Урок русского языка в 5 классе на тему «Морфемика»

Русский язык. 5 класс. (УМК Рыбченковой Л. М.).

«Морфемика»

Задание № 1: у каждого слова определите часть речи, выделите окончание (если есть) и основу:
(1) Космонавт, (2) брошюра, (3) солнце, (4) зеленый, (5) красное, (6) сижу, (7) держишь, (8) пишешь, (9) смотрит, (10) слышите, (11) стригут, (12) обидеть, (13) твою, (14) издавна, (15) влево.

Задание № 2: заполните таблицу однокоренными словами; корни выделите:
Целина
цельный
прицельный
горный
отгореть







(1) Загорелый, (2) горы, (3) загорел, (4) гористый, (5) целиком, (6) целевой, (7) целинный, (8) целый, (9) прицел, (10) целинник, (11) нацеленный, (12) уцелеть, (13) цель.

Ключ:
Целина
цельный
прицельный
горный
отгореть

(7) целинный
(5) целиком
(6) целевой
(2) горы
(1) Загорелый

(10) целинник
(8) целый
(9) прицел
(4) гористый
(3) загорел


(12) уцелеть
(11) нацеленный





(13) цель




Задание № 3: в данных словосочетаниях вставьте пропущенные буквы, выделите корни:
(1) Подрить радость, (2) поблгодрить подруку, (3) укжите в скоках, (4) запсная кника, (5) увлкательный расска, (6) чткое объснение, (7) пожлой чловек, (8) серезное увлчение, (9) трудно разлчить, (10) непокупная чес(?)ность, (11) бе(с,сс)менный чсовой, (12) идти в клонне, (13) запасной игрок.

Ключ:
(1) По/дар/ить рад/ость, (2) по/благодар/ить по/друж/ку, (3) укаж/ите в скоб/ках, (4) за/пис/ная книж/ка, (5) у/влек/ательный рас/сказ, (6) четк/ое объ/ясн/ение, (7) пожил/ой человек, (8) серьез/н/ое у/влеч/ение, (9) труд/но различ/ить, (10) непод/куп/ная чест/ность, (11) бес/смен/ный час/овой, (12) ид/ти в колонн/е, (13) за/пас/ной игр/ок.

Задание № 4: от данных глаголов с помощью приставок образуйте слова с противоположным значением (антонимы); приставки выделите:
Образец: открыть – закрыть.
(1) Ввести, (2) задвигать, (3) приехать, (4) разложить, (5) подъехать, (6) соединить, (7) выносить, (8) втащить, (9) вытолкнуть, (10) заплести.

Задание № 5: выделите приставки, подбирая однокоренные слова:
(1) Перегрузка, (2) надстройка, (3) обход, (4) подснежник, (5) придорожный, (6) предгрозовой, (7) предобрый, (8) дошкольный, (9) задержать.





















Задание № 1: у каждого слова определите часть речи, выделите окончание (если есть) и основу:
(1) Космонавт, (2) брошюра, (3) солнце, (4) зеленый, (5) красное, (6) сижу, (7) держишь, (8) пишешь, (9) смотрит, (10) слышите, (11) стригут, (12) обидеть, (13) твою, (14) издавна, (15) влево.
Задание № 2: заполните таблицу однокоренными словами; корни выделите:
Целина
цельный
прицельный
горный
отгореть







