Учебный проект Культура безопасного поведения на дорогах (5-11кл)


МОУ Корсукская СОШ
Проект: «Культура безопасного поведения на дороге»
Направление реализации проекта: социально-значимая и общественно-полезная деятельность
Автор проекта:
Хангуева Александра Аполлоновна, руководитель школьной пионерской организации «Новое поколение»
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
1. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения
индивидуального целевого проекта.
2. Выявление проблемы
3. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач
достижения поставленных целей.
4. Этапы и методы реализации проекта.
5. Конкретные ожидаемые результаты.
6. Заключение
7. Список используемых источников.

Раздел 1.
1.Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения
индивидуального целевого проекта.

Согласно Федеральному закону от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
•приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
•приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
•соблюдение интересов граждан, общества и государства по обеспечению безопасности дорожного движения.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов и сел порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».
В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:
нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);
неподчинение сигналам светофора (11,8%);
неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);
игра на проезжей части (4,2%);
неумелое управление велосипедом (3,0%).
В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются летние месяцы. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего во вторник. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей
Раздел 2.
Выявление проблемы.
Проблема: У детей младшего школьного возраста не сформированы навыки безопасного поведения на дороге.
Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Высокая скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности.
Учитывая, что участниками дорожного движения становятся школьники необходимо целенаправленно организовать работу образовательных учреждений по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с первого класса.
Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что почти половина из них происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Поэтому педагогам школьных учреждений при обучении детей ПДД особое внимание необходимо уделять развитию у детей таких качеств, как внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.
Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в школе, прочно останется у него навсегда.
Наша задача - разработать и использовать такие педагогические технологии, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объёма знаний и формирование устойчивых практических навыков у школьников.
Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого обучение правилам дорожного движения необходимо рассматривать как часть учебно-воспитательной работы школы.
Основными целями подготовки школьников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-транспортного травматизма среди школьников, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Важнейшими задачами воспитания и обучения детей в школе является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.
Именно такое обучение даст желаемый результат, если прочно будет связано со всеми разделами программы. И поэтому в непосредственно образовательной деятельности (Познание, Коммуникация, Художественное творчество), в повседневной жизни у детей сформируются культура поведения, выдержка, дисциплина.
Непрерывность процесса овладения культурой поведения на дорогах обеспечивается поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на специальных занятиях: во время бесед, игр, чтения книг, заучивания стихов, прогулок, экскурсий и в повседневных реальных жизненных ситуациях. В школе ребенок получает систематизированную информацию о безопасном поведении в быту, на улице, в общественном транспорте и приобретает навыки безопасного поведения в окружающей его действительности.
Раздел 3.
Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.
Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать эффективность специальных методов и форм работы в обучении школьников безопасному поведению на дорогах.
Объект исследования: процесс обучения школьников безопасному поведению на дорогах.
Предмет исследования: формы и методы обучения школьников безопасному поведению на дорогах.
Гипотеза исследования: обучение школьников безопасному поведению на дорогах будет более успешным, если:
1. Учитывать возрастные особенности детей;
2. В работе с детьми использовать игровые формы и методы обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности;
3. Осуществлять сотрудничество с семьей школьника.
Задачи:
1. Теоретически изучить проблему обучения школьников безопасному поведению на дорогах;
