Рабочая программа Трактор (10-11 классы)




Содержание:
Стр.
Пояснительная записка…………………………………………….. 2
Актуальность………………………………………………… 2
Нормативно-правовая база…………………………………. 2-3
Цели………………………………………………………….. 3
Общая характеристика учебного предмета……………….. 3-4
Место предмета в учебном плане………………………….. 4
Учебно-тематический план………………………………………... 5-8
Основное содержание предмета…………………………………... 8-9
Требования к уровню подготовки учащихся…………………….. 10-11
Учащийся должен знать……………………………………. 10
Учащийся должен уметь…………………………………… 11
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся…. 11-12
Нормы оценки теоретической работы……………………… 11
Нормы оценки практической работы………………………. 12
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение
образовательного процесса………………………………………… 13-14
Учебники и учебные пособия для учителя………………… 13
Учебники и учебные пособия для учеников………………. 13
Автотракторная техника……………………………………. 13
Сельскохозяйственные машины…………………………… 13
Макеты и оборудование……………………………………. 14
Интернет-ресурсы………………………………………………….. 14
Приложение 1 – КТП………………………………………………. 15-26
Приложение 2 – КИМы……………………………………………. 27-35
Пояснительная записка.
Актуальность.
Становление России как передовой цивилизованной европейской страны невозможно без развитого аграрного сектора, ведущая роль в создании которого принадлежит нынешним выпускникам сельских школ. А значит, возрастает роль сельской школы в подъеме экономики и социальном развитии села, в обеспечении психологической, социальной и профессиональной готовности выпускников школ к реформированию аграрного сектора и социальной сферы села.
Общеизвестно: интеллектуальный, экономический, культурный, духовный потенциал российского села XXI века во многом определит нынешняя молодежь. Развитие сельской России зависит от вклада сельской молодежи в модернизацию сельского хозяйства и социальное развитие села.
Профессия тракториста на селе является одной из основных. Главной задачей профессиональной подготовки учащихся является обеспечение социальной защищенности выпускников сельских общеобразовательных учреждений за счет того, что они, учась еще в школе, могут получить профессию механизатора, востребованную на селе.
Настоящая учебная программа подготовки трактористов-машинистов категории «С» сельскохозяйственного производства предназначена для подготовки квалифицированных рабочих из числа учащихся 10-11 классов, после чего будущие трактористы приобретают теоретические знания и умения качественно выполнять все механизированные работы, правильно эксплуатировать современные тракторы.
Нормативно-правовая база:
Стандарт Российской Федерации профессионального начального образования ОСТ 9. ПО. 02, ПО 03. (1.1, 1.6, 11.2, 22.5, 23.1, 37.3, 37.7, 37.14) – 2000., утвержденным Министерством образования РФ. Содержание программы разработано на основе квалификационных характеристик для трактористов-машинистов категории «В», «С» и «Е» и рассчитана на 2 года обучения.
Примерная программа подготовки трактористов категории «С». - М.: Институт развития профессионального образования, 2011г.
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 с изменениями: приказ МОиН №369 от31.01.2012;
Программа курса «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» для 10-11 классов, М., «Просвещение», 2012г. (составитель М.С. Жаров).
Приказ МОиН №1312 от 9 марта 2004 года
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» с изменениями: приказ №241 от 20 августа 2008 года, приказ №889 от 30 августа 2010 года, приказ №1994 от 3 июня 2011 года, приказ МОиН №1994 от 03.06.2011, приказ МОиН №74 от 1.02.2012 года
Распоряжение министерства образования Ульяновской области №929-р от 15 марта 2012года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Образовательная программа МОУ Покровской СОШ (приказ по школе №162 от 1.09.2013).
Цели.
Целями обучения курса «Трактор» являются:
формирование у учащихся профессиональных знаний и навыков по
специальности «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
формирование у учащихся знаний и умений по выявлению и устранению неисправностей в работе тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин, по производству их текущего ремонта и технического обслуживания.
привитие учащимся любви к труду в сельском хозяйстве;
формирование у учащихся умений самостоятельно работать на тракторах основных марок, зерноуборочных и специальных комбайнах и других сельскохозяйственных машинах.
Общая характеристика учебного предмета
Профессия механизатора на селе является одной из самых востребованных. Практически нет такой отрасли в сельскохозяйственном производстве, где бы не использовались те или иные технические средства – трактор, комбайн, плуг, транспортёр и многие другие. И первое место среди них по праву принадлежит трактору.
«Трактор» - учебный предмет, по окончании изучения которого учащиеся, при успешной сдаче квалификационного экзамена, получают свидетельство по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства самостоятельно работает на тракторах основных марок и сельскохозяйственных машинах, на зерноуборочных, специальных комбайнах и других сельскохозяйственных машинах.
Профессиональные знания и навыки тракториста – машиниста позволяют ему выявлять и устранять неисправности в работе тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, производить текущий ремонт и участвовать во всех видах ремонта обслуживаемых тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин.
Целью трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся сельской школы является привитие им любви к труду в сельском хозяйстве, уважения к людям труда, формирование трудовых умений и навыков, необходимых для последующего овладения профессией.
В процессе теоретических занятий старшеклассники изучают назначение, устройство, принцип действия, техническое обслуживание, технологические регулировки, признаки, причины и способы устранения основных неисправностей тракторов, агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин и комбайнов, правила дорожного движения и основы безопасности движения, технологию механизированных работ.
Основной задачей практического обучения является формирование у учащихся профессиональных навыков, умений осознанно применять полученные знания и дальнейшее их закрепление в процессе производительного труда, при выполнении доступных трудовых заданий по отдельным сельскохозяйственным операциям на основе технологических карт. Работы по техническому обслуживанию, регулированию механизмов и эксплуатации машино – тракторных агрегатов нужно проводить в школьном гараже.
На учебных занятиях и в ходе производительного труда необходимо обратить особое внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности. Старшеклассников следует привлекать к сельскохозяйственному опытничеству и техническому творчеству, рационализаторской деятельности как в области сельскохозяйственной деятельности, так и по совершенствованию организации труда на рабочих местах. Содержание полезного производительного труда и трудовой практики должно опираться на полученные учащимися знания и навыки и соответствовать овладеваемой профессии. При прохождении производственной практики старшеклассники могут работать на сельскохозяйственных машинах и агрегатах не свыше 4 часов в день при условии строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Индивидуальное обучение учащихся вождению трактора, комбайна, работе на сельскохозяйственных машинах и агрегатах производится мастером производственного обучения школы. Обучение осуществляется в каждой четверти по графику на полигоне с соблюдением правил безопасности.
Учащиеся выпускного класса, полностью прошедшие теоретическое и практическое обучение в соответствии с данной программой, допускаются к сдаче квалификационных экзаменов по изучаемой профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства».
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебного плана школы на 2016/2017 учебный год, на изучение предмета «Трактор» в 10 классе отведено 1 час в неделю, 35 часов в год, в 11 классе 1 час в неделю, 34 часа в год. На изучение теории в 10 классе 23 часа, в 11 классе 22 часа, на практические занятия в 10 классе 12 часов, в 11 классе 12 часов.
