Родительское собрание. Педагогика понимания.
Педагогика понимания
(Родительское собрание с участием детей)
Ведущий: Уважаемые родители! Какой-то мудрый человек сказал: «Педагогика – это не наука, а состояние души». (Тут только можно добавить: «прекрасное состояние души».) Жизнь родителя-воспитателя, родителя-педагога заполнена трудом и счастьем. Счастьем творца, созидающего самое дорогое на Земле – души детей!
И если вдруг в чьём-либо сердце нет этого естественного ощущения счастья, - значит, что-то делаем мы не так, неверно. Следует пересмотреть собственное наше поведение. Наше отношение к детям. Стоит над многим задуматься. Многое в собственном поведении изменить.
Самое высокое умение всякого воспитателя, самое мудрое его искусство – это умение получать радость от самого общения с ребёнком и щедрое умение дарить эту радость своим детям. Как часто мы сами отказываемся от этой радости.
Представляется сценка З.Я. Роот.
Папа сидит в кресле с газетой, мама на стульчике, сестра перед зеркалом. Мальчик играет один на полу с кубиками. Звонит телефон.
Мама берёт трубку:
Здравствуй, Любочка, подружка!
Ты давно мне не звонишь!
Может быть, сегодня в гости
На минутку забежишь?..
Много дел?.. Ну да, немало
Ждёт домашних нас хлопот:
Надо приготовить ужин,
Постирать, сварить компот.
Сын подходит с книжкой:
Мама, скучно мне играть,
Сказку можешь почитать?
Мама: Подожди ты, не гунди,
Лучше к папе подойди.
Сын: Ма-а-мочка, прошу-у тебя
Мама: Ах, мне некогда, сыночек,
Побежала я стирать.
Вон сидит на кресле папа,
Попроси его читать!
Мама убегает. Сын подходит к папе и дёргает его за рукав.
Сын: Папа, я прошу тебя давно,
Может быть, пойдём в кино?
Папа: Подожди, сыночек, милый,
Ты иди-ка, погуляй,
Мне же надо очень срочно
Всю газету прочитать.
Сын: Ну, па-па
Папа: Ты сестрёнку попроси.
Ты к Катюшке подойди.
Ну а я пошёл! Пока!
Катя красит ресницы перед зеркалом. Мальчик подходит к ней.
Сын: Катя, ты сегодня сможешь
Самолёт дорисовать?
Катя: Скажешь тоже, мне сегодня
На дискотеке надо быть.
Скоро танцы вон начнутся
Мне пора уж выходить.
Ни минуточки свободной –
Всё расписано давно!
Катя убегает. Ребёнок остаётся один. В недоумении двигает плечами.
Сын: Тишина в пустой квартире
Что же делается в мире?
Ведущий: Мама, папа и сестрёнка,
Пожалейте вы ребёнка.
Порисуйте, почитайте
И немножко поиграйте,
Потому что малышу
Скучно в доме одному.
Ведущая: Мы должны воспитывать детей добрыми и умными, здоровыми и счастливыми. И этого мы достигнем лишь в том случае, если сам процесс воспитания будет добрым и умным, здоровым и счастливым. Этого мы достигнем тогда, когда поймём, какой это хрупкий, нежный и одновременно податливый механизм – живая детская душа.
Сценка. На сцену выходит Миша в сопровождении родственников, несущих его портфель. У мальчика хорошее настроение. Все, кроме папы, начинают по очереди обнимать Мишу и вытирать свои слёзы. Мальчик растерян, не понимает, что случилось.
Мама: Мишуля! Мишенька, родной
Бабушка: Миша, Мишунчик, милый
Дедушка: Мишка, Мишечка, родимый
Папа: Да что он – не знает, как его зовут?! Лучше дельные советы дайте! (Жмёт Мише руку.) Учителя слушайся, товарищей не обижай.
Мама: Смотри, Мишенька, чтоб тебя не обижали. В случае чего – жалуйся учительнице. Ведь такие противные дети бывают.
Дедушка: Если кто тебя обидит – звони, приду всем уши надеру!
Бабушка: Возьми фрукты, конфеты. Да подальше их спрячь, а то чужие всё проглотят!
Папа: (Смеётся.) Пусть закопает! Может, вырастет что, только чужие всё оборвут!
Мама: Миша, радость моя!
Папа: Что же мы стоим? Пойдёмте быстрее!
Миша: Никуда я не пойду!
Мама: Почему не пойдёшь?
Миша: В школу идти, чтобы жаловаться на всех, ходить за учительницей, чтобы не отколошматили и прятать от всех фрукты и конфеты Не хочу!
Папа: Миша, будь мужчиной, пошли, а то опоздаем. (уводит сына)
Мама: Дали мальчику хорошие советы, а он
Бабушка: Что за молодёжь?!
Дедушка: Нет, это не мы. Ой! Пошли, портфель ему отнесём!
Ведущая: Дорогие родители, как часто сегодняшние дети не ценят, не уважают чужой труд. Пренебрежительно относятся к взрослым. Часто не умеют вести себя в общественных местах, на улице и дома с близкими. Иногда откровенно грубы. И всё это может быть из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы поощрения и наказания. А как в ваших семьях с физическим наказанием?
Чтение отрывка из стих-ия Эдуарда Асадова «Не бейте детей»
Не бейте детей, никогда не бейте!
Поймите, вы бьёте в них сами себя,
Не важно, любя их иль не любя,
Но делать такого вовек не смейте!
И можно ль распущенно озлобляться,
Калеча и душу, и детский взгляд,
Чтоб после же искренно удивляться
Вдруг вспышке жестокости у ребят.