2. Апробировать план работы по обучению безопасному поведению на дорогах школьников;
3. Разработать диагностический инструментарий по определению уровней званий и умений по безопасному поведению на дорогах;
4. Разработать методические рекомендации по осуществлению работы по ознакомлению с ПДД детей школьного возраста.
Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью комплекса методов исследования: теоретический анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы; изучение опыта работы МОУ Корсукская СОШ; анкетирование, эксперимент.
Научная новизна исследования свидетельствует о том, что в данной работе сформулированы и обоснованы задачи, формы и методы обучения школьников безопасному поведению на дорогах.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлены формы и методы обучения детей школьного возраста безопасному поведению на дорогах.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы в муниципальных общеобразовательных учреждениях для организации обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Апробация и внедрение результатов исследования по результатам исследования, основные положения изложены на заседании педсовета, по материалам работы проведены консультации для родителей и классных руководителей МОУ Корсукская СОШ.
Раздел 4.
Этапы реализации проекта
В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма условно можно выделить следующие этапы и направления деятельности.
Этапы реализации проекта Основные направления деятельности
I этап – подготовительный или мотивирующий
Разработка проекта, ознакомление с его основными идеями педагогов, классных руководителей, школьников, их родителей.
Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.
II этап – основной
Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на профилактику ДДТТ.
Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов деятельности, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Использование в образовательной практике настольных и компьютерных игр по ПДД.
Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы.
Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
III этап-заключительный Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, школьников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.
Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.
Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.
Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.
Основные методы реализации проекта:
Внушение -дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Раздел 5.
Конкретные ожидаемые результаты.
1.Снижение уровня детских ДТП.
2.Наличие знаний и сформированность навыков поведения детей в различных ситуациях.
3.Повышение научно- методического обеспечения профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях образовательных учреждениях.
4.Обеспечение безопасности дорожного движения при организации перевозок школьников.
Проводимая работа по обучению школьников безопасному поведению на дорогах
Проанализировав годовой план, был сделан вывод, что безопасности жизнедеятельности детей уделяется большое внимание: стимуляции развития у школьников самостоятельности, ответственности за свое поведение. В том числе в МОУ Корсукская СОШ учат детей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Обучение основам безопасности в школе проводится по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: Фролов М.П. и Литвинов Е.Н.).
Однако, исследуемой проблеме, а именно обучению школьников безопасному поведению на дорогах, достаточного внимания не уделяется.
Затем был проанализирован календарный план классных руководителей. Выявлено, что классные руководители, опираясь на годовой план школы, отражают в календарных планах задачи обучения детей основам безопасности на занятиях, прогулке, экскурсиях.
Изучив оснащение кабинета ОБЖ, следует отметить, что здесь имеется достаточное количество литературы по обучению детей правилам дорожного движения. Кабинет оснащен большим материалом для обучения детей правилам дорожного движения.
С целью определения отношения классных руководителей к обучению школьников безопасному поведению на дорогах, было проведено анкетирование учителей. В анкетировании участвовало 8 классных руководителей. Анкета состояла всего из трех вопросов.
1. Какие трудности возникают при организации занятий по обучению школьников безопасному поведению на дорогах?
Классные руководители назвали следующие трудности: недостаточно времени на занятии для организации работы с учениками.
2. Дает ли эффект работа по обучению детей безопасному поведению на дорогах на занятиях?
Все классные руководители дали положительный ответ.
3. Какие виды игры вы используете при обучении школьников безопасному поведению на дорогах.