Учебно-тематический план по курсу «Трактор»
в 10 классе
№ п/п Содержание материала Теория
(часов) Практика
(часов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23. Гл. 1. Введение (3ч.)
Введение. Классификация и основные части тракторов.
Безопасность труда. Классификация ДВС.
Гл.2. Поршневые двигатели внутреннего сгорания. (3ч.)
Рабочие циклы одноцилиндровых четырёхтактных ДВС. Устройство и рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя.
Особенности устройства и работы многоцилиндровых двигателей. Мощность и экономичность поршневых ДВС.
Гл. 3. Пуск двигателя и основы управления трактором. (2 ч.)
Органы управления и контрольные приборы. Пуск дизеля и приёмы управления тракторами.
Гл.4. Механизмы двигателя. (4 ч.)
Кривошипно-шатунный механизм.
Распределительный декомпрессионный механизм.
Гл. 5. Системы охлаждения и смазки. (3 ч.)
Общие сведения о системах жидкостного и воздушного охлаждения.
Общие сведения о системе смазки.
Гл. 6. Системы питания дизеля и карбюраторного двигателя. (6 ч.)
Общее устройство и действие системы питания дизеля.
Общее устройство и действие системы питания карбюраторного двигателя.
Очистка топлива. Подкачивающий насос.
Топливный насос высокого давления. Способы смесеобразования. Форсунки.
Регуляторы частоты вращения коленчатого вала. Очистка воздуха и отвод отработавших газов.
Гл. 7. Система пуска двигателя. (2ч.)
Устройство и работа системы пуска двигателя. Счётчик моточасов.
Гл. 8. Трансмиссия. (5 ч.)
Назначение и устройство трансмиссии.
Сцепление. Промежуточное соединение и карданная передача.
Коробка передач. Раздаточная коробка.
Центральная и конечная передачи. Дифференциал. Механизмы поворота гусеничных тракторов.
Гл. 9. Ходовая часть. (2 ч.)
Ходовая часть колёсных и гусеничных тракторов.
Гл. 10. Механизмы управления. (4 ч.)
Рулевое управление колёсных тракторов. Тормоза.
Рулевое управление гусеничных тракторов. Тормоза.
Резерв.
ВСЕГО: 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
в 11 классе
№ п/п Содержание материала Теория
(часов) Практика
(часов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9, 10
11,12
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Гл. 1. Рабочее оборудование. (3 ч.)
Устройство гидравлической навесной системы.
Работа гидравлической системы. Механизм навески.
Гидравлический увеличитель сцепного веса, прицепное устройство.
Гл. 2. Электрооборудование. (4 ч.)
Общие сведения об электрооборудовании. Аккумуляторная батарея.
Генераторы переменного тока. Реле-регуляторы.
Электрический стартёр.
Системы освещения и сигнализации. Система зажигания.
Гл. 3. Эксплуатационные качества и техническое обслуживание трактора. (6 ч.)
Показатели эксплуатационных качеств. Изнашивание деталей.
Обкатка тракторов. Плановое техническое обслуживание.
Техническое обслуживание колёсных и гусеничных тракторов.
Организация технического обслуживания и ремонта тракторов. Хранение тракторов.
Гл.4. Правила дорожного движения. (10 ч.)
Правила дорожного движения РФ. Общие понятия.
Общие обязанности водителей. Обязанности пешеходов и пассажиров.
Средства регулирования дорожного движения.
Сигналы светофора и регулировщика.
Проезд перекрёстков.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Запрещающие знаки.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
Дорожные знаки. Информационные знаки. Знаки сервиса.
Дорожные знаки. Знаки дополнительной информации. Опознавательные знаки транспортных средств.
Дорожная разметка. Горизонтальная и
вертикальная разметка.
Гл. 5. Административная ответственность. (1ч.)
Административная ответственность владельцев и водителей транспортных средств.
Гл. 6. Оказание первой помощи. (2 ч.)
Оказание первой помощи при переломах,
ожогах и обморожениях.
Оказание первой помощи при черепно-мозговых травмах и потере сознания, при сильных кровотечениях.
Гл. 7. Вождение. (8 ч.)
Практическое вождение колёсного трактора
Практическое вождение колёсного трактора
Практическое вождение колёсного трактора
Практическое вождение колёсного трактора
Практическое вождение гусеничного трактора
Практическое вождение гусеничного трактора
Практическое вождение гусеничного трактора
Практическое вождение гусеничного трактора
ВСЕГО: 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
Основное содержание.
10 класс
Введение (3 часа).
Классификация и основные части тракторов. Безопасность труда, выполнение требований охраны труда, техники безопасности, профессиональной санитарии. Классификация ДВС.
Поршневые двигатели внутреннего сгорания (3 часа).
Циклы четырёхтактных ДВС: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск. Устройство и принцип работы двухтактных карбюраторных двигателей, кривошипная камера.
Особенности устройства многоцилиндровых двигателей. Мощность, экономичность.
Пуск двигателя и основы управления трактором (2 часа).
Органы управления и контрольные приборы, пуск двигателя, приёмы управления трактором.
Механизмы двигателя (4 часа).
Кривошипно-шатунный механизм: коленчатый вал, вкладыши, шатуны,
пальцы. Распределительный декомпрессионный механизм.
5.Системы охлаждения и смазки (3 часа).
Система жидкостного и воздушного охлаждения, общие сведения о
системе смазки, масляный насос, очистка масла.
6. Система питания дизеля и карбюраторного двигателя (6 часов).
Устройство и действие системы питания дизеля и карбюраторного
двигателя, очистка топлива, подкачивающий насос, топливный насос
высокого давления, способы смесеобразования, форсунки, регуляторы
частоты вращения коленчатого вала, очистка воздуха и отвод
отработавших газов.
7. Система пуска двигателя (2часа)
Устройство и работа системы пуска двигателя, счетчик моточасов.
8. Трансмиссия (5часов)
Назначение и устройство трансмиссии, сцепление, промежуточное
соединение и карданная передача, коробка передач, раздаточная коробка,
центральная и конечная передачи, дифференциал, механизмы поворота
гусеничных тракторов.
9. Ходовая часть (2часа)
Ходовая часть колесных и гусеничных тракторов.
10. Механизмы управления (4часа)
Рулевое управление колесных тракторов, тормоза, рулевое управление
гусеничных тракторов, тормоза.
11 класс
Рабочее оборудование (3 часа).
Устройство гидравлической навесной системы, работа гидравлической системы, механизм навески. Гидравлический увеличитель сцепного веса, прицепное устройство.
Электрооборудование (4 часа).
Общие сведения об электрооборудовании, аккумуляторная батарея. Генератор постоянного тока, реле-регулятор. Электрический стартёр. . Системы освещения и сигнализации, система зажигания
Эксплуатационные качества и техническое обслуживание трактора
(6 часов).
Показатели эксплуатационных качеств, изнашивание деталей. Обкатка тракторов, плановое техническое обслуживание. Техническое обслуживание колёсных и гусеничных тракторов. Организация технического обслуживания и ремонта тракторов, хранение тракторов.
