Открытый урок Повесть Н. М. Карамзина Бедная Лиза


Учитель русского языка и литературы Дауренбекова Светлана Абеновна, СШЛ №18 имени Бактыбай ЖолбарысулыУрок русской литературы в 9 классе
Тема: Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Цели урока:
1. Ученик развивает в себе способность систематизировать, обрабатывать, воспроизводить информацию по заданной теме.
2. Ученик совершенствует навыки анализа художественного произведения с разных позиций мышления.
3.Ученик воспитывает в себе культуру обмена мнениями, чувство сострадания, гуманности.
Тип урока: урок изучения художественного произведения
Методы урока: словесные, частично-поисковый, метод «6 шляп» (критическое мышление)
Форма обучения: групповая, индивидуальная
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, текст повести, шесть шляп: белая, красная, желтая, синяя, зеленая, черная.Жить не есть писать историю, трагедию или комедию, а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро,
возвышаться душой
к его источнику.
Н.М.Карамзин
Ход урока:
Организационный этап. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх (хорошо), или опуская большой палец вниз (плохо). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»
- Какие у вас друзья?
- А школа?
- А учителя?
- Класс?
- Как ваши дела?
- Как настроение? (2 мин)
Молодцы! Я рада за вас. Надеюсь, что наша с вами работа на уроке будет интересной и плодотворной.
Вступительное слово учителя
Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений читателей? Чем интересна она современному читателю, насколько актуальна? Давайте же продолжим работу над произведением и обратимся к лейтмотивам повести Карамзина «Бедная Лиза».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы их понимаете?
Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.
3.Стадия вызова.
Что вы можете сказать о сентиментализме, как о литературном направлении? (Литературное направление в литературе 2-й половины 18 века).
- Назовите отличительные черты сентиментализма?
-А кто, по-вашему, является основоположником этого направления в русской литературе?
Заполнить таблицу:
Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма
Основные черты направления Классицизм Сентиментализм
Идеи Тематика Герои и характеры Роль пейзажа Ведущие жанры Соответствует ли повесть требованиям сентиментализма?
4. Словарная работа
Любовь- 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. 2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь.
Счастье- 1.Чувство и состояние полного удовлетворения. 2.Успех, удача
Из Словаря русского языка С.И.Ожегова
Лейтмотив – (нем.) Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея. Перен.
Идиллия - филол. поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, жанровая разновидность 2. книжн. безмятежное, счастливое существование.
5.Анализ повести «Бедная Лиза»
- Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).
- В чем смелость, новизна позиции автора? ( Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека).
С этой точки зрения мы и будем рассматривать героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Но перед тем, как мы окунёмся в сюжет произведения,  проверим, насколько вы внимательно читали текст!
Вопросы:
Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)
 Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)
Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)
Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)
О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)
Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)
Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)
 Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого  отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)
Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)
Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)
Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)
Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)
6.Стадия осмысления. Художественный анализ повести «Бедная Лиза» (Оценочные листы заполняются руководителем группы)
А начнем мы с вами работать по группам по методике «6 шляп» Эдварда де Боно.
Методика «Шесть шляп»
«Белая шляпа»- информация по повести
«Черная шляпа» - негативное в повести
«Красная шляпа» - Какие чувства вы испытываете после прочтения повести?
«Желтая шляпа» - положительное в повести.
«Зеленая шляпа» - новые идеи
«Синяя шляпа»: выводы и оценки каждой группе
I.Белая шляпа
Если вы ответите на вопросы и выполните задания , сможете собрать информацию о событиях , происходящих в тексте без эмоционального оттенка. Не забывайте, что вы в белой шляпе!!!
Главное для вас: факты, информация!!!
Ответьте на вопросы и выполните задания:
Что происходит в крестьянской семье?
Перечислите основные моменты сюжета по линии Лизы, по линии Эраста? (Завязка – кульминация - развязка).
В какой последовательности представлены события в повести? Почему?
Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой?
II Красная шляпа
Если вы выполните задания, то сможете рассказать о чувствах героев, передать свои эмоциональные суждения. Не забывайте, что вы красной шляпе: главное для вас- эмоции и чувства!!!
1.Заполните таблицу примерами из теста, которые передают чувства героев:
Лиза Эраст Родители Лизы
2. Какие чувства вызывает Лиза в начале и в конце повести?
Сравните ее образ в двух частях.
3. - Какие чувства вы испытываете по отношению к Лизе? Какие чувства вызывает в целом повесть?
4. – Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
Как развивались их отношения?
Сделайте вывод, ответив на вопрос:
- Какие чувства у вас вызывал образ Лизы и Эраста
после прочтения повести.
III. Желтая шляпа
Если вы выполните задания, то сможете высказать позитивные суждения о героях ,событиях, чувствах героев и поэме в целом. Не забывайте, что вы в желтой шляпе: главное для вас- найти позитивное во всем, вы -ОПТИМИСТЫ!!!
Сбор положительной информации о событиях, героях, чувствах героев
Найдите положительное в героях, ответив на вопросы:
Как ведет себя Эраст после смерти Лизы? О чем и о ком он думает? Как это его характеризует? Почему он погибает?
Докажите примерами из текста, что автор восхищается образом Лизы? Какие изобразительно- выразительные средства языка использует автор при описании Лизы? Приведите примеры.
IV. ЧернаяЕсли вы выполните задания, то сможете высказать отрицательные суждения, покритиковать героев ,события и повесть в целом. Не забывайте, что вы в черной шляпе: главное для вас - найти негативное во всем, отразить проблемы и трудности, вы -ПЕССИМИСТЫ!!!
Заполните таблицу словами, передающими неправоту главных героев
Лиза Эраст

Ответьте на вопросы ,начиная свои суждения со слов:
«Мы считаем, что герои ведут себя неправильно, потому что….»
Как разрешается конфликт в повести? (...Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.) Что стало причиной смерти Эраста и Лизы на ваш взгляд?
Как вы оцениваете поэму в целом ? Актуальна ли она сегодня?
IV. Зеленая шляпа
Если вы выполните задания, то сможете высказать новые идеи, предложения, проявить свои творческие способности. Не забывайте, что вы в зеленой шляпе: главное для вас – найти НОВЫЕ идеи в решении проблемы, высказать творческие суждения. Вы – ТВОРЦЫ!!!
Задание: Придумайте свой финал повести.

VI. Синяя
Контроль над процессом мышления. Осмысленность и рефлексия.
7. Выводы и обобщение.
Почему повесть называется «Бедная Лиза»?
Какие выводы сделали для себя?
8. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Руководители группы заполняют оценочные) 9.Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос: «Какие чувства вызвала повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Лист взаимоконтроля
Работа с учебным материалом Баллы Замечания
Слабо ориентируемся в тексте произведения, частично пересказываем, не всегда можем привести пример 6-8 Хорошо ориентируемся в тексте произведения, пересказываем, приводим примеры 9 Уверенно ориентируемся в тексте произведения, пересказываем, приводим примеры, аргументируем свою позицию, свой ответ 10 Можем схематично, графически подтвердить свои наблюдения 11 Используем дополнительные источники информации, приводим примеры из других произведений 12 Обобщаем, анализируем, классифицируем изучаемый материал, корректируем свои действия 13 Планируем, прогнозируем свою деятельность, используем сведения из нескольких источников, приводим примеры из других текстов, на материале других учебных предметов 14 Руководитель:
Подумайте также:
- решила ли группа поставленную перед ней задачу (насколько полно это сделала);
- какие были трудности;
- насколько дружно и организованно работали участники группы.