План коучинга Сотрудничество и совместная работа в группах, как залог успешного обучения
ФИО ,учитель___________________________________школа___________
План коучинг-занятия №___
Тема Сотрудничество и совместная работа в группах, как залог успешного обучения
Цель Оказать содействие учителям в расширении представления о сотрудничестве и взаимодействии с учениками в классе через групповую работу, для успешного обучения.
Результаты обучения Участники коучинг- занятия будут знать как организовать класс для групповой работы и деятельность внутри них;
Участники понимают необходимость внедрения новых подходов в обучении учащихся;
Участники будут применять полученные знания в своей работе.
Ключевые идеи Коллаборативное обучение
Групповая работа
Сотрудничество
Взаимодействие
Ссылки, ресурсы Проектор, доска, флипчарты, маркеры, стикеры, макет солнца, газеты, клей, ножницы, иллюстрация Эйфелевой башни, скотч.Ход занятия
Этапы проведения занятия и время Действия коучаДействия учителей Вопросы коуча1.Приветствие и установление благоприятного климата (5 мин) Коуч приветствует участников коучинга и читает следующее изречение:
В жизни можно по-разному жить.
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям. Участники коучинга встают круг, передают по кругу друг другу солнце и говорят позитивные слова.
Например: «Здравствуйте, я очень рад Вас видеть!», «Вы сегодня так великолепно выглядите!»
2. Деление на группы (5 мин) Коуч предлагает участником занятия по цепочке из вазочки
взять понравившуюся конфету (ассортимент конфет по количеству задуманных групп: 2,3,4 группы) Участники делятся на группы в соответствии с выбранной конфетой Вам понравилось угощение?
Я очень рада!
А теперь предлагаю для дальнейшей работы занять своиместа в классе.
3. Принятие правил работы в группе во время коучинг занятия (15 мин) Коуч предлагает участникам коуч занятия выработать правила работы в группе на коучинг занятии, предложив им первый пункт: «Отключить сотовые телефоны!» (записав его на флипчарте, вывешенного на доске заранее). После совместного обсуждения каждого пункта – правила принимаются путем голосования. Участники коуч занятия обсуждают в группе правила работы в группе и по очереди фиксируют их на флипчарте. Уважаемые участники коуч занятия, предлагаю Вам обсудить и выработать в группе 1-2 правила для сегодняшней работы.
Время для работы закончилось.
Прошу по одному представителю от каждой группы записать на флипчарте ваш пункт правила.
4. Мозговой штурм (погружение в тему)
15 мин
Предлагаю Вам прочитать на слайдепритчу, подумайте, о чем она и на что нацеливает. Участники коучинга читают притчу. Как вы думаете, о чем заставляет задуматься данная притча. Обсудите в группе.
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятие, и какую цель мы будем преследовать?
4. Теоретическая часть коучинга (10 мин) Показывает слайдовую презентацию о групповой работе. Просмотр презентации 5. Разминочное упражнение (3 мин) 6. Работа в группах
(30 мин) -Предложить свои варианты комплектование групп
- отметьте «+» и «-» групповой работы
- Практическая работа «Эйфелева башня»
Подготовка кластера
Конструирование башни Предложите свой способ деления на группы
Каким образом вы организовали работу?
Какие затруднения вы испытывали при конструировании?
7. Советы участникам коучинга (2 мин) На слайде показ Советы учителю Просмотр, обсуждение Согласны ли вы с предложенными мнениями?
Ваши дополнения.
8. Рефлексия
(5 мин) «Яблоня»
Приклеивают стикерыПеред вами лежат стикеры 3-х цветов. Выберите нужный цвет, согласно его значению:
Зелёный - понравилось, буду применять в работе часто
Жёлтый – буду применять в работе редко
Красный – не буду применять в работе
Как вы узнаете, что учителя достигли результата обучения?
Закончите предложение
Сегодня я узналa______________________________________________________
_____________________________________________________________________
Было интереснo_______________________________________________________
_________________________________________________________________
Было трудно__________________________________________________________
____________________________________________________________________
Я понялa____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Я буду применять на урокe______________________________________________
___________________________________________________________________
Что такое «сотрудничество» и «коллаборативное обучение»?