4. Правила дорожного движения (10 часов).
Правила дорожного движения РФ, общие понятия. Обязанности
водителей, пешеходов и пассажиров. Средства регулирования дорожного движения, сигналы светофора и регулировщика. Переезд перекрёстков. Дорожные знаки, предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации, опознавательные знаки транспортных средств. Дорожная разметка, горизонтальная и вертикальная разметка.
5. Административная ответственность (1 час).
Административная ответственность владельцев и водителей транспортных средств.
6. Оказание первой помощи (2 часа).
Оказание первой помощи при переломах, ожогах, обморожениях, черепно-мозговых травмах, потере сознания, при сильных кровотечениях.
7. Вождение (8 часов).
Практическое вождение колёсных и гусеничных тракторов.
Квалификационная характеристика тракториста – машиниста сельскохозяйственного производства.
4.1. Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства должен знать:
- устройство и правила технической эксплуатации двух основных марок (колёсного и гусеничного) тракторов, применяемых в базовом хозяйстве, агрегатируемых с этими тракторами сельскохозяйственных машин и транспортных средств тракторного типа;
- устройство и правила эксплуатации какой-либо марки зернового комбайна (специального комбайна);
- основные требования агротехники и технологии производства механизированных полевых работ по ведущим культурам, возделываемым в хозяйствах района;
- правила дорожного движения, основы безопасности движения и перевозки грузов;
- правила безопасности при работе на тракторах и сельскохозяйственных машинах, правила внутреннего распорядка бригады или отделения, правила пожарной безопасности;
- нормы выработки и нормы расхода топлива и смазочных материалов на механизированные работы, оплату труда механизаторов, основы учёта выполняемых работ и расхода нефтепродуктов;
- правила хранения тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, обращения с топливом и смазочными материалами;
- признаки и причины основных неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации трактора, комбайна, сельскохозяйственных машин, и способы их устранения;
- основы экономических знаний, мероприятия по экономии топливо-смазочных и других эксплуатационных материалов;
- охрану труда, производственную санитарию, пожарную безопасность.
4.2. Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства должен уметь:
- самостоятельно работать, как правило, на тракторах двух марок (гусеничном и колёсном), машинах, агрегатируемых с этими тракторами, и зерновом комбайне одной модели;
- выполнять механизированные полевые работы в соответствии с требованиями агротехники и технологии производства механизированных работ;
- перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещать и закреплять грузы на прицепе;
- самостоятельно выполнять простейшие регулировочные операции на тракторах и машинах, на которых он работает, и все операции их ежесменного технического обслуживания;
- выполнять под руководством мастера-наладчика, бригадира, механика операции периодического технического обслуживания, работы по ремонту тракторов и сельскохозяйственных машин;
- устранять возникающие неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин, не вызывающие необходимости в разборке их сборочных единиц и механизмов;
- под руководством бригадира, механика подготавливать машины к поставке на хранение в соответствии с действующими инструкциями;
Экономно расходовать топливо, смазочные , резинотехнические и другие эксплуатационные материалы;
- Правильно организовывать и содержать рабочее место, применять наиболее целесообразные и производительные способы работы и современные методы организации труда;
- соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены.
5. Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся.
5.1. Нормы оценки теоретической работы
ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
5.2. Нормы оценки практической работы
Организация труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.
ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).
Качество работы
ОТМЕТКА «5» ставится, если работа выполнены с учетом установленных требований.
ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнена с незначительными отклонениями от заданных требований.
ОТМЕТКА «3» ставится, если работа выполнена со значительными нарушениями заданных требований.
ОТМЕТКА «2» ставится, если работа выполнена с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.
6. Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
6.1.Учебники и учебные пособия для учителя
1.В.М. Котиков, А.В. Ерхов, «Тракторы и автомобили», учебник, Москва, Издательский центр «Академия», 2011 г.
2.М.С. Жаров «Трактор», учебное пособие, М. , Просвещение, 2011г.
3.Б.М. Гельшан, М.В. Москвин, Е.М. Сорокин, Б.И. Анисанов «Колёсные тракторы», М., Колос, 2010г.
4.В.З. Зубков, М.Н. Портнов «Сельскохозяйственные машины и технология механизированных работ», М., Просвещение, 2009г.
5.И.Ф. Сергеев, Н.П. Сычугов «Сельскохозяйственные машины», М., Агропромиздат, 1999г.
6.М.Н. Портнов «Зерноуборочные комбайны, М., Агропромиздат, 1999г.
Плакаты.
Коллектив авторов «Тракторы МТЗ-80, МТЗ-82», Москва, Колос, 2005г.
Коллектив авторов «Трактор ДТ-75», Москва, Колос, 2005г.
Коллектив авторов «Текущий ремонт тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82», Москва, Колос, 2005г.
Коллектив авторов «Дизельные двигатели типа СМД-14Н», Москва, Колос, 2005г.
Коллектив авторов «Техника безопасности при ремонте тракторов и сельскохозяйственных машин», Москва, Колос, 2005г.
А.И. Каношин «Таблицы по обеспечению безопасности при ремонте тракторов и сельскохозяйственных машин», Москва, Просвещение, 2007г.
Коллектив авторов «Техника безопасности при обращении с горюче-смазочными материалами», Москва, Колос, 2005г.
6.2.Учебники и учебные пособия для учеников.
В.М. Котиков, А.В. Ерхов, «Тракторы и автомобили», учебник, Москва, Издательский центр «Академия», 2011 г.
Родичев В.А. Учебное пособие «Трактор» для учащихся 10-11 классов сельской школы. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Устинов А.Н. «Сельскохозяйственные машины» учебное пособие для учащихся 10-11 классов сельской школы. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
6.3.Автотракторная техника
Трактор Т – 40.
Трактор ДТ – 75м.
6.4. Сельскохозяйственные машины
Плуг тракторный навесной ПН – 4 – 35.
Культиватор КРН – 4,2.
6.5. Макеты и оборудование
- Набор деталей кривошипно-шатунного механизма.
- Набор деталей газораспределительного механизма.
- Набор деталей системы охлаждения.
- Набор деталей смазочной системы.
- Набор деталей системы питания.
- Набор делателей системы пуска вспомогательным бензиновым двигателем.
- Набор приборов и устройств электрооборудования.
- Набор сборочных единиц и деталей системы охлаждения двигателя.
- Набор сборочных единиц смазочной системы двигателя.
- Набор сборочных единиц пускового устройства.
- Набор приборов и устройств электрооборудования.
- Набор сборочных единиц оборудования гидравлической системы тракторов.
- Учебно-наглядные пособия по устройству изучаемых моделей тракторов.
- Учебно-наглядные пособия по техническому обслуживанию тракторов.
- Учебно-наглядные пособия «Дорожные знаки», «Дорожная разметка», «Сигналы регулировщика», «Схема перекрестка», «Схема населенного пункта, расположения дорожных знаков и средств регулирования».
- Медицинская аптечка.
