Конспект урока по познанию мира для 2 класса Тема: Вода. Свойства воды.
Конспект урока Бизюлевой Л.А.по познанию мира для 2 класса
Тема: Вода. Свойства воды.
Цели и задачи урока:
Донести до сознания детей значение воды для жизни на Земле; закрепить знания детей о свойствах воды, видах водоемов; формировать навыки самоконтроля и самооценки;
Развивать читательские интересы учащихся, их познавательную активность;
Воспитывать привычку к соблюдению правил личной гигиены; бережное отношение к воде.
Тип урока: урок новых знаний
Форма проведения: Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения:
1. По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
2. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия в учебном процессе: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.
Ход урока:
1. Организационный момент (Слайд 2)
Сегодня день больших секретов:
На сто вопросов — сто ответов
Мы путешествие свершим
И в путь далекий поспешим.
На доске по кругу нарисованы 13 знаков вопроса.
2. Актуализация знаний
— Мы отправимся в путешествие по прекрасной стране, где правит необычная царица. Угадайте ее имя:
Я и туча, и туман, (Слайд 3)
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода)
— Когда вода бывает стеклянной? (Когда она превращается в лёд)
— О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
— Верно, мы отправляемся в страну Царицы Водицы (Открывается 4 слайд презентации с изображением карты путешествия)
Слайд 4
? ? ? ? ?
?Царица
Водица
?
? ? ? ? ?
На доску внутрь круга с вопросами вывешивается карточка с надписью Царица-Водица.
3. Практическая работа в парах по определению свойств воды (Слайд 5)
— Однажды в эту страну пришел Художник и решил нарисовать портрет Царицы Водицы. Давайте и мы попробуем это сделать и отправимся на первую станцию нашего путешествия. Достаньте из своих конвертиков карту. (У каждого ребёнка маршрутный лист с изображением Страны Царицы-Водицы).
— Как называется первая станция? (Практическая).
— На этой станции мы будем наблюдать за свойствами воды и составлять ее словесный портрет. Для этого потребуется зеленая или розовая карточка. Работать вы будете в парах.
Рассмотрите воду и определите ее цвет. Посоветуйтесь друг с другом. А теперь выберите подходящее слово из написанных на карточке. Ребята, у кого синяя капелька, ваши слова написаны в строчках, а у кого голубая — в столбики. Обведите нужное слова карандашом (Карточки двух уровней сложности)
Понюхайте воду, определите ее запах. Выберите нужное слово.
Попробуйте воду на вкус и выберите подходящее слово.
Карточка второго уровня
Вода
цвет запах вкус
голубая с сильным запахом сладкая
белая без запаха кислая
бесцветная ароматная без вкуса
жёлтая горькая
Карточка первого уровня
Вода
Голубая, с сильным запахом, сладкая, белая, без запаха, кислая, бесцветная, ароматная, горькая, жёлтая, без вкуса ( Слайд 5)
Проверка: — Какого вода цвета? (Бесцветная)
— Какой у нее запах? (Без запаха)
— Какой вкус? (Без вкуса)
Самооценка: Кто выбрал такие же слова, закрасьте капельку 1 станции голубым цветом, кто ошибся — красным.
4. Создание проблемной ситуации
— Посмотрите, какой портрет у нас получился. Вода без запаха, без цвета, без вкуса. Посмотрел на нее художник и сказал жителям водной страны: «Что же это за царица такая, ничего в ней особенного нет: ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Не достойна она носить звание царицы. То ли дело, роза! И красивая, и ароматная, а какое вкусное варенье получается из ее лепестков». Ребята, а кто согласен с Художником?
Некоторые жители тоже согласились с ним, а другие ответили:
— Как ты можешь так говорить? Ведь вода является царицей не только нашей страны, но и всей планеты Земля!
Вот так и спорят они по сей день, достойна вода быть царицей или нет. Давайте поможем им в этом споре. Для этого нам нужно найти столько достоинств воды, сколько знаков вопросов у нас на доске.(13) В конце урока мы определим, Царица – вода или нет. Отправляемся на следующую станцию «Угадай-ка».
5. Повторение
Что такое вода? (Слайд 6)
Рассмотрите глобус. (Слайд 7)Беседа по диаграмме. (Слайд 8) — Посмотрите на этот рисунок. Что можно сказать о воде? (Она занимает большую часть нашей планеты).
84391536830
— Недаром, нашу планету называют «голубой». Из космоса она кажется голубого цвета. Почему? (Показ фотографии с видом Земли из космоса)
11111
— Так какое же первое достоинство воды?
(Капелькой с изображением вида Земли из космоса закрывается первый знак вопроса)
занимает
большую часть
планеты
Разгадывание кроссворда.
— А сейчас отгадаем кроссворд «Водный мир» и повторим названия водных ресурсов. С ними вы знакомились на прошлых уроках. Достаньте листочки с кроссвордом. Я буду показывать слайды с изображением водных ресурсов, а вы будете вписывать их названия в клетки кроссворда (Открываются слайды с изображением водоёмов со 9 по 15.)
«Водный мир»
Ответы: 1. Водопад 2. Озеро 3. Родник 4. Болото 5. Река 6. Море
Проверка. Как, одним словом называются водные ресурсы? (Водоемы)
(Слайд 8) Пресные водоемы.
Самооценка. Кто угадал все слова, закрасьте капельку синим цветом, кто ошибся — красным.
