Презентация исследовательской работы на тему Пермский звериный стиль: о чём молчит бронза?
Пермский звериный стиль: о чем молчит бронза…Работу выполнила:Рукавицына Анна3 «В» классРуководитель: Полежаева Оксана Геннадьевна учитель начальных классовМАОУ «СОШ №12 с углубленным изучением немецкого языка» город Пермь.
ВведениеГуляя возле Центрального универмага Перми, я заметила необычные рисунки на окнах. Меня заинтересовало, что это? Родители объяснили мне, что это изображения по мотивам Пермского звериного стиля. Мне захотелось побольше узнать о том, что такое Пермский звериный стиль, а после применить полученные знания в своей творческой работе.
Создание творческой работы по мотивам Пермского звериного стиля.Цель исследования
Задачи исследованияИзучить, что такое «Пермский звериный стиль»: происхождение, классификации и особенности«Расшифровать» увиденные мною изображения на фасаде универмагаРазработать проект творческой работы для воплощения в жизнь
ГипотезаЯ предполагаю, что Пермский звериный стиль – это очень древнее искусство, которое дошло до наших дней. Я полагаю, что на основе полученных знанийсмогу создать оригинальную творческую работу по мотивам Пермского звериного стиля у себя дома.
Глава 1. Что такое Пермский звериный стиль?Пермский звериный стиль – яркое и уникальное явление в истории Прикамья. Под этим понятием скрывается большое количество найденных в ходе археологических раскопок древних вещей, сделанных из бронзы. Это различные предметы, отлитые из бронзы: украшения, пряжки, бляхи, плоские фигуры, медальоны и другое.
«Расшифруем» термин «Пермский звериный стиль». Пермский – потому что подавляющее большинство находок было сделано на территории Прикамья.
Звериный – потому что находки изображали зверей, птиц, человека в окружении животных, а также фантастических существ, соединявших в себе человека и животного. Древние жители Прикамья поклонялись животным, считали их своими предками, поэтому изображали их в своем творчестве.
Характеристика изделий:Размер: 3-5 сантиметров (до 16-27 см)Материал: бронзаДата создания: самые древние 8-3 век до нашей эры (более 2500 лет назад!); расцвет – 7-9 век нашей эры(1500 лет назад)Способ создания: одностороннее или двустороннее литье в жестких формах
Классификация Пермского звериного стиляКто изображен?Зооморфные предметы (изображены животные и птицы)Антропоморфные (изображен человек)Антропозооморфные (изображены и человек, и звери)
Назначение предметовОбыденные предметы, используемые человеком в повседневной жизни. Это различные украшения, шумящие подвески, пряжки, пронизки, украшения для оружия, орудия труда. Эти вещи служили людям в качестве талисманов и оберегов.Культовые предметы, которыми мог распоряжаться только шаман или вождь племени. Они использовались для священных обрядов, для жертвоприношения, для связи с духами.
Особенности Пермского звериного стиля.1. Сложность образов, их глубокая смысловая нагрузкаДеление мира на 3 составляющие: верхний мир, средний и нижний. Верхний мир – это мир богов и духов, средний – мир человека и животных, нижний – мир мертвых. У каждого мира были свои животные, которые олицетворяли этот мир: Верхний мир – птицы, лоси; средний мир - человек; нижний мир – ящеры.2. Свой герой – человеколось. Звериный стиль был характерен для многих древних народов, но такой образ встречается только в Прикамье.
Основные сюжеты Пермского звериного стиля Птицы (гуси, утки, лебеди, хищные птицы) Птицы играли огромную роль в жизни создателей Пермского звериного стиля. Боги могли превращаться в птиц. Земля была создана с помощью водоплавающей птицы, которая нырнула по приказу бога и достала со дна горсть первой суши — землю.Шумящая подвеска Утка. Утки и лебеди считались священными птицами, на них не охотилисьФилины: почитаемая птица наравне с утками. Трехголовая птица-первопредок людей-лосей. У манси носила имя Калм. Вестник бога, дочь бога.
МедведиКульт медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищали владельца. Существовала священная клятва: на лапе медведя. Считалось, что медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. На оборотной стороне по углам-петли для пришивания к одеждеЧеловек с головой медведяПолая пронизка медведь
Образ коня был одним из самых распространенных у древних народов Прикамья. Большинство конских фигурок, отлитых в бронзе, служило амулетами-оберегами или украшениями одежды - шумящими подвесками и полыми пронизками КониПодвеска коньШумящая коньковая подвеска с утиными лапамиФигурка конь
ЯщерыДругое название - гибриды. Обычно представляют собой комбинацию водных и наземных существ. Например, щуку с лапами выдры, собаку с хвостом бобра, загадочного мамонта с рогами. Эти гибриды охраняли вход в подземный мир Бляха, на которой представлены два ископаемых ящера друг над другом. Ящер-собака стоит на ящере-рыбе, а та плывет в мировой воде - ребристая линия снизу. Через отверстия пришивалась к одежде.Ящер-собака, пришивалась к одежде
ВсадникиЭто фигурки человека на каком-либо животном: на коне, на волке и другие. В эпоху расцвета Пермского звериного стиля сюжет усложняется: появляются всадники на гибридах-ящерах, богини на коне и на лосе. На лосе — небесном звере — божество движется по небосводу и наблюдает за порядком в мире. Божество на ящере следит за порядком в Нижнем мире. Богиня на коне-лосе. Вверху семь лосиных голов, зверь и птица – символы животного мира, которым правит богиня. Ребристая линия, знак воды окружающей землю, замыкает композицию.Божество на двух ящерах. Космограмма показывает устройство мира: в мировой воде, которую изображает ребристая линия, плывет рыба-ящер, на рыбе стоит собака-ящер. На ящерах находится герой, сын бога, покровитель людей.