- Правила дорожного движения Российской Федерации
7. Интернет источники
- www.consultant.ru;
- http://cto73.ru/kategorii_traktorista.php;
- http://window.edu.ru/resource/748/78748;
- http://fcior.edu.ru;
- http://www.openclass.ru/node/245660;
- https://www.youtube.com;
- http://school-collection.edu.ru;
- http:// school.edu;
- http:// Beltrakt;
- http://ed.gov;
- http://Travikbas;
- www youtube.com
Календарно- тематическое планирование по курсу «Трактор» в 10 классе. Приложение 1.
1 час в неделю, всего 34 часа.

урока Дата Тема занятия Цель занятия Учебные вопросы Тип урока, методы обучения Учебно-материальное обеспечение Задание на дом
Гл. 1. Введение (3 часа)
1 Введение. Классификация и основные части тракторов. Ознакомить уч-ся с курсом Трактор и краткой историей тракторостроения в стране, классифика-цией и основными видами тракторов Профессия тракториста-механизатора, история тракторо-строения, класси-фикация тракторов, устройство тракторов Лекция, группо-вой Учебник, Плакат Стр. 3-8
2 Введение. Классификация и основные части тракторов. На примере тракторов ДТ-75 и Т-40 ознакомить уч-ся с устройством тракторов Устройство колёсных и гусеничных тракторов Практика,
группо-вой Трактор ДТ-75, Т-40 Стр. 3-8
3 Безопасность труда. Классификация ДВС. Ознакомить уч-ся с ТБ, с классификацией и устройством ДВС ОТ и ТБ при работе на тракторах, классификация и устройство ДВС Лекция,
группо-вой Учебник, Плакат Стр. 8-16
Гл. 2. Поршневые двигатели внутреннего сгорания. (3 часа)
4 Рабочие циклы одноцилиндровых четырёхтактных ДВС. Устройство и рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя. Ознакомить уч-ся с рабочими циклами одноцилиндровых 4-ёх тактных дизелей и карбюраторных двигателей Рабочий цикл, такты, показатели рабочего процесса Лекция,
группо-вой Учебник, Плакат Стр. 16-21
5 Особенности устройства и работы многоцилиндровых двигателей. Мощность и экономичность поршневых ДВС. Ознакомить уч-ся с особенностями устройства и работы многоцилиндровых двигателей Применение дизелей, порядок работы цилиндров, мощность, экономичность Лекция,
группо-вой Учебник, Плакат Стр. 21-28
6 Особенности устройства и работы многоцилиндровых двигателей. Мощность и экономичность поршневых ДВС. На примере тракторов ДТ-75 и Т-40 озна-комить уч-ся с устройством и работой многоцилиндровых двигателей Применение дизелей, порядок работы цилиндров, мощность, экономичность Практика,
группо-вой Трактор ДТ-75, Т-40 Стр. 21-28
Гл. 3 Пуск двигателя и основы управления трактором. (2часа)
7 Органы управления и контрольные приборы. Пуск дизеля и приёмы управления тракторами. Ознакомить уч-ся с органами управления и контрольными приборами, с пуском двигателя, с приёмами управления тракторами. Органы управления, контрольные прибо-ры, подготовка к пуску, пуск двигателя, , показания приборов, приёмы управления лекция Учебник, Плакат Стр. 28-39
8 Органы управления и контрольные приборы. Пуск дизеля и приёмы управления тракторами.
На примере трактора ДТ-75 ознакомить уч- ся с органами управ-ления и контроль-ными приборами, с пуском двигателя, с приёмами управления трактором.
Органы управления, контрольные прибо-ры, подготовка к пуску, пуск двигателя, , показания приборов, приёмы управления практика Трактор ДТ-75, Т-40 Стр. 28-39
Гл.4 Механизмы двигателя. (4часа)
9 Кривошипно-шатунный механизм. Ознакомить уч-ся с КШМ двигателя. Устройство КШМ, назначение КШМ. лекция Учебник, Плакат Стр. 39-52
10 Кривошипно-шатунный механизм. На примере разобран-ного двигателя трактора ДТ-75 ознакомить уч-ся с КШМ двигателя. Устройство КШМ, назначение КШМ. практика Разобранный двигатель Стр. 39-52
11 Распределительный декомпрессионный механизм. Ознакомить уч-ся с распределительным и декомпрессионным механизмами двигателя. Назначение распределительного и декомпресси-онного механизмов, устройство механизмов лекция Учебник, Плакат Стр. 52-61
12 Распределительный декомпрессионный механизм. На примере разобран-ного двигателя трактора ДТ-75 ознакомить уч-ся с распределительным и декомпрессионным механизмами двигателя. Назначение распределительного и декомпресси-онного механизмов, устройство механизмов практика Трактор ДТ-75, Т-40 Стр. 52-61
Гл. 5. Системы охлаждения и смазки.(3 часа)
13 Общие сведения о системах жидкостного и воздушного охлаждения Ознакомить уч-ся с системами жидкостно-го и воздушного охлаждения. Назначение системы охлаждения, устройство жидкостной и воздушной систем охлаждения, приборы контроля систем охлаждения лекция Учебник, Плакат Пар. 25, 26
14 Общие сведения о системе смазки Ознакомить уч-ся с общими сведениями о смазочной системе Назначение и устройство системы смазки, приборы контроля системы смазки лекция Учебник, Плакат Пар. 27, 28
15 Общие сведения о системе смазки На примере разобран-ного двигателя ознакомить уч-ся с общими сведениями о смазочной системе Назначение и устройство системы смазки, приборы контроля системы смазки практика Трактор ДТ-75, Т-40 Пар. 27, 28
Гл.6. Системы питания дизеля и карбюраторного двигателя (6 часов)
16 Общее устройство и действие системы питания дизеля Ознакомить уч-ся с общим устройством и действием системы питания дизеля. Схема системы питания дизеля, устройство системы питания дизеля. лекция Учебник, Плакат Пар. 17
17 Общее устройство и действие системы питания карбюраторного двигателя Ознакомить уч-ся с общим устройством и действием системы питания карбю-раторного двигателя. Схема системы питания карбюра-торного двигателя, устройство системы питания карбюра-торного двигателя . лекция Учебник, Плакат Пар. 22
18 Очистка топлива. Подкачивающий насос Ознакомить уч-ся с очисткой топлива, с устройством и работой подкачивающего насоса. Устройство фильтра-отстойника, фильтра грубой и тонкой очистки, назначение, устройство и принцип работы насоса. лекция Учебник, Плакат Пар. 18, 19
19 Топливный насос высокого давления. Способы смесеобразования. Форсунки Ознакомить уч-ся с устройством и принципом работы топливного насоса высокого давления, с способами смесеобразования и форсунками Способы смесеобразования, устройство и принцип работы форсунки. лекция Учебник, Плакат Пар. 20, 21
20 Способы смесеобразования. Форсунки. На примере форсунок двигателя трактора ДТ-75 ознакомить уч-ся со способами смесеобразования и устройством форсунки Способы смесеобразования, устройство и принцип работы форсунки. практика Форсунки тракторов ДТ-75, Т-40, МТЗ-80 Пар. 21
21 Регулятор частоты вращения коленчатого вала. Очистка воздуха и отвод отработавших газов. Ознакомить уч-ся с работой регулятора частоты вращения коленчатого вала, с очисткой воздуха и отводом отработавших газов. Назначение, устройство и принцип работы регулятора частоты вращения колен-чатого вала и устройства очистки воздуха. лекция Учебник, Плакат Пар. 23, 24
Гл. 7. Система пуска двигателя. (2 часа)
22 Устройство и работа системы пуска двигателя. Счетчик моточасов. Ознакомить уч-ся с устройством и работой системы пуска двигателя
Процесс пуска, способы пуска, механизмы пуска. лекция Учебник, Плакат Пар. 29, 30, 31
23 Устройство и работа системы пуска двигателя. Счетчик моточасов. На примере трактора ДТ-75 ознакомить уч-ся с устройством и работой системы пуска двигателя. Научиться запускать двигатель.
