Методические рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
для педагогов дополнительного образования
Кировград
2014
Дополнительная общеобразовательная программа основной документ педагога
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа является основным документом педагога, работающего с детским объединением, так как именно в ней:
определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения;
отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности;
организационные нормативы работы детского объединения.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на основе Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)
Структура общеобразовательной программы дополнительного образования детей
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5.Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.
6. Список литературы.
7. Аннотацию.
8. Сведения об авторе.
На титульном листе рекомендуется указывать:
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;
название дополнительной общеобразовательной программы;
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;
срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;
ФИО, должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы;
название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
Пояснения к структурным элементам дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования детей.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «________» имеет ______________ направленность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Цель: ..
Задачи:
образовательные задачи
.
развивающие задачи
.
воспитательные задачи
.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является..
Возраст детей.
Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Наполняемость в группах составляет: ____ чел.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на ___ года
1 года обучения : _______часа в год,
2 года обучения : ______ часов в год,
3 года обучения: ______ часов в год
Формы и режим занятий.
Форма организации занятий групповая (индивидуальная, групповая , индивидуально-групповая, )
Занятия групп __года обучения проводятся __раза в неделю по __ часа, т.е. __ часа в неделю (_____часа в год).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Формы подведения итогов реализации программы.
Учебно- тематический план.
1 год обучения
№
Темы
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
Итоговое занятие
ИТОГО
Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие
Теория. Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.
Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося
Методическое обеспечение программы
Раздел
или тема
программы
Формы
занятий
Приёмы и методы
организации
образовательного
процесса (в
рамках занятия)
Дидактический
материал
Техническое
оснащение
занятий
Формы
подведения
итогов
обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Список литературы
Для педагога:
Для детей:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пояснения к структурным элементам дополнительной общеобразовательной(общеразвивающей) программы дополнительного образования детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной общеобразовательной программы.
Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности обучающихся.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования детей предлагают следующий перечень направленностей дополнительных общеобразовательных программ:
1. Художественно-эстетическая направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
2. Эколого-биологическая направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).
3. Социально-педагогическая направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.
4. Туристско-краеведческая направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
5. Культурологическая направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительское.
6. Физкультурно-спортивная направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
7. Научно- техническая направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек- машина»).
Название дополнительной общеобразовательной программы, её цели, задачи и содержание должны соответствовать одной из вышеперечисленных направленностей.
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Классификация программ по уровню освоения
Общекультурный уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.
Углубленный уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированный уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.
НОВИЗНА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
новое решение проблем дополнительного образования;
новые методики преподавания;
новые педагогические технологии в проведении занятий;
нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Актуальность программы это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:
на анализе социальных проблем;
на материалах научных исследований;
на анализе педагогического опыта;
на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
на современных требованиях модернизации системы образования;
на потенциале образовательного учреждения;
на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.
Цели могут быть направлены:
на развитие ребенка в целом;
на развитие определенных способностей ребенка;
на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные:
создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.
Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
образовательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:
Глаголы
Существительные
способствовать
помощь
развивать
развитие
приобщать
приобщение
воспитывать
воспитание
обучить
обучение
сформировать
формирование
обеспечить
обеспечение
поддержать
поддержка
расширить
расширение
углубить
углубление
познакомить
знакомство
предоставить возможность и т.д.
предоставление возможности и т.д.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих общеобразовательных программ.
В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных общеобразовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления. Автору составителю модифицированной общеобразовательной программы следует указать предшествующие аналогичные программы, взятые за основу при разработке.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
В этом подразделе желательно поместить следующую информацию:
для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.;
какому возрасту детей адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;
наполняемость групп (количество учащихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей);
предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);
условия приема детей (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора детей в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определённой области и т.д.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:
временные границы, на сколько лет рассчитана программа, её продолжительность,
этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
количество часов на каждый год.
Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Формы и режим занятий
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
индивидуально-групповая
ансамблевая, оркестровая
работа по подгруппам
Возможные формы проведения занятий: акция, круглый стол, сбор, аукцион, круиз, семинар, бенефис, лабораторное занятие, сказка, беседа, эвристическая лекция, смотрины, вернисаж, мастер-класс, соревнование, викторина, «мозговой штурм», спектакль, встреча с интересными людьми, наблюдение, студия, выставка, олимпиада, творческая встреча, галерея, открытое занятие, творческая мастерская, гостиная, посиделки, творческий отчет, диспут, дискуссия, обсуждение, поход, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, фабрика, игра деловая, представление, фестиваль, игра-путешествие, презентация, чемпионат, игра сюжетно-ролевая, производственная бригада, шоу, игровая программа, профильный лагерь, экзамен, класс-концерт, поход, экскурсия, КВН, размышление, экспедиция, конкурс, рейд, эксперимент, консультация, репетиция, эстафета, конференция, ринг, ярмарка, концерт, салон и другие
Режим занятий. В данном подразделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Ожидаемый (прогнозируемый) результат это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся.
Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
Для достижения цели программы необходимо решить определённые задачи: образовательные, развивающие, воспитательные. Каждая задача приведёт к ожидаемому результату, следовательно, ожидаемые результаты должны быть прописаны по образовательному, развивающему, воспитательному компоненту программы. Кроме ожидаемых результатов существуют реальные результаты программы, так вот степень соответствия реального результата ожидаемому и будет результативностью.
Способы определения результативности
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
Педагогическое наблюдение.
Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать:
Педагогический мониторинг
Мониторинг образовательной деятельности детей
контрольные задания и тесты
самооценка воспитанника
диагностика личностного роста и продвижения
ведение зачетных книжек
анкетирование
ведение творческого дневника обучающегося
педагогические отзывы
оформление листов индивидуального образовательного маршрута
ведение журнала учета или педагогического дневника
ведение летописи
введение оценочной системы
оформление фотоотчётов
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
Некоторые формы подведения итогов:
Опрос, контрольное занятие, концерт, зачет, самостоятельная работа, выставка, экзамен, защита рефератов, конкурс, олимпиада, открытое занятие для родителей, соревнование, игра-испытание, презентация творческих работ, самоанализ, взаимозачет, коллективный анализ работ, отзыв, эссе, коллективная рефлексия и др.
Документальные формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями и органами управления образованием своевременного анализа результатов.
Дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
№
Темы
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.
Учебно-тематический план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %). Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:
на вводное занятие (введение в программу);
концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
итоговое занятие, отчетное мероприятие.
В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование
В зависимости от возраста детей, их способностей, специфики детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
В содержании программы необходимо указать:
название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);
телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);
указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;
при включении в дополнительную общеобразовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В данном разделе указывается:
обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
В раздел методического обеспечения можно включить описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий .
Виды методической продукции:
методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
Виды дидактических материалов
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, дискеты);
учебники, учебные пособия, журналы, книги;
тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы
В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:
сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);
сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);
перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (специальных приспособлений и т.п.);
перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, DVD-проигрыватель и т.п.);
перечень технических и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, маркеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией и т.д.).
Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы:
Раздел
или тема
программы
Формы
занятий
Приёмы и методы
организации
образовательного
процесса (в
рамках занятия)
Дидактический
материал
Техническое
оснащение
занятий
Формы
подведения
итогов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:
Список литературы, рекомендованной обучающимся, для успешного освоения данной образовательной программы.
Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.
Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:
фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование авторского коллектива;
название;
сведения о месте издания, издательстве и годе издания;
сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.
Фамилия И.О. Название издания. Место издания.: Издательство, год. количество страниц.
Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:
. (точка и тире) предшествуют каждой, кроме первой области описания;
: (двоеточие) ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;
/ (косая черта) предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании);
// (две косые черты) ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.
15