Статья: Работа со слабоуспевающими обучающимися на уроках географии
Тема: «Работа со слабоуспевающими на уроках географии»
В любой учебной группе найдутся учащиеся, которые слабо успевают по одному-двум, а чаще по нескольким предметам. В некоторых группах лицея таких учащихся иногда бывает до 20-30%. На моих уроках – это в основном учащиеся, часто пропускающие занятия в силу каких-либо причин. А так как по географии количество часов небольшое, то каждое занятие – новая тема. Следовательно, в случае, если несколько уроков пропущено, а конспекты не переписаны и темы самостоятельно не изучены или хотя бы прочитаны, то учащийся на уроке просто не понимает – о чём идет речь. Есть также учащиеся, с низкой способностью к обучению.
В таких случаях считаю необходимым так организовать учебный процесс, чтобы были виды учебных работ, позволяющие оценить работу учащихся на уроке. Например, самостоятельная работа по тексту учебника или практическая работа по картам атласа по письменному, устному заданию учителя или по инструктивной карточке.
Хорошие результаты даёт работа в парах, когда консультантом или помощником выступает сосед по парте. Важно только правильно разбить учащихся на пары. Использую специфику предмета, в частности – необходимость работать с картографическим материалом, применяю в такой приём как взаимоконтроль. Так, например, на уроках, когда учащиеся сдают зачёты на знание политической карты мира, практикую приём зачётов у учащихся теми учащимися, кто сдал такой зачёт на «отлично». Сдавая сверстникам, которых хорошо знают, учащиеся меньше волнуются, кроме того «экзаменаторы» часто по ходу опроса выступают и в роли учителей – показывают страны, которые «экзаменуемые» не знают (просто не могут удержаться), а заодно и свои знания закрепляют ну и в итоге «дорабатывают» вместе до уровня как минимум удовлетворительных знаний «экзаменуемых». Для учащихся стимулом является и то, что в роли экзаменатора может оказаться каждый, кто сам отлично сдаёт зачёт. А так как на уроках создаётся такая атмосфера и настрой, что свободно ориентироваться по карте становиться необходимым, то многие стремятся использовать шанс получить хорошую оценку.
Кроме того, учитывая, что многие учащиеся не могут или стесняются отвечать устно и для повышения плотности опроса, я практикую письменные ответы.
В письменных контрольных работах всегда даю 2 задания достаточно простых, чтобы было за что поставить «тройку». А у учащегося, который справиться только с этими заданиями, останется сознание того, что он что-то знает и заслуженно получил оценку. Практикую и дифференцированные задания, когда учащиеся могут сами выбрать себе задание – «на тройку», «на четвёрку» либо на «пятерку». Здесь важна ситуация возможности самостоятельного принятия решения и автоматически снимается состояние неудовлетворенности полученной оценкой.
Конечно, это в определенной степени «педагогические уловки». Но в условиях, когда преобладающее число учащихся вообще или почти не готовится дома к урокам, когда нет или не хватает каждому учащемуся учебников даже на уроке, не говоря уж об их отсутствии дома, подобные уловки становятся почти необходимой нормой.
Важно так же доброжелательное отношение к учащимся. Иногда приходится и ручку дать, и листок, чтобы кто-то не бездельничал на уроке и не мешал другим. И конечно – одобрение, даже за небольшие успехи. А ещё – практически на каждом уроке ввожу элементы беседы или дискуссии, привожу примеры из реальной жизни, ставлю проблемные вопросы, предлагаю вместе подумать и т.п., чтобы создать ощущение сопричастности и важности понимания изучаемого вопроса, что способствует появлению и развитию интереса к изучаемому предмету. А это очень важно для достижения любого, даже небольшого успеха в обучении.