разработка урока по познанию мира во 2 классе на тему Вода. Свойства воды
Познание мира
Тема: Вода. Свойства воды.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся со свойствами воды.
ЗАДАЧИ: познакомить учащихся со свойствами воды; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать навык осознанного чтения, мышление, речь учащихся, умение мыслить критически; учить бережно относится к воде, объяснить ценность воды для всего живого на Земле.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема, слайды о воде, презентация, тест, карточки с индивидуальными заданиями для практической работы, кусочки льда, чайник, зеркало, различная посуда, полоски цветной бумаги, песок, сахар, глинаХод урока:
1. Организационный этап.
-Добрый день, ребята! Здравствуйте наши уважаемые гости! Желаю всем солнечного настроения и добрых улыбок. Пусть сегодняшний наш урок будет занимательным и полезным. Садитесь.
-Дети, прочитайте девиз нашего сегодняшнего урока. («Поверь в себя и всё получится!»)
-Как вы понимаете эти слова?
-Итак, всем удачи и в добрый путь за новыми знаниями.
2. Погода
- Сегодня 9 декабря, вторник. На улице зима. -13 градусов, пасмурно, ветер юго-западный, небольшой снег.
3. Проверка домашнего задания. Повторение о воздухе. Тест.
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Воздух и его св-ва)
Проверочный тест по теме «Воздух»
1 Каковы свойства воздуха?
1) прозрачный, мутный, вкусный
2) бесцветный, прозрачный
3) имеет вкус, цвет, запах
2. Если в помещении пахнет дымом, это значит:
1) воздух загрязнён
2) воздух имеет запах дыма
3) он так всегда пахнет
3. Почему под снегом не замерзают растения зимой?
1) там много воздуха, он не пропускает холод
2) снег - это одеяло
3) тёплая зима
4. Почему зимой мы надеваем шубу?
1) красиво
2) тёплая подкладка
3) воздух между ворсинками не пропускает тепло
5. Каким газом мы дышим?
1) кислород
2) углекислый газ
3) атмосфера
6. Как загрязняется воздух?
1) заводы, машины, печки
2) машины, растения, животные
3) растения, заводы, машины
7. Как очистить воздух?
1) фильтры
2) запретить машины
3) сажать больше растений
8. Выбери верное высказывание:
1) воздух поддерживает горение
2) воздух в городе чище, чем в лесу
3) горящая свеча, накрытая банкой не гаснет.
3. Работа над темой урока.
А) Побуждение.
Сегодня на уроке нас ждет много интересного. А узнать тему урока вы сможете, если послушаете мелодию.
- Что вы услышали? Всем известно, что такое вода, а что вы о ней знаете?
Б) Стратегия «Учебный журнал» (Работа в группах)
Знал Хочу узнать Узнал
1.
2.
3.
4. Индивидуальная работа.
В) 3 состояния воды
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Самое необыкновенное вещество в природе. Певцы древних степных народов – акыны – воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос – Что такое ВОДА?
Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода!Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама- ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете! »
Мы с вами попробуем разобраться что такое вода и узнать ее свойства.
-Посмотрите на чайник ( открываю, идет пар).
- Что вы видите? Пар - это вода? Как доказать? (подношу зеркало, образуются капельки воды). В каком состоянии была вода? (в газообразном состоянии). Где в природе мы наблюдаем за газообразным состоянием воды? (иней, туман, облака).
Раздаю кусочки льда. Это вода? В каком она состоянии? В природе бывает вода в твёрдом состоянии? (град, лёд, снег)
- А еще в каком состоянии бывает вода в природе? (в жидком состоянии – роса, дождь)
ВЫВОД: вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.
Игра: Я буду называть воду в 3-х состояниях: если это жидкое состояние, то поплывем, газообразное, то полетаем, твердое- присядем, превратимся в лед: лед, дождь, иней, роса, туман, град, облака, снежинка.
- Сегодня у нас в классе будет работать 3 научные лаборатории. Вы все научные сотрудники. В каждой лаборатории свой руководитель.
Руководитель- должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло.
Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала.
Секретарь – тот, кто записывает все, что предполагает группа.
Критик – выявляет недостатки в работе.
Аналитик делает выводы, обобщает сказанное.
Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе.
Устав:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Техника безопасного обращения с посудой
- У вас у всех на партах лежит лист ваших исследований. Обратите внимание на опыт № 1.
Практическая работа по группам.
Группа № 1 Группа № 2. Группа № 3.
Опыт №1.
На столе стоят стакан, чашка, блюдце. Налей воду в посуду.
-Какую форму принимает вода в стакане, чашке, блюдце?
-Соедини стрелочкой правильный ответ.