В результате проведённого анкетирования 25% - назвали пять видов игр (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, творческие игры, технические), 50% - два вида (дидактические, сюжетно-ролевые , 25%) - один вид (дидактические).
Таким образом, можно сделать вывод, что классные руководители понимают, особо оценивают значение работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах, обладают достаточными знаниями для его осуществления, но работа малоэффективна, отсутствует система работы.
Затем было проведено анкетирование родителей. В анкетировании участвовало 20 родителей.
Им были заданы следующие вопросы:
1 .Объясняете ли вы своему ребенку правила дорожного движения? Ответы родителей показали, что 68% родителей объяснят своему ребенку правила дорожного движения, 32% - редко, иногда.
2.Организуете ли вы сюжетно-ролевые игры на знание правил дорожного движения с ребенком?
10% родителей ответило, что организуют сюжетно-ролевые игры на знание ПДД с ребенком, 30% - иногда, 70% ответили, что на это не хватает времени.
З.Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать обучать ребенка безопасному поведению на дорогах?
4.Обращаете внимание на знание и умения вашего ребенка в сфере правил, дорожного движения?
В ходе проведённого анкетирования 70% родителей ответили, что надо начинать обучение детей правилам дорожного движения с дошкольного возраста, 30% родителей считают, что это целесообразно делать со школы. И в то же время обращают внимание на знание и умения ребенка в сфере правил дорожного движения 50% родителей; 28% - редко, в зависимости от случая к случаю; 22% вообще не обращают внимание.
Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость знаний и умений в соблюдении школьника осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на обучение ребенка безопасному поведению на дорогах.
Анализируя в целом понимание необходимости обучения детей школьного возраста правилам дорожного движения, классными руководителями и родителями можно сделать следующие выводы: в нашей школе уделяется внимание решению задач обучения безопасному поведению на дорогах детей, но работа осуществляется бессистемно и при этом используются однообразные методы и формы работы. Классными руководителями работа по данной проблеме ведется, но недостаточно; учителя и родители осознают необходимость обучения правилам дорожного движения с дошкольного возраста.
С целью выявления уровня обучения безопасному поведению на дорогах мы использовали тест «Проверь себя» (для детей от 6-7 лет).
Цель - определить уровень знаний по безопасному поведению на дорогах в первом классе
Задача ребенка найти лишнее слово.
1.Знаки сервиса включают в себя … (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2.В специальный транспорт входит ... (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
3.В понятие «транспорт» входит ... (машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4.Общественный транспорт включает в себя ... (автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси),
5.У машины есть ... (колеса, руль, парус, педаль, фары).
6.Пешеход имеет право ... (переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
7.Запрещающие знаки включают в себя ... (поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
8.Водителю велосипеда можно ... (ездить, не держась за руль; двигаться по крайней правой полосе в один ряд; двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9.Дорожные знаки делятся на - (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
10.Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
За правильный ответ присваивается:
8-10 баллов - высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения;
5-7 баллов - средний уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения.
4 балла и ниже - низкий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения.
Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, имеет понятие о различных категориях транспорта, знает правила движения пешеходов, велосипедистов.
Средний уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, но часто путается, не уверен в своих знаниях. Понятие о различных категориях транспорта нечеткое, допускает ошибки в правилах дорожного движения пешеходов, велосипедистов.
Низкий уровень - ребенок не знает знаки правил дорожного движения, не разделяет транспорт по категориям, правила движения пешеходов, велосипедистов знает недостаточно.
Результаты таковы: в первом классе высокий уровень знаний и умений соблюдения безопасного поведения на дорогах показало, что 2 ребёнка, что составило 22%, средний уровень - 4 детей (44%), низкий уровень проявили 3 детей, что составило 33%.
У них есть знания и умения соблюдения безопасного поведения на дорогах, но они нечеткие, дети часто путаются в ответах. Необходимо проводить работу по повышению уровня знаний и умений соблюдения правил дорожного движения с первого класса.
Таким образом, диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.

