Непрерывное образование педагогов в условия современной школы
Ханькова Т.И.,
учитель музыки и МХК
МАОУ СОШ № 10, ГО Ревда
Высшая кв. кат.
Непрерывное образование педагогов в условия современной школы
«Расширять свои знания можно
только тогда, когда смотришь
прямо в глаза своему незнанию» К.Ушинский.
Идея образования на протяжении всей жизни стара как мир. Она зафиксирована в пословицах, выражающих мудрость народов: русского ("Век живи - век учись"), английского ("Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем"), китайского ("Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься") и др.
Ведущие направления в развитии образования, определенные Концепцией модернизации современного образования на период до 2010 г., могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогов, руководителей, воспитателей образовательных учреждений различных типов и видов. В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого освоения, применения достижения науки и педагогического опыта. Все эти перечисленные факторы являются необходимыми составляющими профессиональной квалификации педагога.
Проект программы "Наша новая школа" актуален, заслуживает внимания и обсуждения широкой публики. В нем отражены современные проблемы образования и намечены пути их решения. Отрадно, что в программе говорится о непрерывном образовании, готовности к переобучению, о новых требованиях к педагогу и новых учителях. Настал тот момент, когда учитель должен сделать шаг и перейти от учителя - практика к учителю исследователю, тогда он будет интересен своим ученикам, тогда он сможет вести за собой современных учеников. В проекте поставленные цели и задачи вполне оправданы, реальны и своевременны.
Новой школе нужен новый учитель. А школа реформируется гораздо быстрее, чем нам кажется. Творчески работающие педагоги сегодня реально продвигают реформу и будут продолжать реализацию ее основных направлений. Помочь им в этом призвана система повышения квалификации и переподготовки работников образования. Развитие системы российского образования тесно связано с практическим решением проблемы развития и роста профессиональной компетенции педагога. Это в первую очередь должно проявляться в преодолении учителем собственных профессиональных барьеров и затруднений, в уходе от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности, в овладении новыми, передовыми технологиями и способами профессиональной самореализации и самоактуализации, в приобретении способностей к самообучению, самоорганизации и саморазвитию. Актуальность данного вопроса состоит в том, что повышение квалификации педагогов - один из наболевших и открытых вопросов в современной школе. Сама процедура повышения квалификации воспринимается учителями как некое непосильное испытание, требующее физических и моральных сил. В силу этого у определенных педагогов (преимущественно пенсионного возраста) в отношении повышения квалификации, а значит и профессионализма, складывается не верная позиция. Именно поэтому в педагогическом менеджменте необходимо четко обозначить не только условия повышения квалификации, но и знать способы мотивирования педагогов в этом направлении. Это, в свою очередь, поможет не только поднять их профессиональный уровень, но и повысит рейтинг школы на рынке образовательных услуг. Понятие педагогической квалификации неразрывно связано с понятием компетентности и компетенции. Повышение квалификации педагога происходит через повышение компетентности и профессионализма.
На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Чем же вызвана объективная необходимость решения проблемы непрерывности образования? Прежде всего - динамизмом мирового и общественного развития, ускорением социально-экономического прогресса, оказывающего решающее воздействие и на материальную и на духовную стороны жизни государства в целом и каждой отдельной личности.
По моему мнению, условием успешности непрерывного образования является востребованность получаемых знаний в практической деятельности, их устремленность в будущее, проявленная в расширении и углублении поля знаний по предмету. Т.е. самообразование сегодня - успешность завтра.
Современная концепция непрерывного образования как системы, - это новый взгляд на образовательную практику, которая провозглашает учебную, а в некоторых случаях и научную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки «образовательной лестницы» новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни от 25 до 65 лет, как указано в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого и профессионально значимого потенциала личности.
В XXI веке концепция непрерывного образования приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам мир, где изменения происходят столь быстро. Необходимость «возобновлять» образование, профессиональную подготовку или переподготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной или личной жизни.
Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Этот процесс протекает в разных формах.
Основными путями повышения квалификации в нашей школе являются:
Участие в научно- методической работе школы
Курсы повышения квалификации всех видов в институтах усовершенствование учителей
Аттестация педагогических работников
Курсы повышения квалификации, творческие семинары
Дистанционное образование
Все возможные платные курсы
В нашей школе созданы условия, при которых происходит формирование и развитие личности учителя, его профессиональный рост. Для организации непрерывного образования учителя используются разнообразные формы работы: самообразование учителей, деятельность образовательных центров - методических объединений учителей по научным областям, классных руководителей, городские методические объединения учителей, временные творческие группы, семинары-практикумы, различные конкурсы профессионального мастерства, педагогические чтения и т.д.
Перед педагогами остро встала необходимость овладения ИКТ, что помогает безбоязненно использовать компьютерные технологии наравне со своими воспитанниками. Я убедилась, что для реализации учебного процесса в системе непрерывного образования наиболее эффективна технология дистанционного обучения. Неоспоримым является утверждение о том, что дистанционное обучение (ДО) образовательная среда ХХI века. Так, большое количество педагогов нашей школы приняли участие в обучении по программе практико – ориентированной дистанционной мастерской по теме «Разработка компетентностно – ориентированных заданий по учебным предметам» (АНО «Центр Развития Молодежи»). Полученные знания активно применяю в образовательном процессе. В образовательном учреждении периодически создаются временные творческие лаборатории, возникновение которых связано с новыми веяниями в системе образования, на данный момент педагоги школы участвуют в работе творческой лаборатории «Педагогическое тестирование в системе оценки и управления качеством образования».
Таким образом, важно отметить, успешность профессиональной деятельности педагога зависит от индивидуальных способностей человека, одной из важнейших особенностей человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими. Педагог – это профессионал, нуждающийся в постоянном образовании и самое главное – стремящийся к нему.
15