Процесс пуска, способы пуска, механизмы пуска. практика Трактор ДТ-75, Т-40 Пар. 29, 30, 31
Гл.8. Трансмиссия. (5 часов)
24 Назначение и устройство трансмиссии Ознакомить уч-ся с назначением и устройством трансмиссии Назначение, устройство и принцип работы трансмиссии. Назначение узлов. лекция Учебник, Плакат Пар. 32
25 Сцепление. Промежуточное соединение и карданная передача Ознакомить уч-ся с назначением, устрой-ством и принципом работы муфты сцепления, с промежуточным соединением и карданной передачей. Назначение, устройство, принцип работы, регулировки муфты сцепления, техническое обслуживание. лекция Учебник, Плакат Пар. 33
26 Коробка передач. Раздаточная коробка.
Ознакомить уч-ся с назначением, устрой-ством и принципом работы коробки передач и раздаточной коробки. Назначение, устройство, принцип работы, техническое обслуживание коробки передач и раздаточной коробки. лекция Учебник, Плакат Пар. 36, 37
27 Коробка передач. Раздаточная коробка. На примере трактора ДТ-75 ознакомить уч-ся с назначением, устрой-ством и принципом работы коробки передач и раздаточной коробки.
Назначение, устройство, принцип работы, техническое обслуживание коробки передач и раздаточной коробки. практика Пар. 36, 37
28 Центральная и конечная передачи. Дифференциал. Механизмы поворота гусеничных тракторов Ознакомить уч-ся с центральной и конечными передачами, с дифференциалом, с механизмом поворота гусеничных тракторов. Назначение, устройство, принцип работы, техническое обслуживание, фрикционные механизмы, планетарные механизмы.
лекция Учебник, Плакат Пар. 38, 39, 40
Гл. 9. Ходовая часть тракторов. (2 часа)
29 Ходовая часть колесных и гусеничных тракторов Ознакомить уч-ся с ходовой частью колёсных и гусеничных тракторов Устройство ходовой части, остов, колёса, передний мост, гусеничные двигатели, подвеска, техническое обслуживание. лекция Учебник, Плакат Пар. 41, 42
30 Ходовая часть колесных и гусеничных тракторов На примере тракторов ДТ-75 и Т-40 ознакомить уч-ся с ходовой частью колёсных и гусеничных тракторов Устройство ходовой части, остов, колёса, передний мост, гусеничные двигатели, подвеска, техническое обслуживание. практика Трактор ДТ-75, Т-40 Пар. 41, 42
Гл.10. Механизмы управления. (4 часа)
31 Рулевое управление колесных тракторов. Тормоза. Ознакомить уч-ся с рулевым управлением колёсных тракторов, с устройством и принципом работы тормозов. Назначение, устройство, принцип работы, техническое обслуживание лекция Учебник, Плакат Пар. 43, 44, 45
32 Рулевое управление колесных тракторов. Тормоза. На примере трактора Т-40 ознакомить уч-ся с рулевым управлением колёсных тракторов, с устройством и принципом работы тормозов. Назначение, устройство, принцип работы, техническое обслуживание практика Трактор Т-40 Пар. 43, 44, 45
33 Рулевое управление гусеничных тракторов. Тормоза. Ознакомить уч-ся с рулевым управлением гусеничных тракторов, с устройством и принципом работы тормозов. Назначение, устройство, принцип работы, техническое обслуживание лекция Учебник, Плакат Пар. 43, 44, 45
34 Рулевое управление гусеничных тракторов. Тормоза. На примере трактора ДТ-75 ознакомить уч-ся с рулевым управлением гусеничных тракторов, с устройством и принципом работы тормозов. Назначение, устройство, принцип работы, техническое обслуживание практика Трактор ДТ-75 Пар. 43, 44, 45
Календарно- тематическое планирование. 11 класс
1 час в неделю. Всего 34 часа.

урока Дата Тема занятия Цель занятия Учебные вопросы Тип урока, методы обучения Учебно-материальное обеспечение Задание на дом
Гл.1 Рабочее оборудование (3 часа)
1. Устройство гидравлической навесной системы. Ознакомить уч-ся с устройством гидравлической навесной системы. Назначение, устройство, механизмы навески лекция Учебник, плакат Пар. 46, 47
2. Работа гидравлической системы. Механизм навески. Ознакомить уч-ся с работой гидравли-ческой системы, с механизмом навески Назначение, устройство, принцип работы практика Трактор ДТ-75, Т-40 Пар. 48, 49
3. Гидравлический увеличитель сцепного веса, прицепное устройство. Ознакомить уч-ся с гидравлическим увеличителем сцепного веса, с прицепным устройством, валом отбора мощности, приводным шкивом Назначение, устройство, принцип работы практика Трактор ДТ-75, Т-40 Пар. 50, 51
Гл. 2 Электрооборудование (4 часа)
4. Общие сведения об электрооборудовании. Аккумуляторная батарея. Ознакомить уч-ся с общими сведениями об электрооборудовании, аккумуляторными батареями Общ. сведения, схема эл.оборудования, назначение аккумуляторной батареи лекция Учебник, плакат Пар. 52, 53
5. Генераторы переменного тока. Реле-регуляторы. Ознакомить уч-ся с назначением. Устройством и принципом работы генераторов переменного тока, реле-регулятора Назначение,
устройство, принцип работы, техническое обслуживание лекция Учебник, плакат Пар. 54, 55
6. Электрический стартёр. Ознакомить уч-ся с эл. стартером Назначение,
устройство, техническое обслуживание лекция Учебник, плакат Пар. 56
7 Системы освещения и сигнализации. Система зажигания. Ознакомить уч-ся с системой освещения и сигнализацией Назначение,
устр-во, тех. обслуживание. Неисправности освещения лекция Учебник, плакат Пар. 57, 58
Гл. 3. Эксплуатационные качества и техническое обслуживание трактора. (6часов)
8 Показатели эксплуатационных качеств. Изнашивание деталей. Ознакомить уч-ся с показателями эксплуатационных качеств, изнашивании деталей
Производительность, экономичность, про-ходимость, устой-чивость, прочность, долговечность, изна-шивание деталей, лекция Учебник, плакат Пар. 59, 60, 61
9 Обкатка тракторов. Плановое техническое обслуживание. Ознакомить уч-ся с обкаткой тракторов, техническим обслуживанием Обкатка, ежесмен-ное ТО, перио-дическое ТО, теку-щий и капитальный ремонт. лекция Учебник, плакат Пар. 62, 63, 64
10 Обкатка тракторов. Плановое техническое обслуживание. На примере тракторов ДТ-75 и Т-40 ознакомить уч-ся с обкаткой тракторов, техническим обслуживанием Обкатка, ежесмен-ное ТО, перио-дическое ТО, теку-щий и капитальный ремонт. практика Трактор ДТ-75, Т-40 Пар. 62, 63
11 Техническое обслуживание колёсных и гусеничных тракторов. Ознакомить уч-ся с ТО колесного и гусеничного тракторов ТО колёсного и гусеничного тракторов лекция Трактор ДТ-75, Т-40 Пар. 64
12 Техническое обслуживание колёсных и гусеничных тракторов. На примере тракторов ДТ-75 и Т-40 ознакомить уч-ся с ТО колёсного и гусенич-ного тракторов ТО колёсного и гусеничного тракторов практика Трактор ДТ-75, Т-40 Пар. 64
13 Организация технического обслуживания и ремонта тракторов. Хранение тракторов. Ознакомить уч-ся с организацией техни-ческого обслуживания и ремонта тракторов, ремонтом тракторов Диагностирование, ремонт, хранение лекция Учебник, плакат Пар. 65, 66
Гл. 4. Правила дорожного движения.(10часов)
14 Правила дорожного движения РФ. Общие понятия. Ознакомить уч-ся с ПДД, с общими положениями ПДД, общие положения лекция ПДД - учебное пособие Стр. 3-7
15 Общие обязанности водителей. Обязанности пешеходов и пассажиров.
