Статья на тему: Система оценивания деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с применением стратегий критического мышления
Система оценивания деятельности учащихся на уроках с использованием методики критического мышления.
-38100Учитель первого уровня,
русского языка и литературы Кургушова З.В.
КГУ " Гимназия №15" г. Алматы. 2015г.
Какова должна быть система оценивания?
Мы с вами должны согласиться, что системы оценивания, существующие в мире, вовсе не совершенны и в корне отличаются друг от друга.
Традиционно мы с вами придерживаемся системы оценивания, состоящей из пяти баллов, но иногда так хочется поставить оценку
" 3,9", "4, 5"; нам очень часто не хватает полбалла.
При оценивании работы учащихся необходимо выработать критерии оценивания на каждом этапе урока, дескрипторы за что мы ставим ту или иную оценку и почему.
Как использовать приемы критического мышления наиболее продуктивно на уроках, учитывая специфику предмета? Не подлежит сомнению, что критическое мышление развивает ряд умений у учащихся, необходимых как для учебы, так и для жизни.
Вашему вниманию предлагаются критерии оценивания деятельности учащихся в баллах с последующим их переводом в шкалу оценок. Существует множество приемов критического мышления, которые мы можем использовать в своей практике на уроках. Я хотела бы поделиться своими наработками с использованием приемов критического мышления:
" Верно и неверно", " Кластер", " Диаграмма Венна", "Инсерт" .
Так при проведении урока русского языка в 5 классе: " Однокоренные слова и формы слова" на первом этапе урока - вызова, чтобы пробудить ученика к активной работе, вызвать интерес к теме урока, актуализировать имеющиеся знания, можно применить прием критического мышления "Кластер" или "Верные и неверные утверждения".
1. Вызов. Прием " Кластер"
1. Вызов. Прием КМ "Верные и неверные утверждения":
1.Корень у всех слов один?
2.Все эти слова однокоренные?
3.Все эти слова формы одного и того же слова?
Оценивание умения учащихся работать с приемом КМ "Верные и неверные утверждения":
1.Умение работать с информацией- 1 б.
2.Умение анализировать- 1 б.
3. Умение исключать лишнее - 1 б.
4. Умение обобщать --1б.
При проведении урока русского языка в 6 классе: " Лексика и фразеология"
Задание № 1" "Верные и неверные утверждения":
1.Омонимы-- слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению
2.Синонимы- слова одной части речи, противоположные по лексическому значению
3. Диалектные слова, слова, которые употребляют люди той или иной местности.
4.Неологизмы-- слова, вышедшие из активного, повседневного употребления. 5.Профессионализмы -слова, которые употребляют люди той или иной профессии, специальности. 6.Паронимы -однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении.7. Архаизмы- новые слова, возникающие в языке.
8. Антонимы- слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению.
9.Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов.
10.Заиствованные слова -слова, пришедшие из других языков
11.Историзмы-слова в русском языке, вышедшие из употребления.
12.Многозначные слова- слова, имеющие одно значение
На втором этапе урока - осмысления- отслеживание информации, чтобы соотнести старые знания с новыми, получить новые знания, осмыслить и использовать имеющиеся, можно использовать прием КМ " Инсерт":
V я это знал...
-- вызывает у меня сомнение..+ новое для меня
? что-то неясно (например при работе над параграфом учебника)...
Оценивание умения учащихся работать с информацией, маркировки текста ("Инсерт").
1.Умение отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации -1б.
2.Соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. -1б
3.Умение ставить вопрос - умение быть внимательными и отмечать непонятное.- 1б.
Прием КМ " Диаграмма Венна" также можно использовать на втором этапе - осмысления
Оценивание работы учащихся при составлении диаграммы Венна.
Уровень достижения Дескриптор (раскодирование, расшифровка ) Баллы
Допустимый
"5" Полное отражение темы через сопоставление и сравнение - мыслительная деятельность высшего порядка. 10 баллов
Средний
"4" Неполное отражение темы через сопоставление и сравнение 7-9 баллов
Низкий
"3" Неумение устанавливать сопоставление и сравнение по теме Меньше 7 баллов
Пример использования приема КМ " Диаграмма Венна" на уроке литературы при изучении творчества двух великих поэтов казахской и русской литературы ( 9 класс)
-3810-62865На третьем этапе урока - рефлексии, чтобы осмыслить полученную информацию, чтобы произошло присвоение новых знаний и формирование собственного отношения к изучаемой теме, можно использовать прием критического мышления "Синквейн". В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам.
В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:
на первой строчке записывают одно слово – существительное.
Это есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строке записывают тему глагола, описывающего действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
Последняя строчка - это слово резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Прием КМ"Синквейн"
1.Значение.
2.Лексическое , одинаковое.
3.Различаются, получается.
4. Лексическое значение одинаковое, а окончание разное.
5.Форма слова.
Оценивание умения учащихся работать по методу КМ "Синквейн"
(прием синтезирования, резюмирования информации)
1. Умение ученика выразить к теме личное отношение в форме свободного творчества-1б.
2. Умение ученика дать новую интерпретацию темы-1б.
3.Умение ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию-1б.
При системе оценивания также важно
самооценивание (внутренняя оценочная инстанция) и взаимооценивание
(адекватное оценивание себя и других).
Критерии оценивания устного ответа: ( 2балла за каждый правильный ответ).
1.Умение четко и логично излагать материал.
2.Глубина содержания выступления.
3.Манера изложения.
4.Умение отвечать на вопросы.
каждый выступающий выставляет себе самооценку.
ДЕСКРИПТОРЫ :8 баллов- "5"
6-7 баллов - "4"
4-5 баллов - "3"
Ниже 4 баллов - "2"
Таким образом, поэтапное оценивание предполагает дескрипторы самооценки деятельности учащегося :
№ Задания Баллы ДЕСКРИПТОРЫ :1 Верно: -----------
Неверно:-------------- 3балла
2 а)Вопрос
б)практическая работа
в)работа со словарем 1балл
7баллов
2балла
3 Устный обобщающий ответ. 5баллов
Итого
баллов 17-18 баллов- "5"; 14-16 баллов - "4"
10-13 баллов - "3"Ниже 9 баллов - "2"
№ Фамилия Баллы Оценка
1 Какие ценности неоспоримы для учащегося?
1. Стимул для обучения.
2. Практическое применение знаний.
Ценности оценивания для учителя?
1. Корректировка знаний.
2. Принятие дальнейших решений.