Коучинг-сессия на тему: «Информационно-образовательная среда урока как средство формирования функциональной грамотности учащихся»
Г.А. Абдуселимова,
сертифицированный учитель третьего (базового) уровня
Коучинг-сессия* на тему:
«Информационно-образовательная среда урока как средство формирования функциональной грамотности учащихся»
Дата 25.01.17 КГУ «Школа-гимназия №1 г.Сатпаев»
Название занятия Информационно-образовательная среда урока как средство формирования функциональной грамотности учащихся
Цель формирование у учителей навыков составления заданий, соответствующих стандарту международных оценочных организаций в области науки и образования через информацию о данных международных оценочных организация
Задачи
- определение уровня понимания, значения и практической реализации формирования и развития функциональной грамотности на уроках;
- создание единой образовательной среды, основанной на сотрудничестве;
- обучение составлению заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, на основе Таксономии Блума;
- формирование профессиональной компетентности учителя по применению заданий по функциональной грамотности на практике
Ожидаемый результат В конце коучинг-сессии учителя:
- приобретают навыки составления заданий по функциональной грамотности, применяя таксономию Блума;
- умеют определять принципы работы
- понимают требования и значения изменений в политике современного образования
Ключевые идеи - Формирование функциональной грамотности учащихся – новая парадигма образовательного процесса.
- Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
- Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Материалы и оборудование видеоролик «Притча о двух волках», презентация «Информационно-образовательная среда урока как средство формирования функциональной грамотности учащихся», маркеры, стикеры, постеры, музыкальное сопровождение
Ход занятия
Этапы проведения занятия Время Действия коуча и действия участников
1. Приветствие 1. Приветствие коуча:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Надеемся, что вы сегодня станете активными участниками коучинг-сессии. Давайте пожелаем друг другу удачи и творческих успехов в работе.
2. Вводная часть. Вызов
Цель:
вовлечь учителей в обсуждение методов активного обучения
Осмысление
5 мин 2. Притча «О двух волках»
- Внимание на экран (просмотр видеоролика). Обсуждение по вопросам:
- О чем данная притча?
- В чем заключается главная идея притчи?
- Спасибо. Когда вы слушали притчу, то преобладали эмоции, было задействовано слуховое и зрительное восприятие. А вот вопросы после притчи заставили рассуждать, т.е. привели к мыслительной деятельности.
3. Работы с цитатами. Понятийное колесо.
- Теперь поработаем с цитатами и продолжим нашу мыслительную деятельность. Предлагаю участникам выбрать наугад карточку с цитатой (по рядам). Прочитайте внимательно. А теперь прошу одного представителя от ряда зачитать цитату вслух и прокомментировать её.
Карточки:
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. (Адольф Дистервег, нем.педагог)
Ум заключается не только в знаниях, но и в умении применять знания на деле. (Аристотель, древнегреческий философ)
Не мыслям надобно учить, а мыслить. (Иммануил Кант, нем.философ)
- Действительно, ни для кого сегодня не секрет, что очень многие знания, получаемые в школе, не применяются в жизни.
Погружение в тему 3 мин 4. Работа по вопросам
- Отсюда возникают вопросы, на которые хочется услышать ответы:
Зачем мы учим? А дети зачем учатся? Зачем мы сегодня с вами встретились? Что такое функциональная грамотность?
5. Знакомство с целями и эпиграфом мероприятия
- Перейдём непосредственно к нашему мероприятию. Задачами коучинг-сессии являются:
- определение уровня понимания, значения и практической реализации формирования и развития функциональной грамотности на уроках;
- обучение составлению заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, на основе Таксономии Блума;
- формирование профессиональной компетентности учителя по применению заданий по функциональной грамотности на практике.
Эпиграфом взяты слова русского психолога Льва Семёновича ВыгОтского: «Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни».
Теоретическая часть 5 мин 6. Теория
- В последнее время довольно много и часто мы стали говорить о формировании функциональной грамотности учащихся. Это веяние времени – обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.
Итак, согласно А.А. Леонтьеву, «функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».Нам же сегодня следует стремиться к следующему пониманию: «Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни».Перехожу к тому, зачем мы, собственно говоря, собрались. На сегодняшний день главной целью развития подросткового чтения для учителя является воспитание вдумчивого читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его. Таким образом, формированию функциональной грамотности способствует, прежде всего, работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном.