Ознакомить уч-ся с общими обязанностями водителей, обязанностями пешеходов и пассажиров ПДД, Обязанности пешехода, обязанности водителя лекция ПДД - учебное пособие, плакат Стр. 7-11, 13
16 Средства регулирования дорожного движения.
Сигналы светофора и регулировщика. Ознакомить уч-ся с сигналами светофора и регулировщика Сигналы светофора, сигналы регулировщика лекция ПДД - учебное пособие, плакат Стр. 13-16
17 Проезд перекрёстков. Ознакомить уч-ся с проездом перекрестков Перекрёсток лекция ПДД - учебное пособие, плакат Стр. 26-29
18 Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Знаки приоритета. Ознакомить уч-ся
с предупрежд. знаками Предупреждающие знаки, знаки приоритета лекция ПДД - учебное пособие, плакат Стр. 35-38
19 Дорожные знаки. Запрещающие знаки. Ознакомить уч-ся
с запрещающими знаками Запрещающие знаки лекция ПДД - учебное пособие, плакат Стр. 38-41
20 Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. Ознакомить уч-ся
со знаками особых предписаний Предписывающие знаки, знаки особых предписаний лекция ПДД - учебное пособие, плакат Стр. 41-45
21 Дорожные знаки. Информационные знаки. Знаки сервиса. Ознакомить уч-ся
с информац. знаками Информационные знаки, знаки сервиса лекция ПДД - учебное пособие, плакат Стр. 45-47
22 Дорожные знаки. Знаки дополнительной информации. Опознавательные знаки транспортных средств. Ознакомить уч-ся
с опознавательными знаками, знаками дополнительной информации транспортных ср-в Знаки дополнительной информации, опознавательные знаки транспортных средств лекция ПДД - учебное пособие, плакат Стр. 47-50
23 Дорожная разметка. Горизонтальная и
вертикальная разметка. Ознакомить уч-ся
с гор. и вертик. разметками Горизонтальная разметка, вертикальная разметка лекция ПДД - учебное пособие, плакат Стр. 51-53
Гл. 5. Административная ответственность.(1час)
24 Административная ответственность владельцев и водителей транспортных средств. Ознакомить уч-ся с административной ответственностью владельцев и водителей транспорт. средств Ответственность владельцев тр. ср-в, ответственность водителей тр. ср-в лекция ПДД - учебное пособие Стр. 61-66
Гл. 6. Оказание первой помощи. (2часа)
25 Оказание первой помощи при переломах, при ожогах и обморожениях. Ознакомить уч-ся
с правилами оказания первой мед. помощи при ожогах и обморожении Первая помощь при ожогах и обморожениях лекция
ПДД - учебное пособие, плакат Стр. 187
26 Оказание первой помощи при черепно-мозговых травмах и потере сознания, при сильных кровотечениях. Ознакомить уч-ся
с правилами оказания первой мед. помощи при черепно-мозговых травмах, кровоте-чениях, потере сознания. Первая помощь при черепно-мозговых травмах, кровотечениях и потере сознания лекция ПДД - учебное пособие, плакат Стр. 187
Гл. 7. Вождение. (8 часов)
27 Практическое вождение колёсного трактора Обучить уч-ся практическому вождению тр-ра Практическое вождение практика Трактор Т-40 28 Практическое вождение колёсного трактора Обучить уч-ся практическому вождению тр-ра Практическое вождение практика Трактор Т-40 29 Практическое вождение колёсного трактора Обучить уч-ся практическому вождению тр-ра Практическое вождение практика Трактор Т-40 30 Практическое вождение колёсного трактора Обучить уч-ся практическому вождению тр-ра Практическое вождение практика Трактор Т-40 31 Практическое вождение гусеничного трактора Обучить уч-ся практическому вождению тр-ра Практическое вождение практика Трактор ДТ-75 32 Практическое вождение гусеничного трактора Обучить уч-ся практическому вождению тр-ра Практическое вождение практика Трактор ДТ-75 33 Практическое вождение гусеничного трактора Обучить уч-ся практическому вождению тр-ра Практическое вождение практика Трактор ДТ-75 34 Практическое вождение гусеничного трактора Обучить уч-ся практическому вождению тр-ра Практическое вождение практика Трактор ДТ-75 КИМы по курсу Приложение 2
«Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»
Билет № 1
Рассказать о назначении и устройстве кривошипно – шатунного механизма двигателя трактора.
Рассказать о назначении, устройстве, регулировках и правилах хранения навесного плуга.
Запустить двигатель. Подъехать и присоединить плуг. Проверить работу агрегата в движении и поставить плуг на место.
Меры безопасности при работе на тракторе агрегата с опрыскивателем во время обработки полевых культур и садов ядохимикатами.
Билет № 2
Рассказать о назначении и устройстве механизмов газораспределения двигателей тракторов. Объяснить принцип работы декомпрессивного механизма.
Рассказать о назначении, устройстве, правилах хранения и основных регулировках прицепного плуга, а также об агротехнических требованиях к пахоте.
Рассказать о способах повышения прочности стали.
Меры безопасности при работе на тракторе в агрегате с сенокосилкой сенодробильщиком.
Билет № 3
Рассказать о назначении и устройстве системы смазки двигателя трактора. Перечислить сорта масел, применяемых для трактора.
Рассказать о назначении, устройстве основных регулировках и правилах хранения зерновой сеялки. Какие агротехнические требования предъявляются к посеву.
