зрения физики и музыки. И в чем житейский смысл этой пословицы.
1. От шума одной снежной лавины и другая лавина срывается.
2. Какая струна оборвалась, слышно по звуку.
3. Сколько бубнов, столько и мелодий.
4. У каждого барабана свой звук.
Учитель: Задание 2.( 5 мин) (Слайд 17)
Следующие задание называется «физики-музыканты-лирики». Ваша задача написать короткий рассказ, используя следующие связанные с физикой и музыкой слова: контральто, мужчина, звуковые колебания, громкость, фортепиано, бас, музыкальный звук, барабан.
Подведение итогов урока (5 мин)
Кроссворд Приложение 5
Учитель: Вы сами продемонстрировали нам, что физика и музыка неразрывно связаны в данной теме.
Пора подводить итог:
Мы хотели вас научить
Квалифицированными быть
Звуки чтоб не только знали,
Но и суть дела понимали!








































13PAGE 15


13PAGE 14415