6. Значение водоемов
— Достаньте желтую карточку. На станции «Сказочная» вы должны соединить название сказки с водоемом, который в ней упоминается.
«Сказка о рыбаке и рыбке» болото море река
«Сказка о царе Салтане» «Гуси-лебеди» «Царевна-лягушка» Те же надписи 0ткрываюся и на слайде 18.
Проверка, самооценка. Кто угадал все слова, закрасьте капельку синим цветом, кто ошибся — красным. Ребята, которые не читали этих сказок или забыли, обязательно прочитайте.
— А теперь я прочитаю отрывки из некоторых сказок, а вы послушайте и ответьте, как герои использовали водоемы.
А.С. Пушкин «Сказка рыбаке и рыбке»
222
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Старик ловил неводом рыбу
Старуха пряла свою пряжу
ловить рыбу
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
33
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
передвигаться
на судах
Как еще люди используют водоемы? (Показ картинок)
(Слайд 19)(Слайд 20)(Слайд 21)
6
5
4
отдых у водоемов водоем – источник источник электроэнергии
питьевой воды
Дети с опорой на иллюстрации определяют роль воды в нашей жизни.
По ходу определения различных значений воды, капельки с соответствующими изображениями прикрепляются на доску, закрывая знаки вопроса.
7. Физкультминутка (Слайд 22)
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
8. Использование воды в быту
— Немного отдохнули, переходим к следующей станции «Подумай». На этой станции поразмышляем об использовании воды в быту. А помогут нам герои любимых книг. Я буду читать отрывок из книги, а вы должны сказать, как использовали воду герои прочитанных произведений.
7
Я.Аким «Неумейка»
Идет письмоносец
В другую квартиру
И видит на кухне такую картину: мыть посуду
Тарелки помыты и сложены в груду
А мама и дочь вытирают посуду.
8
Э.Успенский
Если был бы я девчонкой
Я бы время не терял
Я б на улице не прыгал стирать белье
Я б рубашки постирал.
С.Михалков «Дядя Степа»
Дядя Степа утром рано
Быстро вскакивал с дивана
Окна настежь открывал
Душ холодный принимал
Чистить зубы Дядя Степа
Никогда не забывал!
— А вот как ведет себя герой другого стихотворения:
Т.Кожомбердиев «Все равно»
— Умой лицо! – кричит сестра
Чумазый бегаешь с утра!
Но отвечает ей Закир:
— Нашелся тоже командир!
Зачем трудиться?
Все равно
Опять измажется оно!
—Кто же прав: Дядя Степа, который содержит свое тело в чистоте или мальчик? Зачем надо умываться?
Включается аудиозапись отрывка из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А немытым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
— Кто это говорит? (Мойдодыр) Кто автор сказки? (К.Чуковский). К чему нас призывает Мойдодыр? Я надеюсь, вы все будете придерживаться совета Мойдодыра, и с вами не приключится история, которая произошла с героем этой замечательной книги.
— Так что же нам помогает содержать наше тело в чистоте? (Вода)
Показ иллюстраций с изображением уборки помещений и
приготовления пищи.
— Когда еще мы используем воду? (Слайд 25)
9
принимать
душ
11
10
приготавливать пищу убирать помещения
(Слайд 23)(Слайд 24)
9. Работа по учебнику и в тетрадях (стр17) . Значение воды для растений и животных (Слайд 26)
— Переходим на последнюю станцию, которая называется «Учебная». Здесь вы должны поработать с учебником. Откройте учебник на стр. 41 и прочитайте текст. Найдите и подчеркните ответ на вопрос: «Для кого еще необходима вода, кроме человека?»
— Кому же еще нужна вода? (Растениям и животным)
— Как называются места, где пьют животные? (Водопои)
12
13
для растений для животных
Самооценка. Кто угадал все слова, закрасьте капельку синим цветом, кто ошибся — красным.
10. Карта Казахстана (Слайды 27-31)
Знакомство с озерами Казахстана
11. Формулирование вывода
— Вот и закончилось наше путешествие, закрыты все вопросы (Все знаки вопроса закрыты капельками с изображениями моментов использования воды, таким образом, получилась модель, демонстрирующая значение воды). И пока мы с вами путешествовали, а Художник спорил с жителями водной страны, роза завяла. Почему это произошло?
— Так достойна ли Вода звания Царицы нашей планеты? Почему? (В модели на карточку со словами Царица-водица сверху прикрепляется корона).
(Слайд 32)
Вот какие слова сказал о воде знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери:
«Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь» (Слайд 26)
— Согласны с этими строками? Поднимите руки.
(Слайд 33)
— К сожалению, многие люди не понимают значение воды и наносят вред водоемам. О том, какой вред люди причиняют воде, как нужно ее беречь, вы поразмышляете на следующем уроке.
12. Домашнее задание (Слайд 34)
— Дома нужно прочитать в учебнике на странице 41-45. Кто хочет, найдите и принесите книги, в которых говорится о значении воды.
13. Итог урока
— Все свои карточки сложите в конверт. На карте путешествия вы оценивали себя. Я проверю ваши работы, посмотрю, как вы себя оценили и всем поставлю оценки за урок. (Слайд 35)
Рефлексия. А сейчас, те, у кого было хорошее настроение, кто доволен своей работой, намочите капельки, лежащие у вас на столе и приклейте на одну половину доски, а кто не доволен своей работой — на другую. Спасибо за работу.