Условия формированияустойчивой учебной мотивации у младших школьников


Формирование мотивации учения в школьном возрасте - это одна из наиболее важных проблем современной школы. Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности.
Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Мотивация (от лат. movere) -побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека.
Учебная мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают обучающегося к учебной деятельности.
Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Мотив - побуждение к достижению цели.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Однако, наблюдая за реальностью, мы, учителя, задаем себе вопросы «Почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным?». Ответом на них как раз и будет решение проблемы мотивации учения школьника.
Давайте рассмотрим причины снижения уровня мотивации.
Лень получать знания и нежелание трудиться.
Неумение учиться.
Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.
Отсутствие четкой организации жизни ребенка.
Снижение возрастной восприимчивости к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
Отсутствие понимания пригодности получаемых знаний.
Нечетко сформированное чувство будущего.
Отношение ученика к учителю.
Отношение учителя к ученику.
Личная значимость предмета.
Высмеивание, сравнения, некорректные высказывания со стороны родителей, учителей или одноклассников.
Страх перед школой.
Этих причин немало! Задача любого учителя, приходящего на урок, день за днем формировать положительное отношение к учению , которое проявляется у учеников как активность в учебном процессе, умение ставить перспективные цели, способность предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути к цели.
Нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, слабая нацеленность на отметку, неумение ставить цели и преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе, учителям - все это признаки отрицательного отношения к учению, а ведь они могут появиться уже в начальных классах! Нейтральное же отношение имеет те же характеристики, что и отрицательное, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.
Побуждать к учебной деятельности может и отрицательная мотивация (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.), но она не приводит к успешным результатам, и мотивация, имеющая положительный характер, связанная с результатом учения (показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п.) связанная с процессом учения (важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
Мотивы могут быть:
внешние  (социальные)- направлены на другого, связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми(желание выполнить долг, чувство ответственности, занять определенную позицию, выбор профессии наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей). Эти мотивы - основа самовоспитания и самосовершенствования.
внутренние (познавательные)-направлены на предмет изучения, на собственное самосовершенствование, связаны с содержанием учебной деятельности (ориентация на овладение новыми знаниями, ориентация на усвоение способов добывания знаний,интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели). Эти мотивы – основа самообразования.
Е. П. Ильин, вслед за Г. Розенфельдом, выделяет следующие категории мотивации учения:
Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.
Обучение без личных интересов и выгод.
Обучение для социальной идентификации.
Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.
Обучение по принуждению или под давлением.
Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.
Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
Мотивы учебной деятельности — это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые ученый связывал с интересом.
Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается  не один, а целый ряд различного свойства, которые  можно разбить на следующие группы:
учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний,  познавательная потребность, любознательность и др.);
непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).

Каковы же необходимые условия формирования устойчивой учебной мотивации? Условно можно выделить три группы:
условия реализуют ощущение самостоятельного поиска ( «Поняли, узнали, придумали, сделали вывод сами!»)
условия реализуют ощущение свободы выбора ( «Можем выбирать»)
условия реализуют ощущение компетентности ( «У нас получается! Я понял, я умею!»)Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности:
1.Способ раскрытия учебного материала. Когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета.
2. Содержание учебного материала. Основной путь познания опора нового знания на уже известное. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников получше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. А также учитель должен помнить, что интересней полезное и актуальное.
3. Организация работы над предметом группами. Необходимо учитыватьжелание детей работать именно друг с другом. Соотношение возможностей детей и их представления об этом.
4. Отношение между мотивом и целью.
5. Проблемное обучение. Важно отметить, что по содержанию такая мотивация является познавательной, т.к. обучающиеся усваивают знания, умения, добывая их в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
Условия формирования учебной мотивации:
1. Развитие самостоятельности и самоконтроля ученика; предоставление свободы выбора; предоставление возможностей принимать самостоятельные решения. Ученик, а также его родители     (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора уровня программы обучения, видов занятий, заданий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.
3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. А по мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в определении более дальней жизненной перспективы, при этом складывается представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути.
4. Занимательность, необычное изложение учебного материала; использование познавательных игр, дискуссий и споров; анализ жизненных ситуаций. Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения, а также радостно от общения с учителем, одноклассниками.
5. Необходима включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе; построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках.
6. На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач. Ведь для любого человека значимы мнение и оценка окружающих, важно быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения. А без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаешь или нет. Действуя тем или иным образом, ты не желаешь, чтоб тебя наказывали, а наоборот, рассчитываешь на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности.Поэтому важно, чтобы учитель поощрял и подкреплял достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобного обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д.), то их ответ будет успешным. Для этого  на каждом уроке оговаривается, что и как следует подготовить дома.
7. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть эмпатичная личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
8. Дифференциация обучения. Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся предлагают одно и то же задание. Одни усваивают новый материал сразу, другие после длительной работы, есть и такие, которые к моменту овладения новым материалом не успели овладеть и тем, что изучалось ранее. И если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть.
На уроке необходимо создавать ситуацию успеха:
- помогать сильному ученику реализовывать свои возможности в более трудной и сложной деятельности;
- слабому – выполнять посильный объем работы.
Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает этот успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развитию способностей учащихся. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень.
Но каждый ребенок должен самореализоваться.
Педагогу необходимо включать ребёнка в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, вызывает у ученика положительные эмоции.