Статья «Развитие функциональной грамотности через использование современных информационных технологий на уроках математике в начальных классов».


Мельникова Л.В.,

КГУ «СОШ №82», г. Караганда.
«Развитие функциональной грамотности через использование современных информационных технологий на уроках математике в начальных классов».
Сегодня современные информационные технологии вписываются в систему образования и даже определяют в значительной степени ее будущее развитие. Применение информационных технологий в учебном процессе необходимо потому что, современная стратегия педагогического образования в определенной мере обязана опережать текущее потребности общеобразовательной и профессиональной школы, предвосхищать ведущие тенденции развития, что нашло свое отражение во введении государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Большинство учителей задумывается над тем, что ожидает его учеников в будущем. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовы успешно интегрироваться в новое информационное общество. Таким образом, определили цель нашей работы: развивать функциональную грамотность по математике по средствам ИКТ в учебном процессе.
Для выполнения поставленной цели выделили основные задачи:
1) Поэтапное, систематизированное внедрение ИКТ.
2)Подобрать мультимедийные продукты и учебные программы для всестороннего развития детей.
3) Создать картотеку медиа игр (на внимание, мышление, память)
Начальная школа – фундамент, от которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Это накладывает особую ответственность на учителя. Его задача не только научить писать и читать заложить основы духовности ребенка, развить его лучше качества, но и обучить способам учебной деятельности. Сегодня нужны такие методы обучения, которые облегчали и ускоряли передачу знаний учащимся, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с материалом, повышали производительность учебного труда и труда педагога.
Такие методы обучения мы реализовываем на основе использования информационных технологий на уроке математике. Создаем зрелищные компьютерные средства обучения с элементами графики, звука видео, мультимедиа, гипертекста. Поэтому математика является тем предметом, который позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами электронного оформления.
В работе используется готовые мультимедийные продукты, и компьютерные обучающие программы, (ЛогоМиры, «Школьный наставник» «Живая геометрия» и др.) создаются собственные презентации, проекты, флипчарты, используется средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
Значительное место в курсе математики начальной школы занимают задачи. Они составляют сравнительно большую часть материала учебников по математике, и на их решение тратится значительная часть учебного времени. И это не случайно, так как обучение решению задач направлено, главным образом, на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности их мышления, а также на развитие познавательных процессов детей. Поэтому на уроках математике использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий разные по степени сложности помогают развивать творческие и познавательные способности каждого обучаемого.
При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время можно вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. В 4 классах применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движения. Например:

Для создания таких слайдов использую анимационные картинки взятые из Интернета.
На всех учебных предметах, также использую тестовые задания (CoolTest – предлогаемые тесты можно использовать как на этапе самоконтроля, так и на этапе текущей и итоговой проверке знаинй умений и навыков учащихся работая по любой программе). Первоначальной использовались тесты только в печатном виде которые разрабатывала сама, набирала на компьютере и распечатывала для каждого ученика. За год использования ИКТ были разработаны разные виды тестов по математике.
На уроках не только применяю тесты, но и комплект игр для проверки изучения материала ( «Таблицу умножения учим с увлечением», «В сказочном лесу», «Дартс» и.т.д.) математические диктанты ( формируется навыки самоконтроля, самооценки) использование тренажеров например по теме “Умножение”

Информационные технологии используется на всех этапах урока:
1) при объяснении нового материала
2) при закреплении
3) при повторении
4) при контроле
5) при проведении олимпиад
6) внеклассных занятий и др.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
– повышает качество знаний;
- продвигает ребенка в общем развитии
- помогает преодолеть трудности
- вносит радость в жизнь ребенка
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащегося и их сотрудничества в учебном процессе.
Это подтверждается результатами тестированиями по математике:
4 “а” класс урок без использования информационных технологий обучения.
4 “б” класс урок с использования информационных технологий обучения.
Список литературы:
Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.
Апатова Н.В. «Информационные технологии в школьном образовании». – М.,1994.
uchim.org › Математика в школе.