Профессионализм учителя как главное условие реализации Концепции математического образования


Ключевые идеи * «Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:… разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования» * Исполнитель: Московский институт открытого образования (МИОО)Руководитель рабочей группы: Алексей ЛьвовичСемёнов, доктор физ.-мат. наук, академик РАН и РАОmath.ru/concТекущие версии концепции Краткие изложения Материалы прессы выступления, обсуждения Вспомогательные материалы * * Координация с другими программамиГоспрограмма «Развитие образования на 2013 - 2016 годы»Госпрограмма «Развитие науки и технологии на 2013 - 2016 годы»Концепция Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 -2020 годы (инструмент)Концепция может лечь в основу ФЦП повышение качества общего и профессионального образования, уровня массовой математической культуры населения, эффективности в использовании математических методов и инструментов в широком спектре профессиональной деятельности; выход на мировой уровень в области создания средств ИКТ, рост доли высших достижений в области математики и информатики, принадлежащих отечественным учёным. * Математика является, важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России.Реализация этого преимущества должна быть поддержана инвестициями (прежде всего – государственными) в фундаментальные исследования и приложения математики, проектирование средств ИКТ (включая программирование), в систему математического образования, и соответствующими преференциями. * Восстановление авторитета образованности и образования как ценности и блага.Переосмысление роли образования в обществе. Доступность образования, в частности, обеспечение бесплатного дополнительного образования ребенка в том объеме, в котором он его хочет и может освоить, в том числе – с применением дистанционных образовательных технологий.Обновление педагогических кадров в современных условиях, когда работа в сфере образования все еще не ощущается как престижная в общественном сознании.Обеспечение наилучших условий для работы талантливой молодежи на благо России в условиях участия страны в процессе глобализации. В частности, обеспечение материальной привлекательности преподавательской деятельности. * математическая компетентность - основной показатель интеллектуального уровня человека, элементом культуры и воспитанности;элементы математического просвещения должны насыщать среду обитания, интегрироваться в массовую культуру ;популяризация мировых достижений российской математики и ее приложений ;яркая математика должна присутствовать в информационной среде городских пространств, помещений и сайтов * Приоритеты математического образования – это развитие способностей к:логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом материале (от геометрии до программирования);реальной математике: математическому моделированию (построению модели и интерпретации результатов), применению математики, в том числе, с использованием ИКТ;поиску решений новых задач, формированию внутренних представлений и моделей для математических объектов, преодолению интеллектуальных препятствий. * развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; * формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в paзвитии цивилизации и современного общества;развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математическою моделирования;формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельностиовладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. * Дошкольное, начальное и основное образованиеСоздание сред, условий и ситуаций, содействующих развитию логико-математических и коммуникативных способностейСтаршая школаБазовая подготовка для учащихся, плохо освоивших программный материал начальной и основной школы; общекультурная программа математической подготовки; углубленное изучение математики. * результаты образования будут использованы в мире, насыщенном ИКТ;предметное содержание образования будет включать все больше элементов прикладной математики, информатики, «компьютерной математики» ;математическая (как и вся образовательная) деятельность будет во все большой степени идти в (цифровой, электронной) информационной среде;математическая компетентность будет формироваться в ИКТ-средах и с применением ИКТ-инструментов * СтандартыПримерные и рабочие программыВведение единых механизмов государственной итоговой аттестации Учебники Информационные источники и Инструменты деятельности * Бакалавриат (общеобразовательная школа)Магистратура (работа с высокомотивированными детьми, работа в системе подготовки педагогов для дошкольного и начального образования)Аспирантура Дополнительное профессиональное образование педагогов-математиков (повышение квалификации) * создание системы независимой аттестации педагогических кадров трудоустройство выпускников педагогических вузовтрудоустройство педагогов с пониженной квалификацией (установленной аттестацией)разработка примерных учебных программ высшего профессионального образования, рассмотрение вопроса о внесении изменений в ФГОС высшего педагогического образованияповышение вступительного порога программ бакалавриата образованияприведение в соответствие заработной платы педагогов высшего и дополнительного высшего профессионального образования, их квалификации по отношению к учительской. * Требования профессионального стандарта учителяСпециальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний:предметная компетентность учителя математики и информатикипрофессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуруобщепедагогическая компетентность учителя математики и информатики * Будет преодолена тенденция последних десятилетий по снижению уровня математического образования, достигнуто лидирующее положение российского математического образования в мире Повысится профессиональный уровень работающих и будущих педагогов-математиков Увеличится доступность математического образования Повысится математическая образованность различных категорий граждан в соответствии с общественной необходимостью и индивидуальной потребностью Получат поддержку лидеры математического образования: институты и отдельные педагоги, появятся новые активные и молодые лидеры Повысится уровень фундаментальных математических исследований, Россия вновь займет одну из ведущих позиций в мире Проведение прикладных математических исследований в промышленности и обороне будут обеспечены кадрами необходимой компетентности Повысится общественный престиж математики и интерес к ней * * Сайт Московского государственного университетаимени М.В.Ломоносова http://www.msu.ru/science/mathobr.htmlСайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)- статья http://mto.ru/novosti/lando-o-kontseptsii-razvitiya-matematicheskogo-obrazovaniya.htmlИнформационный сайт - статья http://informatio.ru/2012/05/kontseptsiya-razvitiya-matematiki/