ВОДА имеет свою форму
не имеет свою форму
Вывод: в стакане вода имеет форму стакана, в чашке- форму чашки, в блюдце- форму блюдца. Она принимает форму той посуды, в которую налита. Вода не имеет своей формы.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ Опыт №1
На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, зелёной, жёлтой, белой?
-Соедини стрелочкой правильный ответ.
ВОДА не имеет цвета
имеет свой цвет
Вывод: Вода не имеет цвета.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ Опыт №1.
На столе стоит стакан с водой. Опусти в стакан с водой ложку.
-Хорошо ли он виден в воде?
ВОДА прозрачна
не прозрачна
Вывод: Вода прозрачна.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
Опыт №2
У вас на столе стоят стаканы с водой. Попробуй на вкус воду.
Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода?
Соедини стрелочками:
Сахар солёный
Соль сладкийЛимон горький
Лук не имеет вкуса
Вода кислыйВывод: Вода не имеет вкуса.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ Опыт №2
На столе стоит стакан с водой. Понюхай воду.
Чем она пахнет?
Соедини стрелочками:
ВОДА с запахом
без запаха
Вывод: Вода без запаха.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
Опыт №2
На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного стакана в другой.
Соедини стрелочками:
ВОДА текуча
не текуча
Вывод: Вода текуча.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
Опыт №3
В стакан с водой насыпаем сахар. Размешиваем и наблюдаем, что происходит с сахаром. Попробуйте на вкус.
Соедини стрелочками:
Сахар не растворился
Растворился
Вывод: Вода – растворитель. А сахар- растворимое вещество.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ Опыт №3
В стакан с водой насыпаем песок. Размешиваем и наблюдаем, что происходит с песком.
Соедини стрелочками:
Песок не растворился
Растворился
Вывод: Песок – не растворимое вещество.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ Опыт №3
В стакан с водой насыпаем соль. Размешиваем и наблюдаем, что происходит с солью.
Соедини стрелочками:
Соль не растворилась
Растворилась
Вывод: Вода – растворитель. А соль - растворимое вещество.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
После каждого опыта, обобщение всех 3-х опытов.
- Итак, что узнали о воде из первого опыта? Второго? Третьего?
У детей на партах:
Лаборатория № 1 Лаборатория № 2. Лаборатория № 3.
Опыт №1.
На столе стоят стакан, чашка, блюдце. Налей воду в посуду.
-Какую форму принимает вода в стакане, чашке, блюдце? Соедини стрелочкой правильный ответ.
ВОДА имеет свою форму
не имеет свою форму
Вывод:
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ Опыт №1
На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, зелёной, жёлтой, белой? Соедини стрелочкой правильный ответ.
ВОДА не имеет цвета
имеет свой цвет
Вывод:
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ Опыт №1.
На столе стоит стакан с водой. Опусти в стакан с водой ложку.
-Хорошо ли он виден в воде?
ВОДА прозрачна
не прозрачна
Вывод:
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
Опыт №2
У вас на столе стоят стаканы с водой. Попробуй на вкус воду. Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода?
Соедини стрелочками:
Сахар солёный
Соль сладкийЛимон горький
Лук не имеет вкуса
Вода кислыйВывод:
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ Опыт №2
На столе стоит стакан с водой. Понюхай воду.
Чем она пахнет?
Соедини стрелочками:
ВОДА с запахом
без запаха
Вывод:
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
Опыт №2
На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного стакана в другой.
Соедини стрелочками:
ВОДА текуча
не текуча
Вывод:
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
Опыт №3
В стакан с водой насыпаем сахар. Размешиваем и наблюдаем, что происходит с сахаром. Попробуйте на вкус.
Соедини стрелочками:
Сахар не растворился
Растворился
Вывод:
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ Опыт №3
В стакан с водой насыпаем песок. Размешиваем и наблюдаем, что происходит с песком.
Соедини стрелочками:
Песок не растворился
Растворился
Вывод:
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ Опыт №3
В стакан с водой насыпаем соль. Размешиваем и наблюдаем, что происходит с солью.
Соедини стрелочками:
Соль не растворилась
Растворилась
Вывод:
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
-О каких свойствах воды вы узнали?
ВЫВОД: вода не имеет формы, прозрачна, текуча, без запаха, безвкусна, не имеет цвета. Вода- растворитель. В природе есть растворимые и нерастворимые вещества.
Итог урока.
- Чему вы научились на этом уроке? В каких состояниях вода встречается в природе?- Какими свойствами воды вы пользуетесь в жизни? Почему нужно беречь воду?
Домашнее задание с 46- 50читать, пересказывать.
Практическая работа: Посчитай сколько раз в день ты пользуешься водой. Подумай, всегда ли ты бережно относишься к воде и не используешь её попусту?