Разработка комплекса учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов», сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического комплекса по отечественной истории»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (СИПКРО)
Кафедра исторического и социально-экономического образования
Итоговая работа
по программе повышения квалификации
"Разработка комплекса учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов», сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического комплекса по отечественной истории»"
по теме: "Комплекс учебных заданий по теме: "Роль Ивана Грозного в российской истории, реформы и их цена"
Выполнила
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №3 им. М. Ф. Леонова
с. Приволжье
Яшина Татьяна Николаевна
2015
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Присоединение к России Казанского ханства
2) Принятие Судебника Ивана 4
3) Установление опричнины
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции
первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А. Начало Ливонской войны
Б. Венчание на царство Ивана Грозного
В. Стоглавый собор
Г. Введение заповедных лет
Д. Реформы Избранной рады
1549-1560
1547
1581
1551
1558
1565-1572
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) VI в.
1) заповедные лета
2) полюдье
3) опричнина
4) пожилое
5) поместье
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:____________________
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—конце XVII в. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался
Ответ: _________________.
5. Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому
Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю
В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день
Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам 1) заповедные лета
2) земщина3) опричнина
4) пожилое
5) поместье
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Фрагменты источников.
А.
… Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии
А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и воспитати в добре наказании и учити страху Божию и вежству и всякому благочинию и по времени и детем смотря и по возрасту учити рукоделию матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст любити их и беречи и страхом спасати уча и наказуя и разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою, и хранити и блюсти о чистоте телеснои и от всякаго греха отцем чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением им о тех гресех ответ дати в день Страшнаго Суда, а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судеи продажа и соромота аще у богобоязнивых родителеи, и у разумных и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании и в благорассудном учении всякому разуму и вештву и промыслу и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от Бога помиловани а от освященнаго чину благословены а от добрых людеи хвалими, а в совершене возрасте добрые люди с радостию и з благодарением женят сынов своих по своеи версте по суду Божию а дщери за их дети замужь выдают, и аще от таковых которое чадо Бог возмет в покаянии и с причастием то от родителю безскверная жертва, к Богу приносится и в вечныя кровы вселяются а имеют дерзновение у Бога милости просити и оставления, грехов и о родителех своих.
Б.
Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла».
Характеристика
1) данное произведение было окончательно отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром.
2) произведение относится к типу житийной литературы
3) произведение является памятником русской литературы XVI в.
4) данное произведение русской средневековой литературы было предназначено для наставления православных верующих из боярских кругов
5) данный памятник русской средневековой литературы являлся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни русского человека, включая вопросы общественные, семейные, хозяйственные, религиозные
6) данное произведение русской средневековой литературы называлось «Поучение»
7. Что из перечисленного относится к правлению Ивана IV
1. Невская битва
2. Ливонская война
3. Поход Тохтамыша на Москву
4. Созыв первого Земского собора
5. Введение урочных лет
Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) ______________ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.
Б) Первый таран в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик
____________, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.
В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение
у ________________.
Пропущенные элементы:
Ялтинская (Крымская)
Тегеранская
Н.Ф. Гастелло
Талалихин
деревня Прохоровка
Бородино
9. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, происшедшими в годы их правления: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Исторические деятели События
A) Борис Годунов
Б) Иван III
В) Дмитрий Донской
Г) Иван IV
1) восстание под предводительством Степана Разина
2) поход Лжедмитрия I на Москву
3) «стояние» на реке Угре
4) Ливонская война
5) Куликовская битва
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
10. Прочитайте отрывок из письма и укажите его автора.
«Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким?».
1. Владимир Старицкий
2. митрополит Филипп
3. Андрей Курбский
4. Сильвестр
Ответ: ___________________________.
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Правитель Событие Век
Иван Грозный __________(А) XVI в.
__________(Б) церковный раскол XVII в.
Петр I __________(В) __________(Г)
Николай I __________(Д) __________(Е)
Пропущенные элементы:
1) учереждение коллегий
2) введение опричнины
3) Алексей Михайлович
4) XVIII в.
5) суд над декабристами
6) XV в.
7) XIX в.
8) Екатерина II
9) Елизавета Петровна
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А Б В Г Д Е
12 Прочтите отрывок из исторического источника.
«После того как Иван умертвил или потерял своего сына, он стал предаваться жестокостям ещё больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей ещё не довелось слышать; говорят, он впал в отчаяние после смерти сына своего Ивана, так что, казалось, им руководили сами фурии. Когда он надевал красное — он проливал кровь, чёрное — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом —повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам.
Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь всё слабее и слабее, он впал в тяжкую болезнь, хотя опасности ещё не было заметно; и, говорят, один из вельмож, Богдан Вельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом питьё, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному Богу, верно только то, что вскоре царь умер».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Автор считает, что в период правления царя, описанный в данном отрывке, его жестокость проявилась сильнее, чем ранее.
2) Вельможа, упомянутый в данном отрывке, входил в состав Избранной рады.
3) Сын царя, о котором пишет автор, являлся единственным его наследником.
4) События, о которых говорится в данном отрывке, произошли в 1580-х гг.
5) Версия о причине смерти царя, изложенная в отрывке, подтверждена современной наукой и считается общепринятой.
6) В период правления царя, о котором идёт речь, территория России расширилась в восточном направлении.
13. Напишите имя русского правителя, к годам правления которого относятся события, указанные на схеме.
Ответ: ___________________________.
14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 1.
Ответ: ___________________________.
15. Какой цифрой обозначен на карте народ, имевший в период, предшествующий указанным событиям, собственное независимое государство- Орду, один из «осколков» Золотой Орды
Ответ_________________
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) победа в обозначенном на схеме походе была одержана за счет недавно организованных на европейский лад «полков нового строя»
2) значение похода, обозначенного на схеме , заключалось, в том числе, в покорении государства, бывшего «Осколком» Золотой орды
3) в правление данного государя было учреждено стрелецкое войско, принявшее участие в обозначенном на схеме походе
4) обозначенный на схеме цифрой 1 город сдался русскому войску без сопротивления
5) в правление этого же государя началось завоевание Сибири
6) в правление этого государя была завоевана Финляндия
Ответ
Пояснение.
На карте Древней Руси изображен торговый путь «из варяг в греки», который проходил по рекам Русской равнины. Этот торговый путь был одним из самых важных в Европе в этот период. Основным торговым партнером Руси в этот период была Византия. Население Древней Руси платило дань великому князю за управление русскими землями. Русские князья совершали военные походы на владения Византийской империи в IX—XI веках.
Ответ: 126
Спрятать пояснение17. Установите соответствие между названиями памятников культуры и сферы культуры, к которой относятся эти памятники. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Памятники Сферы культуры
А) Грановитая палата
Б) «Троица» Андрея Рублева
В) «Домострой» 1)живопись
2) архитектура
3) скульптура
4) литература
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В
18-19. Рассмотрите изображение и выполните задания
18.Какие суждения о памятнике архитектуры, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Церковь находится в г. Владимире.
2) Храм построен в стиле «нарышкинское барокко».
3) Церковь была построена в честь рождения наследника Василия III.
4) Церковь построена в шатровом стиле.
5) Церковь была разрушена во время бомбардировки в годы Великой Отечественной войны.
Ответ
19) Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы царствования правителя, в честь рождения которого была сооружена изображённая выше церковь?
В ответе запишите цифру, под которой указано это здание.
20-21-22
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20, 21, 22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода
Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием ...Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным взглядом; боярские опалы, голод, мор, областная рознь, вмешательства казаков... Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».
К какому периоду (веку, века) российской истории относятся события, описываемые в отрывке?
Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе?
23.Проводимые в начале царствования Ивана IV реформы разрабатывались царем вместе с Избранной радой. Однако в начале 1560-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной радой и избрал другую политику — политику опричнины. Объясните, в чем заключались основные различия между реформами Избранной рады и опричной политикой. Приведите три объяснения.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым
высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже
приведена одна из спорных точек зрения, существующих в историческойнауке.
«Опричная политика, проводимая Иваном Грозным, способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоёв населения, страдавших от произвола боярской аристократии».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно
подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно
опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте
исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1533-1584гг.; 2) 1538-1547 гг.; 3) 1941-1945 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся
к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание
исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях
(явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших
между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода
истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте
одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.
Список использованной литературы
Данилов А. А. Косулина Л. Г. История России . С древнейших времен до конца 16в. М. Просвещение 2014г.
Гевупкова Е. А. Соловьев Я. В, История. Типовые тестовые задания. М. Экзамен. 2014г.
Журавлева О. Н. История России. Тестовые задания М. Вента-Граф. 2009г.
Сайт . Решу ЕГЭ.