Выступление на педсовете по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Думать критически это: Проявлять любознательностьИспользовать исследовательские методыСтавить перед собой вопросыОсуществлять планомерный поиск ответовВскрывать причины и последствия фактовСомнение в общепринятых истинахВыработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводамиВнимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление Думать критически это: Проявлять любознательностьИспользовать исследовательские методыСтавить перед собой вопросыОсуществлять планомерный поиск ответовВскрывать причины и последствия фактовСомнение в общепринятых истинахВыработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводамиВнимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельноеВо-вторых – это мышление обобщенноеВ-третьих – это мышление проблемное и оценочноеВ четвертых – это мышление аргументированноеВ пятых – критическое мышление есть мышление социальное В программе РКМопределение критического мышления состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель:Формирует собственное мнениеСовершает обдуманный выбор между различными мнениямиРешает проблемыАргументировано споритЦенит совместную работу, в которой возникает общее решениеУмеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов вызов осмысление рефлексия Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материаломПробудить познавательный интерес к изучаемому материалуПомочь учащимся самим определить направление в изучении темы Задачи фазы реализации смысла –(осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материалПомочь соотнести старые знания с новыми Задачи фазы рефлексии –(обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материалПомочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное руслосталкивает различные суждениясоздает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решенийдает учащимся возможность самостоятельно делать выводыподготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих Формы и средства развития КМ сбор данныханализ текстовсопоставление альтернативных точек зренияколлективное обсуждениеразные виды парной и групповой работыдебатыдискуссиипубликации письменных работ учащихся 1СТАДИЯ ВЫЗОВ Приём «Покопаемся в памяти»Приём «Ассоциация»Приём «Перепутанные логические цепочки»Приём «Инструкции» 2 СТАДИЯ-ОСМЫСЛЕНИЯ Приём «Пометки на полях»Приём «Маркировочная таблица»Приём «Двухчастный дневник»Приём «Лист решения проблем»Приём «Таблица аргументов»Приём «Ромашка Блума» Простойвопрос Уточняющийвопрос Оценочныйвопрос Творческийвопрос Вопросинтерпретация Практическийвопрос ? Ромашка Блума Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памятиУточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на урокеТворческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» 3 СТАДИЯ-РЕФЛЕКСИЯ Приём «Кластер»Приём «Сиквэйн»Приём «Эссе»Приём «Самоанализ»Приём «6 шляп критического мышления»Приём «Ключевые слова»Приём «Взаимообучение» СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словамиЧетвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к темеПоследняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. НЕТ ДА Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках Прием «перекрестная дискуссия» Критическое мышление