Провести ежемесячное техническое обслуживание трактора.
Требования техники безопасности, предъявляемые к машинно – тракторному агрегату при работе в ночное время.
Билет № 4
Рассказать об устройстве фильтров для очистки масла и принципе работу масляного насоса двигателя. Показать путь масла от насоса до коренных шеек коленчатого вала. Перечислить характерные неисправности в системе смазки.
Рассказать об устройстве, основных регулировках и правилах хранения сеялки для технических культур, а также об агротехнических требованиям к посеву технической культуры.
Объясните по какой причине попадает воздух в топливопроводящую систему дизельного двигателя. К чему это приводит? Показать на тракторе как удаляется воздух из трубопроводов?
Меры безопасности при работе на тракторе в агрегате картофелекопателем и картофелеуборочным комбайном.
Билет № 5
Рассказать о назначении и устройстве системы охлаждения двигателя и принцип работы термостата.
Рассказать о свойствах двигателей, изготовленных из серого чугуна и мерах предосторожности при работе и сборке узлов, состоящих из чугунных деталей.
Объяснить последствия, к которым может привести заправка гидросистемы трактора или комбайна загрязненным маслом. Какие сорта масел используются для заправки гидросистемы?
Условия безопасности при работе на посевных или посадочных агрегатах.
Билет № 6
Рассказать о назначении и общем конструктивном устройстве системы питания двигателя трактора. Какие сорта топлива применяются для трактора зимой и летом?
Рассказать об устройстве, регулировке и правилах хранения туковой сеялки, а также о технике безопасности при работе трактора в агрегате с сеялкой.
Объяснить порядок регулировки тормозов гусеничного трактора и перечислить признаки неправильной регулировки. Провести регулировку тормозов на тракторе, запустить двигатель и опробовать трактор на ходу по прямой и по кругу.
Условия безопасности при обслуживании картофеля сортировальных пунктов.
Билет № 7
Рассказать о назначении и общем устройстве топливного насоса и форсунок дизельного двигателя. Объяснить принцип их работы.
Рассказать об устройстве, принципе работы и правилах хранения тракторного опрыскивателя – опылителя.
Рассказать о периодичности проведения технических обслуживаний за трактором и перечислить операции технического обслуживания №1.
Условия безопасности при работе на силосоуборочных и кукурузоуборочных комбайнах.
Билет № 8
Рассказать об устройстве и работе воздухоочистителя тракторного двигателя и правилах ухода за ним.
Рассказать об устройстве, принципе работы и правилах хранения сеялки для посева овощных культур.
Рассказать из какого материала изготавливается слесарный инструмент и объяснить правила заправки сверла, зубила и отвертки.
Меры безопасности при обслуживании зерноочистительных машин и зернопогрузчиков.
Билет № 9
Рассказать об устройстве пускового двигателя ПД – 105 и объяснить с какой целью и в какой пропорции добавляется масло в бензин для этого двигателя.
Рассказать о назначении, устройстве и правилах хранения сцепок. Перечислить схемы агрегатирования сельскохозяйственных машин с помощью сцепок.
Перечислить операции, которые выполняются при проведении технического обслуживания №3 за трактором.
Меры безопасности при работе на тракторе в агрегате с граблями, стогометателя и волокушей
Билет № 10
Рассказать об устройстве и регулировке муфты сцепления гусеничного трактора и колесного трактора. Перечислить основные неисправности муфты сцепления и способы их устранения.
Рассказать о назначения, устройстве и правилах хранения зубовых и дисковых борон, применяемых для предпосевной обработки почвы.
Перечислить операции, которые выполняются при основном техническом уходе за трактором. Запустить двигатель гусеничного трактора. Подъехать трактором к навесному орудию и провести навеску его.
Условия безопасности при работе на свеклоуборочных и кукурузоуборочных машинах.
Билет № 11
Рассказать об устройстве рамы гусеничного трактора и показать места крепления двигателя, коробки перемены передач, осей и других основных узлов и агрегатов.
Рассказать об устройстве, правилах хранения культиватора для сплошной обработки почвы. А также об агротехнических требованиях к сплошной культивации.
Провести ежемесячный технический уход за зерновой сеялкой и установить заданную глубину заделки семян на одной сошке.
Условия безопасности при работе на зерноуборочных комбайнах (днем и ночью).
Билет № 12
Рассказать о назначении и устройстве коробки перемены передач трактора.
Рассказать об устройстве и правилах хранения тракторного культиватора для междурядной обработки пропашных культур. А также об агротехнических требованиях и культивации.
Объяснить порядок монтажа и регулировки натяжения гусениц трактора. Меры предосторожности при выполнении этой работы. Отрегулировать нормальное натяжение гусеницы.
Условия безопасности при работе на машинах по внесению различных удобрений в почву. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с водным аммиаком и другими минеральными удобрениями.
Билет № 13
Рассказать об устройстве заднего моста гусеничного трактора. Объяснить принцип усилителя крутящегося момента (УКМ).
Рассказать о назначении, устройстве и правилах хранения дискового лущильника.
Показать на тракторе точки смазки ходовой части и заднего моста. Перечислить наименования применяемых смазочных материалов для трактора.
Требования техники безопасности при погрузке и разгрузке различных грузов.
Билет № 14
Рассказать об устройстве заднего моста колесного трактора.
Рассказать об устройстве и правилах хранения тракторной сенокосилки.
Через какой промежуток времени работы необходимо смазать выжимной подшипник муфты сцепления, подшипники вентилятора и опорных катков на гусеничном тракторе. какие сорта смазочных материалов применяются для этих целей.
Какие условия безопасности должен соблюдать тракторист при транспортировке сельскохозяйственных машин с одного участка на другой.
Билет № 14
Рассказать об устройстве заднего моста колесного трактора.
Рассказать об устройстве и правилах хранения сенокосилки.
Через какой промежуток времени работы необходимо смазывать выжимной подшипник муфты сцепления, подшипники вентилятора и опорных катков на гусеничном тракторе. какие сорта смазочных материалов применяются для этих целей.
Какие условия безопасности должен соблюдать тракторист при транспортировке сельскохозяйственных машин с одного участка на другой.
Билет № 15
Рассказать об устройстве ходового аппарата гусеничного трактора. Перечислить основные неисправности и способы их устранения.
Рассказать об устройстве и правилах хранения тракторных грабель. Перечислить марки грабель, применяемых в хозяйстве (районе). Объяснить пооперационную технологию уборки сена.
Объяснить порядок и периодичность смазки опорных катков, поддерживающих роликов и направляющих колес гусеничного трактора. Рассказать об устройстве ручных средств заправки и правила пользования ими.
Меры безопасности при работе машин на повышенных скоростях, на склонах гор и холмов.
Билет № 16
Рассказать о назначении и устройстве блокировочного механизма дифференциала заднего моста колесного трактора и правилах пользования ими.
Рассказать о назначении, принципе работы и правилах хранения сенного пресс – подборщика.
Перечислить последствия, к которым может привести работа двигателя без масла и при заправке картера загрязненным маслом. Через какое время работы двигателя должна производиться полная смена масла в картере?