Божество («светлый мальчик» у народа ханты, Альви у народа манси) в окружении небесных лосей.Обычно изображается в позе хозяина «руки в боки». Нередко в амулетах есть указание на его возраст — ребенок. Всегда окружен небесными лосями. Часто изображается с родителями, в распространенном сюжете «святое семейство»Божество в окружении лосиных голов. Особенность изображения - руки с четырьмя пальцами - знак оборотничества. Альви мог превращаться в зверей (горностая) и птиц (гуся).Божество, посредник между людьми и высшими богами. Повелитель зверей и птиц. Одно из основных божеств.Родители с ребенком стоят на ящере под небосводом из лосиных голов
Богини Сложные композиции, показывают веру создателей Пермского звериного стиля в существование трех миров и культ богинь-матерей. Композиция всегда состоит из трех частей: элемент Верхнего небесного мира — например, орел; далее средний уровень — сама земная богиня с людьми, человеколосями и животными; затем граница невидимого подземного мира — конь, медвежата, лоси или гибрид-ящер Богиня на лошади с орлом на плечах.
ЧеловеколосиСамый загадочный и распространенный сюжет Пермского звериного стиля. Герой занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный мирБляха с двумя человеколосями - семейной парой - на ящереКомпозиция состоит из двухголового ящера и человеколосей, сидящих на нем.
«Расшифровка» изображений, уведенных мною на фасада универмага.Человек на ящере: Фигура на ящере обозначает существо нашего человеческого Среднего мира. Ящер охраняет вход в Нижний мир, а человек находится сверху, в Среднем мире.Медведь в жертвенной позе. Медведь – одно из самых почитаемых животных, часто изображается в предметах Пермского звериного стиля. Бляхи служили оберегами для своих хозяев.
Птицевидный идол. Мог обозначать первопредка рода. Птицы, как уже говорилось ранее, очень частый образ Пермского звериного стиля. Духи могли превращаться в птиц. Птица с тремя головами: У хантов и манси птица называлась Калм. Дочь Верхнего бога, вестница бога. Три головы - пропуск в три мира.Проанализировав образы, я могу сделать вывод, что художники, которые оформляли универмаг, не совсем точно отобразили именно Пермский звериный стиль. Самый основной и главный герой – человеколось – отсутствует. Возможно, вместо одной из птиц необходимо было изобразить человеколося.
Глава 2. Создание практической (творческой) работы по мотивам Пермского звериного стиляПредметы Пермского звериного стиля красивы и самобытны. Несмотря на их лаконичность и простоту, они завораживают и удивляют. В ходе работы над проектом я выполнила не одну, как планировалось изначально, а две практические (творческие) работы. В качестве сюжета я выбрала медведя – символа Пермского края.
Первая работа – поделка в мозаичной технике с использованием пластилина и мозаики.Материалы для работы:ПластилинМатериал для мозаикиСтеки для лепкиБумага, карандашЭтапы работы:Создание фона из пластилинаРисунок схемы изображения Перенос схемы на фонСоздание изображения в технике филигрань – ажурное нанесение тонких раскатанных пластилиновых элементов на фон согласно схемеЗаполнение рисунка мозаикой
Этапыработы
Вторая работа – поделка в технике одностороннего литья из гипса в жесткой форме.После завершения своей первой работы у меня возникла идея сделать не просто поделку по мотивам Пермского звериного стиля, а как можно ближе приблизиться к технологиям изготовления изделий древних прикамских мастеров. Я решила воплотить в жизнь технику одностороннего литья в жестких формахв домашних условиях. Конечно, плавить металл я не смогла, но я использовала доступные мне материалы – гипс и пластилин.
Материалы для работы: Пластилин Гипс Вода Стеки для лепки Бумага, карандашЭтапы работы: 1. Создание жесткой формы для отливкиДля этого был взят объемный кусок пластилина с ровной поверхностью и толщиной 2 см. 2. Рисунок схемы изображения на бумаге 3. Перенос схемы на заготовку для отливки 4. Вырубка изображения в форме для отливки 5. Создание окантовки для формы отливкиДля того, чтобы гипс не вылился, необходимо было сделать кант. Для этого я использовала пластилин. 6. Приготовление гипсового раствора Был взят порошок гипса и вода в пропорции 2:1 (две части гипса, одна часть воды) 7. Заполнение гипсовым раствором формы для отливки 8. Извлечение готового изображения из формы 9. Финишная отделка творческой работы (покрытие краской и лаком)
Этапы работы
ВыводПермский звериный стиль – яркое наследие прошлых времен. Изображение сюжетов Пермского звериного стиля на улицах Перми в настоящее время говорит о памяти и интересе современных людей к искусству прошлого. В своем проекте я прикоснулась к этому искусству, почувствовала себя настоящим творцом и мастером! Мною были выполнены две творческие работы по мотивам Пермского звериного стиля. Одна из работ выполнена в технике, максимально приближенной к технике древнего литья, но с использованием современных и доступных мне материалов. Я считаю, что поставленная мною цель исследования достигнута, а задачи выполнены. Выдвинутая мною гипотеза подтверждена творческими работами.
Спасибо за внимание!