(1) Загорелый, (2) горы, (3) загорел, (4) гористый, (5) целиком, (6) целевой, (7) целинный, (8) целый, (9) прицел, (10) целинник, (11) нацеленный, (12) уцелеть, (13) цель.
Задание № 3: в данных словосочетаниях вставьте пропущенные буквы, выделите корни:
(1) Подрить радость, (2) поблгодрить подруку, (3) укжите в скоках, (4) запсная кника, (5) увлкательный расска, (6) чткое объснение, (7) пожлой чловек, (8) серезное увлчение, (9) трудно разлчить, (10) непокупная чес(?)ность, (11) бе(с,сс)менный чсовой, (12) идти в клонне, (13) запасной игрок.
Задание № 4: от данных глаголов с помощью приставок образуйте слова с противоположным значением (антонимы); приставки выделите:
Образец: открыть – закрыть.
(1) Ввести, (2) задвигать, (3) приехать, (4) разложить, (5) подъехать, (6) соединить, (7) выносить, (8) втащить, (9) вытолкнуть, (10) заплести.
Задание № 5: выделите приставки, подбирая однокоренные слова:
(1) Перегрузка, (2) надстройка, (3) обход, (4) подснежник, (5) придорожный, (6) предгрозовой, (7) предобрый, (8) дошкольный, (9) задержать.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1:
· у каждого слова определите часть речи, выделите окончание (если есть) и основу:
(1) Космонавт, (2) брошюра, (3) солнце, (4) зеленый, (5) красное, (6) сижу, (7) держишь, (8) пишешь, (9) смотрит, (10) слышите, (11) стригут, (12) обидеть, (13) твою, (14) издавна, (15) влево.
Задание № 2: заполните таблицу однокоренными словами; корни выделите:
Целина
цельный
прицельный
горный
отгореть







(1) Загорелый, (2) горы, (3) загорел, (4) гористый, (5) целиком, (6) целевой, (7) целинный, (8) целый, (9) прицел, (10) целинник, (11) нацеленный, (12) уцелеть, (13) цель.
Задание № 3: в данных словосочетаниях вставьте пропущенные буквы, выделите корни:
(1) Подрить радость, (2) поблгодрить подруку, (3) укжите в скоках, (4) запсная кника, (5) увлкательный расска, (6) чткое объснение, (7) пожлой чловек, (8) серезное увлчение, (9) трудно разлчить, (10) непокупная чес(?)ность, (11) бе(с,сс)менный чсовой, (12) идти в клонне, (13) запасной игрок.
Задание № 4: от данных глаголов с помощью приставок образуйте слова с противоположным значением (антонимы); приставки выделите:
Образец: открыть – закрыть.
(1) Ввести, (2) задвигать, (3) приехать, (4) разложить, (5) подъехать, (6) соединить, (7) выносить, (8) втащить, (9) вытолкнуть, (10) заплести.
Задание № 5: выделите приставки, подбирая однокоренные слова:
(1) Перегрузка, (2) надстройка, (3) обход, (4) подснежник, (5) придорожный, (6) предгрозовой, (7) предобрый, (8) дошкольный, (9) задержать.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: у каждого слова определите часть речи, выделите окончание (если есть) и основу:
(1) Космонавт, (2) брошюра, (3) солнце, (4) зеленый, (5) красное, (6) сижу, (7) держишь, (8) пишешь, (9) смотрит, (10) слышите, (11) стригут, (12) обидеть, (13) твою, (14) издавна, (15) влево.
Задание № 2: заполните таблицу однокоренными словами; корни выделите:
Целина
цельный
прицельный
горный
отгореть







(1) Загорелый, (2) горы, (3) загорел, (4) гористый, (5) целиком, (6) целевой, (7) целинный, (8) целый, (9) прицел, (10) целинник, (11) нацеленный, (12) уцелеть, (13) цель.
Задание № 3: в данных словосочетаниях вставьте пропущенные буквы, выделите корни:
(1) Подрить радость, (2) поблгодрить подруку, (3) укжите в скоках, (4) запсная кника, (5) увлкательный расска, (6) чткое объснение, (7) пожлой чловек, (8) серезное увлчение, (9) трудно разлчить, (10) непокупная чес(?)ность, (11) бе(с,сс)менный чсовой, (12) идти в клонне, (13) запасной игрок.
Задание № 4: от данных глаголов с помощью приставок образуйте слова с противоположным значением (антонимы); приставки выделите:
Образец: открыть – закрыть.
(1) Ввести, (2) задвигать, (3) приехать, (4) разложить, (5) подъехать, (6) соединить, (7) выносить, (8) втащить, (9) вытолкнуть, (10) заплести.
Задание № 5: выделите приставки, подбирая однокоренные слова:
(1) Перегрузка, (2) надстройка, (3) обход, (4) подснежник, (5) придорожный, (6) предгрозовой, (7) предобрый, (8) дошкольный, (9) задержать.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------






15