Сотрудничество - это философия взаимодействия, тогда как кооперация – это структура взаимодействия, направленного на производство конечного продукта или достижение цели.
Коллаборативное обучение – личная философия, а не только учебный прием. В любых ситуациях, где люди объединяются в группы, такое обучение предлагает способ установления сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и принимают ответственность за действия группы. Основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы.
Что такое «кооперативное обучение»?
Коллаборативное обучение – образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта. В основе коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение – это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения.
Существует множество подходов к коллаборативному обучению, но основные представления о процессе кооперативного обучении заключаются в следующем: 1. Обучение – это активный процесс, в котором обучающиеся усваивают информацию и соотносят новые знания со структурой предыдущих знаний.
2. Обучение предусматривает вызов, дающий возможность учащемуся вступать в активное взаимодействие со сверстниками, и затем, обрабатывать, обобщать информацию, а не просто заучивать и бездумно повторять ее.
3. Учащиеся извлекают для себя пользу, когда сталкиваются с многообразием мнений людей, имеющих различные знания.
4. Обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися. В процессе такой «интеллектуальной гимнастики» ученик формирует структуру и значение дискурса.
В условиях коллаборативного обучения перед учащимися ставятся как социальные, так и эмоциональные задачи, поскольку они слышат различные точки зрения и должны уметь
Социальные
•обмениваться опытом и идеями;
•находить способы совместного решения проблем;
•достигать более высоких коллективных результатов.
Познавательные
•предлагать и обмениваться идеями об альтернативных способах работы;
•развивать важные навыки и понимание.
Эмоциональные
•опираться на знания и опыт отдельных членов группы;
•обеспечивать благоприятную среду для выполнения сложных задач.
формулировать и защищать свои идеи. Тем самым, учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные понятийные рамки и учатся полагаться не только на мнения экспертов или понятия, представленные в учебнике. Таким образом, при коллаборативном обучении учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, излагать и отстаивать свое мнение.
Результаты кооперативной работы в группах
Хорошо организованная групповая работа способствует развитию социального взаимодействия между учащимися, навыков эффективного общения и решения проблем. Это, в конечном итоге, стимулирует учащихся к активному участию в собственном обучении.
Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации, оспаривать и понимать мнения других.
Факты подтверждают, что этот процесс является поэтапным. Таким образом, на раннем этапе работа в группах должна сначала развивать навыки социального взаимодействия, затем, когда отношения между учащимися установятся, учителя могут развивать их навыки эффективного общения и решения проблем (Рисунок 5).
Рисунок 5: Процесс развития навыков
Что такое
Что такое социальное взаимодействие?
Младшие и старшие школьники должны иметь возможность формировать представление о том, что значит быть членом группы, и учиться быть терпимыми к мнениям и идеям других людей.
Именно таким образом развивается доверие, которое, в результате, приводит к взаимоуважению и отзывчивости по отношению к другим людям.
Совместная работа над выполнением заданий позволяет учащимся рассматривать ситуации с точки зрения других людей.
Что такое эффективное групповое общение?
Наиболее благоприятным аспектом работы в группах является возможность общения, но это требует умения не только говорить, но и слушать, поэтому существует несколько основных правил, которые должны знать учащиеся:
• Говорить по очереди
• Активно слушать
• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения
• Помогать и просить о помощи
• Давать и просить пояснения
• Пояснять и оценивать идеи
• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
• Подводить итоги обсуждения
• Приводить убедительные аргументы
Стратегии решения проблем
Работа в группах с целью решения существующей проблемы – очень действенный способ обучения. Учащиеся будут планировать задания и организовывать их выполнение, чтобы не зависеть от взрослых. Этот подход позволит учащимся:
Эффективно планировать время
Коллективно обсуждать инновационные подходы и идеи
Определять, требуется ли какая-либо индивидуальная деятельность или обдумывание до работы в группе
Назначать роли (руководитель, секретарь, репортер, наблюдатель и т.д.) внутри группы