В ребячьей душе всё хрустально-тонко.
Разрушишь – вовеки не соберёшь.
Семья – это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!
Ведущая: Это диво дивное – вера маленьких детей в нас взрослых. Безусловная их вера в вашу доброту, в вашу родительскую справедливость, мудрость и любовь. Эта вера должна поднимать вас, взрослых, над самими собой, над вашими слабостями и недостатками.
Чтение стихотворен
·ия С. Михалкова «Важный совет»
Нельзя воспитывать щенков
Посредством криков и пинков.
Щенок воспитанный пинком
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка,
Попробуй – подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели – пеньки!
Ведущая: Следующий вопрос о труде. У каждого ребёнка в семье должна быть работа. Маленький ребёнок – маленькая работа, растёт ребёнок – растёт и его дело. Но как приучить ребёнка к труду? Да просто объясните, какие «чудеса» он может совершать сам, если постарается.
Сценка первая. Возле подоконника с цветами стоят мать с дочкой.
Мама: Милая девочка, если ты каждый день будешь поливать цветы, они привыкнут к тебе. Полюбят тебя.
Дочь: И будут благодарны мне?
Мама: Они каждый раз тихонечко, почти неслышно будут шептать тебе «спасибо».
Дочь: А все цветы на белом свете добрые и вежливые?
Мама: Они всегда стараются обрадовать того, кого уже полюбили. И однажды среди зелёных их листов распустится почти, что сказочное чудо-цветок.
Дочь: Мамочка, я каждый день буду поливать их – буду ждать чуда. Давай же быстрее лейку!
Сценка вторая. Возле книжной полки стоят мать с сыном.
Мама: Малыш, ты знаешь, в книжном шкафу живут волшебники и феи.
Сын: Об этом каждый знает. Ведь стоит открыть любую книжку, как сразу же начинаются чудеса.
Мама: И потому Чтобы платье Золушки не запылилось... Чтобы старый добрый король не потерял в пыли свою корону
Сын: И чтобы конь сказочного богатыря не утонул в пыли
Мама: Для этого необходимо вытирать пыль в книжном шкафу.
Сын: Мама, давай скорее тряпку, скорей за дело!
Ведущий: Подобные выдумки помогут вам, родителям, превратить многие, обязательные для ребёнка домашние дела в игру, забаву, в сказку. Так, играя, вы приучите ребёнка к счастливому ощущению, что труд – это всегда радость, всегда праздник!
Ведь не всегда дети виноваты в том, что вырастают белоручками и неумёхами. Мы говорим о трудовом воспитании, а сами за них даже уроки делаем! Посмотрите на пару бабушек. Они вам никого не напоминают?
Сценка «Бабушки».
На скамейке сидят две бабушки.
Бабушка 1: Здравствуй, голубушка моя! Гулять сегодня не выйдешь?
Б.2: Да что ты, я ещё уроки не сделала
Б.1: Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты же сто лет как школу закончила.
Б.2: Да? А внуки?
Б.1: Да я и сама за внуков уроки делаю.
Б.2: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так будем своим внукам помогать, может в нашу с тобой честь единицу какую-нибудь назовут?
Б.1: Так уже назвали!
Б.2: Как? Когда?
Б.1: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки уроки делают!
Ведущая: Порой родители удивляются тому, что нет в детях той сердечности, доброты, того деликатного отношения к окружающим, которые обязательны для каждого человека. Дорогие родители! Вы не задумывались над тем, что всё это – горчайшие плоды вашей родительской педагогической неграмотности? А может быть дело в том, что вы – взрослые – слишком редко показываете сыновьям и дочерям пример собственной вашей взаимной сердечной доброты, чуткости, терпимости, деликатности? Может быть, недостаточно работаете над тем, чтобы постоянно создавать и укреплять в ваших семьях атмосферу взаимопонимания, дружелюбия, доверия и заботы?
Чтение стих-ия Себастьяна Брандта
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Коль видят вас и слышат дети,
Вы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
На сцену выходят все участники-дети
Милые наши родители!
Котёнок вырастет кошкой
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу –
Такую же, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают,
И даже их мамы и папы не знают
Кем станут, кем вырастут дети.
Ведущая: Дорогие родители! Не только вы воспитываем ваших детей. Но и они воспитывают вас, не давая вам успокоиться и разлениться, помогая сохранить остроту и свежесть мироощущения, постоянно ставя перед вами новые сложные вопросы.
Дети – оценка всей вашей жизни. Её смысл и продолжение. Я желаю вам, дорогие родители, чтобы оценка вашей жизни была положительной.
Исполняется песня «Добро пожаловать в Детство».
Мама и папа, возьмите меня за руки.
Мама и папа, пойдемте-ка со мной.
Мамам и папа, забудьте ваши жалобы,
Оставьте все заботы за спиной.
Припев:
Добро пожаловать в Детство,
Где всем хватит места.
А если будет тесно – мы что-нибудь споем.
Мы что-нибудь придумаем,
Мы что-нибудь построим.
И что-нибудь такое оставим на потом.
Мама и папа, поверьте это здорово!
Мама и папа, послушайте меня.
Мама и папа, здесь жизни злые стороны
Закроет добродушная стена.
Мама и папа, сегодня мы порадуем.
Мама и папа, смотрите вы на нас.
Мама и папа, всем детям очень надо бы
И петь, и танцевать сейчас для вас.
Литература:
Асадов Э. А. Что такое счастье: Стихотворения. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 416с., ил.
Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости. М.: РОСМЭН, 1996. 128с.
15