На фото 1: пионеры – волонтеры. Работают под девизом «Знаешь сам - расскажи другому!»

На фото 2:
В нашей школе дружно работает «ЮИД». Юные инспектора принимают активное участие во всех делах школы, района, округа, а также региона.


Фото 3: Волонтеры с листовками о правилах дорожного движения.

Фото 4: Праздник «Посвящение в ЮИД»

Ежегодно самые маленькие школьники - первоклассники — главные герои праздника "Посвящение в ЮИД", который традиционно проводится в первых числах октября. В начале учебного года в школе ребята учатся не только читать, писать и считать, но изучают правила дорожного движения. В игровой форме первоклассники проходят все испытания, связанные с правилами дорожного движения. Они дружно разгадывают кроссворды, отгадывают загадки, звонко поют и весело танцуют. Праздник помогает детям изменить отношение к сказочному персонажу Бабе Яге, которая учит всех правилам дорожного движения. Веселые игры на внимание - замечательный итог знаний о правилах дорожного движения. А в конце праздника волонтеры по доброй традиции вручают первоклассникам удостоверения Юного инспектора движения и сувениры сделанные руками пионеров.
Проводятся беседы классными руководителями:

Мини – викторины:

Конкурсы:

Веселые праздники:

Принимаем активное участие в муниципальных, окружных и региональных конкурсах по правилам дорожного движения. Это мы в Ангарске на областном конкурсе-фестивале «Безопасное колесо»

Ученица 4 класса Номогоева Ира на конкурсе « Правила дороги»

Найманов Стас на «Зеленой волне»

Проводим акции по безопасности: ЮИДовцы раздают листовки водителям.

Ежегодно в третье воскресенье ноября волонтеры школы уже второй год проводят акцию, посвященную дню памяти жертв на дорогах. Что значит провести акцию?В назначенный день и час волонтеры раздают водителям и пешеходам листовки-обращения о соблюдении правил дорожного движения.
Волонтеры обращаются ко всем водителям Корсука.
Акция проводится совместно с пионервожатой Хангуевой А.А.
За месяц до акции в школе проводится конкурс плакатов, рисунков. Старшеклассники готовят малышам сувениры - светофорчики.

В листовках можно использовать письмо-обращение от ребят. В данном случае был проведен творческий конкурс «Письмо водителю». Лучшая конкурсная работа восьмиклассников Михеевой Юли и Романова Васи стала обращением в листовках.
Волонтеры школы говорят: "Если наши «письма водителю» сохранят кому-то жизнь, значит все, что мы делаем — не напрасно! Проводя акции по безопасности на дорогах, мы хотим обратить внимание взрослых и детей на соблюдение правил дорожного движения"
На фото: листовки для родителей.

Письмо водителю:
«Здравствуйте, уважаемый водитель! Обращаются к Вам ребята МОУ Корсукская СОШ. Пожалуйста, будьте внимательными на дорогах, соблюдайте правила дорожного движения, уважайте пешеходов, уступая им дорогу, а мы, в свою очередь будем уважать Вас. Настоящий водитель — очень ответственный и отзывчивый человек. Он не проедет мимо того, кому нужна помощь, уважителен и терпелив со всеми. Мы верим, что Вы именно такой! Если мы все вместе: пешеходы и водители будем взаимовежливы, чуткими друг к другу, то не будет аварий, не пострадают люди. И ваш автомобиль дружелюбно подмигнет нам фарами, когда мы смело будем переходить дорогу по пешеходному переходу, а мы помашем в ответ рукой: « Привет, добрый водитель!» Уважаемые водители, мы желаем Вам счастливых, добрых дорог. Помните о близких людях, которые всегда ждут Вас. Не забывайте и о нас, юных пешеходах!»

Листовки для велосипедистов.
Вот такие мы – пионеры-волонтеры!

Раздел 6.
Заключение.
Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения, осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, муниципальными общеобразовательными учреждениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.
Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги , важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше дети усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и учителям.
Проведенная нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Содержание данной работы может быть использовано другими учителями в планировании и построении занятий по безопасному поведению на дорогах.
Раздел 7.Список используемых источников.
1. Борисова Л.В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л.В Борисова..- Наб.Челны,2006.
2. Кириллов Г.Н., Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // "Право и безопасность", N 1 (10) Март 2004 г.
3. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. / В.И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г
4. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф. Саулина -М. «Просвещение» 1989 г
5. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма./ О. Ю. Старцева– М.: ТЦ Сфера, 2008.-64 с.
6. Учебный план и программы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в образовательных учреждениях. Р. С. Под ред. Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань 1995. -167с.
7. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 7-8 лет. / Т.А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80с.
8. Юрянин И.П. Светофор/ И.П. Юрянин - М. Издательство «Детская литература» 1971 г