- Для развития функциональной грамотности учащихся самому учителю необходимо работать над разработкой заданий на функциональную грамотность.
Практическая часть
Групповая работа
Задачи: учить не только для школы, а для жизни; не просто давать знания, а научить учиться; применять стратегии активного обучения для развития читательской грамотности учащихся; сделать уроки более наглядными, доступными и понятными нашим ученикам; создавать для учащихся образцы заданий, которые идентичны типам заданий программы PISA и систематически использовать их на уроке
10 мин
(2 мин)
(3 мин)
(5 мин)
(5 мин)
7. Работа с текстами
- И мы переходим к практической части нашего занятия. Для выявления личного владения навыками функциональной грамотности предлагаю поработать с подобными заданиями. Для начала прочитайте приведенные примеры (это фрагменты из различных текстов). Как вы думаете, что их объединяет?
1. Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает , то их полижет;
Очки ни действуют никак. (И.А.Крылов «Мартышка и очки»)
2. Утром вы бегло прочитали название лекарства на упаковке и приняли предписанную вам дозу. Вскоре вы почувствовали себя плохо. Позже выяснилось , что вы приняли препарат, который был выписан вашему дедушке.
3. В большом городе вы оказались в метро и заметили , что часто слышите одну и ту же фразу: «Не подскажете, как добраться до станции...»
4. Вы пытаетесь загрузить программу «Скайп». У вас не получается. Вы читаете инструкцию , снова пытаетесь загрузить программу. Ничего не получается. Вы предпринимаете третью попытку – безрезультатно...
5. Заполняя бланк беседы по развитию, в графе «Функциональные обязанности» работник написал: сканирование рынка, отслежка платежей, забивание клиентов в базу, а также их поиск и обаяние.
6. На одном из избирательных участков каждый четвертый избиратель заполнил бюллетень неверно. Голоса данных избирателей были анулированы...
7. В результате непрофессиональных действий водителя автобуса произошла серьезная авария...
8. Работа с таксономией Блума. Вопросы и задания группам:
- Что вы знаете о таксономии Блума? (Соответственно каждому уровню с помощью определенных глаголов может предлагаться набор задач). Перед вами ресурсы – найдите соответствие уровня и вопросы к нему. По пирамиде таксономии Блума классифицируйте данные вопросы. Обсуждение в группах, проверка по оригиналу.
9. Практическая работа по заданиям
Задание 1: самостоятельно в группах по тексту-19 (Александр ГОРБОВСКИЙ «ДОРОГА ДОМОЙ») составить задания (используя все 6 уровней таксономии Блума,), в которых будет явно видна практическая направленность данных заданий на формирование у учащихся функциональной грамотности.
Обсуждение в группах. Выступление групп.
Задание 2: перефразировать предложения
Для 8-го класса: Ловкость и наглость кота всегда держали обитателей квартиры как бы на осадном положении. – Изворотливость да бесстыдство домочадца (постоянно) будто бы требовали от жильцов дома находится в постоянной боевой готовности (ожидании войны).
Для 10-го класса: Жил он в коммунальной квартире, не голодал, призвание же свое видел в том, чтобы следовать врожденной преступной наклонности – воровству. – Проживал кот в общем бытовом помещении (доме), с голоду не пух (впроголодь не жил, зубы на полку не клал), личное назначение представлял себе в природной (унаследованной) бандитской сущности – грабеже.
Обсуждение в группах. Выступление групп
- Таким образом, во время «Уроков чтения», а также на рабочих уроках мы добиваемся полного понимания текста, что предусматривается в грамотности чтения. Работа эта сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова Сесиль Лупан: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».
Итоговая рефлексия 2 мин 10. Рефлексия
- Подведём итог коучинг-сессии. Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева:
Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблоки – ключевые компетенции Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием). Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности школьников.
- Теперь присутствующих участников прошу при помощи индивидуальной рефлексии «Ладошка» оценить свою работу. Обведите свою руку на листе бумаги. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно (не понравилось); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения
*Коучинг-сессия – это набор действий в определенном сочетании, которые необходимо выполнить