Статья Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии
«Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии».
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), который ориентирует учебный процесс на реализацию системно-деятельностного подхода.
Именно деятельностный подход обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
Механизмом реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии выступают различные технологии обучения.
Однако, лучше всего, на мой взгляд, с логикой СДП согласуется главный тезис проектно-исследовательской деятельности: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это нужно мне, где и как я могу применить эти знания».
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Другими словами, проектно-исследовательская деятельность — это организация особого взаимодействия учителя и учащегося в процессе обучения. Учащийся самостоятельно проводит глубокое исследование какого-либо вопроса или темы по предмету, а учитель выступает в роли консультанта, тренера.
Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как биология для применения метода проекта на уроках и внеурочное время. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала – например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты, а также мотивировать успешного ученика головоломным заданием – например, провести исследование и защитить его результаты.
Технологию проектного обучения на уроках биологии можно использовать
при различных видах учебных занятий. Например, данная технология может быть использована на уроке, который полностью состоит из работы над проектом. Такие уроки требуют от учащихся высокой организованности и самостоятельности. В результате ученики не только получают возможность работать творчески, но и закрепляют и расширяют свои знания по биологии в процессе работы над проектом.
1) Итак, урок-проект, который полностью состоит из работы над проектом. На таком уроке предполагается высокая степень самостоятельности учащихся.
Роль учителя на уроке – это роль не консультанта, не помощника, а направляющего звена.
На уроке проектно-исследовательской деятельности в 5 классе по теме «Группы растений» в начале урока перед учащимися ставится проблемный вопрос: Чем отличаются растения, которые объединяют в разные группы?
Выдвигается гипотеза, определяется цель и задачи исследования.
Учащиеся делятся на группы. Каждой группе выдаются пошаговые инструкции, в ходе выполнения которых они приходят к определенному результату. При этом учащиеся обращаются к разным источникам информации: учебник, книги, ресурсы интернет.
В конце урока каждая группа выступает с презентацией материала, оформленного по шаблону, происходит обмен информацией, и создается общими усилиями продукт, результат проекта – энциклопедия групп растений.
На таком уроке актуализируемые предметные знания по биологии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.
2) мини – проекты, выполняются учащимися на одном - двух уроках.
Начинать работу над такими проектами лучше внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы выполнить на уроке, а другую часть сделать вне уроков. Например: «погружение в проект» (определение темы, целей, задач) – выполняется на уроке, а работа с литературными источниками, оформление проекта – дома; проведение экспериментальной части – в кабинете биологии под руководством учителя, а презентация полученных результатов – на уроке.Учащимся 6 класса при изучении темы «Грибы» предлагается провести исследование по теме «Плесневые грибы и дрожжи». На уроке была сформулирована гипотеза: плесневые грибы живут везде, имеют особое строение, приносят вред и пользу. Чтобы проверить и подтвердить гипотезу, учащиеся наблюдают за развитием плесени на продуктах дома. Во время урока работают в группах: изучают параграф, дополнительную литературу, выполняют лабораторную работу, в ходе которой знакомятся со строением плесневых грибов. Итогом является разработка памятки для хранения продуктов.
3) урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии, а также выявлению талантливых и одаренных школьников.
Так при изучении ботаники учащиеся знакомятся с проектами «Фиалка - растительный хамелеон», «Использование растений в качестве индикаторов», «Влияние света на рост и развитие растений», при изучении зоологии учащимся предлагаются для ознакомления проекты «Учет птиц на кормушках в зимний период», «Редкие насекомые села», в 8 классе перед учащимися выступают одноклассники с проектом «Мониторинг физического развития учащихся школы».Исследовательские проекты считаю высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретая навыки практической экспериментальной работы, учащиеся успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам.Результативность применения технологии проектного обучения существенно увеличивается при совместной работе школ и высших учебных заведений, когда руководителем проектов учащихся наряду с учителем становится ученый или преподаватель ВУЗа. При таком сотрудничестве учащиеся могут ближе познакомиться с современными методами биохимических исследований, использовать в своей работе над проектами новейшие приборы и оборудование.
Итогом исследовательской деятельности является участие учеников в конкурсах проектов, научно-практических конференциях различных уровней.
Есть прекрасные слова Бернарда Шоу «Деятельность – единственный путь к знанию».
Проектная деятельность обучающихся подтверждает эти слова. Поэтому новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени и общества, отводят одно из ведущих мест в проектному обучению, так как оно создает условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения развивают системное мышление.