Урок развития речи в 5 классе Текст. Подготовка к написанию сочинения
МБОУ СШ №2 г.Сычевки
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 5 КЛАССЕ.
ТЕМА: «ТЕКСТ. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ «КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО»
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КОПОРОВА А.А.
Сентябрь 2015г.Технологическая карта
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Учебный предмет
Класс
Автор УМК
Тема урока
Тип урока
Цели урока
Деятельностные
Содержательные
Русский язык
5
М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.
« Текст»
Урок развития речи
Создание условий для речевого развития, усвоению новых способов деятельности, развития мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Формировать навык нахождения в тексте темы, идеи, основной мысли. Учиться проводить смысловой анализ текста, наблюдать и делать выводы, формулировать основную мысль текста, составлять план и писать сочинение.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
« Выбери из предложенных фигурок светофора ту, которая соответствует твоему настроению».
Зеленая – благоприятное, желтое – тревожное, красное - недовольное
Подготовка класса к работе.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Организует повторение знаний, закрепление умений.
Найти «лишнее предложение»
Летний дождь.
Он бывает разный.
Иногда хлещет как из ведра.
Хорошая девочка Лида.
Выполняют задания, определяя лишнее предложение, объясняя причину с целью использования остальных предложений для составления текста
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Создает проблемную ситуацию
-Какое предложение оказалось лишним? Почему?
- Как бы вы назвали эту группу предложений. Каким словом могли бы их определить?
- Что вызвало затруднение?
- Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией.
-Сформулируйте проблемный вопрос и сравните его с формулировкой на с.18
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результваты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
1. Предлагает понаблюдать над материалом упр. 38
- Прочитайте группы предложений, скажите, какие из них можно назвать текстом?
- Определите тему.
-Объясните, почему вы выбрали только одну группу предложений.
- Сделайте вывод. Сравните свой вывод с определением правила на с. 19.
Составляют план достижения цели.
На основе материала учебника
делают вывод о развивающейся мысли в тексте, составляют алгоритм :
Найду в предложении повторяющиеся слова, или местоимения, заменяющие их.
Определю, сохраняется ли общая мысль.
Выберу правильный вариант.
.
Метапредметные результаты
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)
Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
Учитель организует физминутку.
1.Работают с учебником (упр.41) в группе. Определяют тему текста, озаглавливают его. Каждая группа продолжает текст своими примером.
2. Работают в паре, выполняя упр. 42
Читают темы сочинений. Определяют, что их объединяет и чем они различаются.
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности
Организует деятельность по применению новых знаний
Самостоятельная творческая работа по составлению предложений - текста( по выбору - дифференцированная работа):
По темам упр. 42.
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся ( написать сочинение «Как я провел лето»).
1. Определиться с темой, главной мыслью.
2.Составить план.
3. Подобрать необходимый материал, можно использовать слова для справок.
4.Оформить сочинние.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
Называют ключевые слова темы.
Поднимают цветовую фигурку светофора, тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
15