Публичный доклад на тему «Преемственность дошкольного и начального образования как необходимое условие формирования готовности к обучению» (для учителей начальных классов и воспитателей детских садов)
Семинар практикум « Преемственность дошкольного и начального образования как необходимоеусловие формирования готовности к обучению» Пора в школу Что же такое психологическая готовность к школе? . Психологическая готовность это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников Составляющие психологической готовности Эмоционально-волевая готовность Мотивационная готовность Интеллектуальная готовность Физическая готовность Коммуникативная готовность Интеллектуальная готовность К 6-7 годам ребенок должен знать:Свой адрес и название города, в котором он живет;Название страны и ее столицы;Имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;Времена года, их последовательность и основные признаки;Название месяцев, дней недели;Основные виды деревьев и цветов;Уметь различать диких и домашних животных.Иными словами он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. развитие памяти, внимания, сформированные мыслительные операции, обобщение, умение устанавливать связь между явлениями и событиями. Мотивационная готовность(наличие у ребенка желания учиться) подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль ученика. Очень важно, чтобы школа была привлекательна для него своей главной деятельностью - учебной. Следует давать детям только позитивную (положительную) информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с_ легкостью заимствуются детьми. Родители должны дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого современного человека.Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе Волевая готовность (умение длительное время выполнять не очень привлекательную работу) предполагает наличие у ребенка умения ставить перед собой цель. принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительное время выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой деятельности способствует изобразительная деятельность и конструирование. Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включаться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Физическая готовность Группа здоровья Выносливость, закалка Уметь сидеть на месте 35-40 минутУровень физического развития ребенка, соответствует возрастным нормам от которых зависят работоспособность ученика в условиях систематического обучения МЕЛКАЯ МОТОРИКА К семи годам ребёнок должен:Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования.Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.Ориентироваться в тетради в клетку или в линию.Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей. Личностно – социальная готовностьГотов к общению и взаимодействию – как со взрослыми,так и со сверстниками, Интеллектуальная готовность Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности Мотивационная готовностьЖелание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами). Эмоционально – волевая готовностьУмеет контролировать эмоции и поведение, умение подчинить свою «ХОЧУ» - «НАДО», управлять своим поведением, Психологически готовый к школе ребенок Физическая готовностьВыносливость, закалка Уметь сидеть на месте 35-40 минут Коммуникативная готовностьумении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Диагностика психологической готовности к школьному обучению
Методика « мотивы учения» Выявление уровня сформированности мотивации к школьному обучению Срисовывания букв, срисовывания группы точек выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Графический диктант Умение внимательно слушать, и точно выполнять указания, правильно воспроизводить, самостоятельно действовать Методика исключение лишнего Изучение уровня мышления Тест Тулуз - Пьерона Выявление уровня развития произвольного внимания Рисунок человека Эмоционально –личностная сфера Исследование способностей к целостному восприятию Восприятие Зрительная память Выявление объема кратковременной зрительной памяти Психологическая готовность2012-2013 уч.г.
Результаты д/ сада% Результаты школы% Готовы 19,7 22 Условно готовы 52,2 48 Не готовы 28 30 Адаптация к школе Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Первый год обучения трудный для ребенка: 1. Меняется весь уклад жизни.2. Возрастает психологическая нагрузка.3. Увеличивается статическая нагрузка.4. Уменьшается двигательная активность. Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений Многочисленные «можно», нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих растягивается до полугода. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Первые 2-3 месяца – самые трудные! По статистике, половина детей в классе адаптируются за 2-3 месяца.Для остальных требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Социально-психологическая адаптация.- Переоценка ценностей (Я ученик!)- В 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере. Признаки успешной адаптации: Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Повышение степени самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий. Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Формирование адекватного поведения. Профилактические мероприятия (адаптационные занятия) Цели- создание психологических условий для адаптации.Задачи:развитие когнитивных умений и способностей-развитие навыков общения- формирование у учащихся внутренней позиции школьника- устойчивой самооценки-снизить уровень школьной тревожности- усвоение школьных правил Результаты обследования тревожность, завышенные требования в семье, переутомления – личностные УУД Результаты обследования статус в классе – коммуникативные УУД Результаты обследования самооценки – личностные УУД Результаты обследования школьной мотивации - регулитивные УУД Результаты обследования познавательных УУД Вывод об уровне адаптации Коррекционно-развивающая работа
Программа О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»Цель: психологическая сопровождение в период адаптации ( учащиеся имеющие трудности )Задачи:устойчивая самооценкаснижение тревожности формирование устойчивой учебной мотивации развитие социальных и коммуникативных умений Уровень адаптации после коррекционно- развивающих занятий 1-х классов Программа О. Холодовой «Юным умникам и умницам» в гимназических классах Цель данного курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему развивающих упражнений Что такое внеурочная деятельность? Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня (внеурочную деятельность) Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий , индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые исследования и выполнение проектов. Цель данного курса: сформировать психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках. Программа направлена на развитие познавательных процессов, пространственных представлений, психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, и на развитие аналитико – синтетической деятельности учащихся. Внеурочная деятельность Результаты диагностики во внеурочной деятельности развивающие занятия в 1-х классов Первая диагностика% Вторичная диагностика% Показатели 1 – е кл 69,6 86,7 17,1 2 – е кл. 68 89 21 Работа с родителями и педагогами Индивидуальные консультации для родителей по результатам психологического обследования с рекомендациями учитывая индивидуальные показатели и особенности каждого ребенка.