Меры предосторожности при использовании горюче – смазочных материалов. Средства пожаротушения для нефтепродуктов и правила пользования ими.
Билет № 17
Рассказать об устройстве и работе вала отбора мощности трактора.
Перечислить основные узлы зерноуборочного комбайна и рассказать о назначении и устройстве жатки комбайна.
Перечислить последствия, к которым приводит заправка системы охлаждения двигателя грязной и соленой водой. Какие меры предосторожности надо соблюдать при внешней очистке сердцевины радиатора от набивающейся грязи и половы?
Какие меры безопасности должен соблюдать тракторист – машинист при выполнении слесарных работ. Требования, предъявляемые к инструменту и правила пользования ими.
Билет № 18
Рассказать об устройстве тормозного механизма гусеничного трактора и объяснить основные регулировки его.
Рассказать об устройстве, принципе работы и правилах хранения рядковой жатки.
Произвести регулировку рычагов управления гусеничного трактора. Запустить двигатель и провести правильность регулировки.
Какие меры безопасности должен соблюдать тракторист – машинист в полевых условиях и в цеху при производстве сварочных работ непосредственно на тракторном агрегате.
Билет № 19
Рассказать об устройстве тормозного механизма колесного трактора и правилах его регулировки.
Рассказать об общем устройстве и принципе работы молотилки зернового комбайна. Перечислить наименование смазочных материалов, применяемых для подготовки комбайна к хранению.
Перечислить неисправности, которые могут быть причиной плохого запуска дизельного двигателя. Произвести установку магнетона, пусковой двигатель запустить и опробовать двигатель.
Меры безопасности при заточке инструмента и обточки деталей машин на обдирочно – шлифовальном станке.
Билет № 20
Рассказать об устройстве и регулировке рулевого управления колесного трактора. Объяснить значение развала и схождения колес.
Рассказать об устройстве и правилах хранения картофелеуборочного комбайна, а также о технологии уборки картофеля.
Перечислить неисправности, из-за которых не запускается в работу пусковой двигатель. Произвести регулировку числа оборотов коленвала двигателя и отрегулировать муфту сцепления.
Какие меры безопасности требуется соблюдать водителю машинно-тракторного агрегата при преодолении бродов через ручьи и разливы рек.
Билет № 21
Рассказать об устройстве управления гусеничного трактора.
Рассказать об устройстве, принципе работы и правилах хранения силосоуборочного комбайна.
Объяснить порядок запуска двигателя в зимнее время. По каким признакам можно определить зимнее и летнее дизельное топливо?
Рассказать о порядке оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при различных травмах и при поражении электрическим током.
Билет № 22
Рассказать о назначении, устройстве гидравлической системы трактора (комбайна).
Рассказать об устройстве и правилах хранения силосоуборочного комбайна.
Рассказать о технологии подготовки трактора к длительному хранению, об уходе в период хранения и при снятии с хранения. Какие документы при этом должны быть оформлены.
Какие меры безопасности обязан соблюдать тракторист – машинист при обслуживании машин и оборудования с электроприводом. Правила тушения пожара, возникающих на электроустановках.
Билет № 23
Рассказать об устройстве и принципе работы масляного насоса гидросистемы и показать путь масла при нейтральном положении золотника, подъеме и опускании навесной машины.
Рассказать об устройстве, работе и правилах хранения свеклоуборочного комбайна, а также о технологии уборки сахарной свеклы.
Объяснить причины внезапной остановки двигателя. А также причины появления белого и синего дыма. Провести ежемесячный технический уход за сельскохозяйственной машиной (по заданию экзаменатора).
Требования к техническому состоянию машинно – тракторного агрегата для работы в ночную смену.
Билет № 24
Рассказать о назначении и принципе работы гидроувеличителя сцепного веса колесного трактора, а также об основных неисправностях ГСВ и способах их устранения.
Рассказать о назначении, устройстве и правилах хранения универсального тракторного прицепа.
Объяснить причины. Вызывающие повышение и понижение давления масла по манометру
Требования гигиены труда при работе на тракторах и сельскохозяйственных машинах. Какая установлена ответственность за нарушение правил и инструкции по технике безопасности?
Билет № 25
Рассказать об устройстве и принципе работы электрогенератора и показать по схеме путь электротока генератора заднего фонаря.
Перечислить наименования неметаллических материалов, применяемых для ремонта трактора.
Объяснить причины, из-за которых кипит вода в радиаторе при условии нормальной нагрузки на двигатель. Установить прицепной плуг на заданную глубину пахоты.
Рассказать правила техники безопасности при обслуживании аккумуляторов.
Билет № 26
Рассказать о назначении, устройстве и принципе работы регулятора при различных режимах работы двигателя.
Перечислить наименования антифрикционных материалов и объяснить значение их для сопряжения трущихся деталей. По какой причине не рекомендуется замена бронзовой втулки на стальную.
Рассказать об агротехнических требованиях к пахоте, сроках вспашки и их влиянии на урожай сельхозкультур. Объясните порядок регулировки навесного плуга на заданную глубину пахоты и ширину захвата. Установить предплужник и дисковой нож плуга на заданную глубину.
Правила внутреннего трудового распорядка в бригаде (хозяйстве). Права, обязанности и ответственность тракториста – машиниста.
Билет № 27
Рассказать о назначении и устройстве аккумуляторной батареи. Показать по схеме путь электротока от аккумуляторной батареи до передних фар при неработающем двигателе.
Рассказать о назначении, устройстве и принципе работы разбрасывателя органических удобрений.
Рассказать об агротехнических требованиях к посеву одной из основных сельхозкультур. Отрегулировать рабочий орган сеялки на заданную глубину заделки. Установить нормальную длину маркера на сеялке.
Рассказать системе оплаты труда механизаторов в хозяйстве и порядке учета работы тракторов и расхода нефтепродуктов.
Билет № 28
Рассказать о назначении и устройстве электростартера и объяснить принцип его работы.
Назвать причины возникновения коррозии металлов и перечислить способы предохранения деталей от коррозии.
Рассказать об агротехнических требованиях к культивации при межрядной обработке пропашной культуры. По заданию экзаменатора установить два рабочих органа культиватора на ширину междурядий и отрегулировать их на глубину обработки почвы.
Рассказать о мерах предосторожности при заправке трактора водой и горюче – смазочными материалами.
Билет № 29
Рассказать об устройстве системы электроосвещения трактора. Показать на схеме путь электротока от генератора до передних и задних фар. Перечислить основные неисправности генератора.
Рассказать об агротехнических требованиях к возделыванию и уборке основной культуры.
Рассказать об устройстве и принципе работы гидросистемы комбайна.
Меры безопасности при заготовки силоса.
Билет № 30
Рассказать о назначении и принципе работы контрольно – измерительных приборов, установленных на тракторе.
Рассказать о назначении и устройстве предохранительных муфт, установленных на комбайне.
Отрегулировать тормоза трактора. Запустить двигатель и проверить качество регулировки. Проехать на тракторе задним ходом через условный мост. Поставить трактор на место.
Рассказать о требованиях к участку поля для работы в ночное время.