Спецкурс по русскому языку


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» города Смоленска
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор
Протокол №1от 30.08.2016 О.В.Антышева
Приказ №176-ОД от 30.08.2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Развитие речи» для 7 класса, основное общее образование
Виноградовой Светланы Игоревны,
учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории.
2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Развитие речи» для VII класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Сочинение – это речевой жанр, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций. Особое внимание было возвращено к нему в связи с тенденцией в обучении, когда умение детей рассуждать по поставленной проблеме заменялось шаблонами чужих мыслей. Это особенно ярко проявилось на итоговой аттестации, поэтому с 2014 года сочинение включено в систему испытаний обучающихся 11 класса. Конечно же, жанр сочинения сложен, и подготовка должна идти в системе, начиная со среднего звена. На это и направлен спецкурс «Развитие речи» в 7классе.
Цели и задачи спецкурса
ПРЕДМЕТНЫЕ:
развитие речи обучающихся, углубление знаний о речевых жанрах русского языка, его стилях, речевых ситуациях, нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ:
интегрирование знаний по русскому языку и литературе в процессе изучения словесности, формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Задачи организации учебной деятельности:
•формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков ;
•овладение нормами русского и литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
•развитие различных видов УУД — коммуникативных, познавательных, регулятивных.

Программа реализует системно-деятельностный подход и позволяет создавать индивидуальную образовательную траекторию с помощью дифференцированного подхода к обучению, чередуя теоретический материал и систему практикумов.

II. Содержание тем учебного предмета
Название
разделов, тем Количество
часов для изучения Содержание учебного
материала, практические работы, самостоятельная работа Формы контроля
Текст как единое целое.
Понятие о тексте. Основные признаки текста.
Тема. Основная мысль текста. Эпиграф.
Опорные (ключевые слова).
План текста.
Абзац. Микротема текста.
Связь предложений в тексте.
Стили речи.
7ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч. Основные признаки текста.
Определение основной мысли текста, темы текста.
Работа с эпиграфами.
Роль опорных слов при написании сочинения. Сочинение-миниатюра.
Как составить план текста. Работа с текстами.
Работа с абзацем, микротемой текста. Деление текста на абзацы. Нахождение микротемы.
Средства связи предложений в тексте. «Мостики» между абзацами.
Особенности стилей речи. Сфера применения, речевые жанры, языковые средства. Стилевая трансформация текста. Практическая работа. Составление текстов разных стилей речи. Что мы знаем о типах речи.
Основные типы речи, их признаки. Языковые особенности.
Повествование как тип речи.
Описание как тип речи.
Рассуждение как тип речи.
4ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч. Типы речи, их признаки. Разговорный и книжные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.
Языковые особенности. Основные приемы, помогающие определить тип речи. Анализ предложенных текстов.
Работа с текстом-повествованием. Части речи, характерные для данного типа речи. Анализ предложенных текстов
Работа с текстом-описанием. Части речи, характерные для данного типа речи. Анализ предложенных текстов.
Лингвистическая миниатюра-шутка.
Работа с текстом-рассуждением. Части речи, характерные для данного типа речи. Средства выразительности.
Учимся рассуждать.
Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи.
Формулируем тезис. Приводим аргументы (доказательства).
Делаем вывод.
Учимся рассуждать на лингвистическую тему.
Обобщим наши знания.
6ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч. Структурные компоненты текста-рассуждения. Языковые средства связи частей текста-рассуждения.
Тезис. Аргументы.
Значение вывода в сочинении-рассуждении.

Практическая работа. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Контрольное сочинение-рассуждение.
Повторение и обобщение изученного. Контрольное сочинение-рассуждение
III.Тематическое планирование
№п/п Название темы Количество часов Резерв
1 Текст как единое целое.
7ч. 2. Что мы знаем о типах речи.
4ч. 3. Учимся рассуждать.
6ч. V. Календарно – тематическое планирование по курсу «Развитие речи» для 7класса
(кол-во часов в год 17, в неделю 0,5ч.)

уро
ка Тема урока Планируемое
д/з Дата Корректировка КТП Примечание
Текст как единое целое. 7ч.
1. Понятие о тексте. Основные признаки текста. Письменное высказывание на тему «Текст- это единое целое, потому, что…» 2. Тема. Основная мысль текста. Эпиграф. 3. Опорные (ключевые слова). Сочинение-миниатюра. По опорным словам определить тему текста. 4. План текста. Составить сложный план. 5. Абзац. Микротема текста. Разделить текст на абзацы. 6. Связь предложений в тексте. Определить вид связи. 7. Практикум. Стили речи. Составить тексты в разных стилях речи. Что мы знаем о типах речи. 4ч.
8. Основные типы речи, их признаки. Языковые особенности. Определить тип речи. 9. Повествование как тип речи. Сочинение-миниатюра. 10. Описание как тип речи. Сочинение-миниатюра. 11. Рассуждение как тип речи. Сочинение-миниатюра. Учимся рассуждать. 6ч.
12. Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи. 13. Формулируем тезис. Приводим аргументы (доказательства). Найти тезис в текстах. 14. Делаем вывод. 15. Практикум. Учимся рассуждать на лингвистическую тему. Подготовка к сочинению-рассуждению. 16. Контрольное сочинение-рассуждение. 17. Обобщим наши знания. Сводная таблица уроков контроля
Количество контрольныхсочинений Количество
практических работ
I II год I II год
1 1 1 1 2
V. Планируемые результаты освоения предмета(личностные, метапредметные, предметные)/требования к уровню подготовки учащихся.

ЛИЧНОСТНЫЕ:
сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Обучающиеся получат возможность узнать:
•признаки текста, его типы;
•стили устной и письменной речи;
•виды плана и композицию сочинения;
•типы и стили речи;
•роды литературы и их художественные особенности;
•изобразительно-выразительные средства;
•жанры сочинения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
•определять принадлежность к определённому типу и стилю речи;
•анализировать тексты с точки зрения его выразительных языковых средств;
•создавать тексты различных типов, стилей и жанров;
•излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
•редактировать тексты в соответствии с целью;
•анализировать сочинения и рецензировать их.