Открытый урок по русскому языку в 4 классе.Тема урока: 1 и 2 спряжение глаголов. В королевстве Глагола.
22.02.2016
Открытый урок по русскому языку
в 4 «Г» классе
Тема урока: 1 и 2 спряжение глаголов. В королевстве Глагола.
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Задачи:
Обучающие: формировать знания о спряжении глаголов, научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения по неопределенной форме.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.
Оборудование и материалы:
учебник «Русский язык» для 4 класса, издательства «Алматықітап баспасы»- 2015, авторы В.К. Павленко, Г.В. Клыпа
для учителя: компьютер, проектор, экран, колонки, компьютерная презентация.
для учащихся: карточки с филвордами, карточки для индивидуальной работы,
карточки для работы в группах.
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
Ученик: Вика Яковлева
Класс наш светлый и уютный,
Хорошо мы в нём живём.
Улыбнёмся же друг другу
И урок скорей начнём.
Учитель: Сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
Итак, начинаем урок русского языка.
1 ученик: Акбота
Спросят меня: что похоже на море?Русский язык, - не замедлю с ответом.Он, словно море, согреет землю,Свежесть подарит засушливым летом,Воды его, разливаясь без края,Блещут немеркнущим солнечным светом,К людям хорошим в дальние страны,Катятся волны с горячим приветом.
2 ученик: КаринаРусский язык ! Словно горы и воздух,Словно огни городов и селений.Русский язык! В нем как в море бездонном,Черпаю силы для смелых решений.Он вдохновляет на труд беззаветныйРади грядущих прекрасных свершений/
- Что возьмем с собой на урок? ( трудолюбие, дружбу, знания, старание, дружбу). Какой частью речи являются все эти слова? Что такое имя существительное?
Хором:
Мы пришли сюда ... (учиться)
Не лениться, а… (трудиться.)
Только тот, кто много … (знает)
В жизни что-то … (достигает ). А эти слова какой частью речи являются?
Повторение изученного.
Индивидуальная работа у доски:
1 ученик.
Сделать синтаксический разбор предложения:
Под ласковым взглядом теплого солнышка повеселела и заулыбалась природа.
2 ученик.
Сделать фонетический разбор слова: СОЛНЦЕ
3 ученик. Проспрягать глагол: ИГРАТЬ
Ребята, сегодня мы проведем вместе волшебные 45 минут. Скажите, вы любите сказки? А ходить в гости? Тогда вперед! Мы отправляемся в страну, где живет король, который сам любит ходить в гости и любит принимать гостей. А зашедшие к нему на огонек никогда не будут скучать. Как вы думаете, почему?
Кто же хозяин замка? Правильно. Король ГЛАГОЛ. У короля есть слуги - добрые гномики, зовутся они Глаголики. Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, о том, что делают их друзья – имена Существительные.
Но вот беда! Дорогу к замку преграждает лабиринт. Чтобы его преодолеть нужно
решить филворд! Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.
Работа в парах.
Ф Л Г О Т В Ь НА А А Л С И Л ОВ Г Л Щ Е Т Е ЕИ Т С У Ь Ч Е РИтак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:Тридцать три родных сестрицы,Писаных красавицы,На одной живут странице,А повсюду славятся. (Алфавит)- Ищем второе слово:Кто спешит так рано в школу? Все спешат ученики! Что несут они в портфелях? Книги, ручки, дневники. Как вы сделали открытиеЭто удивительное?Помогло нам всем ответить Имя… (существительное).- Следующее слово:Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.(Она бывает письменная и устная). (Речь).Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) . Лабиринт мы преодолели. Но, смотрите на воротах замка стоят два стражника . Нужно ответить на их вопросы, быстро и без ошибок. Начинаем?!
Блиц-опрос.
Что такое глагол?
Что такое неопределенная форма глагола?
Почему она так называется?
Назовите признаки инфинитива?
Замените фразеологизмы одним глаголом:
Бежать со всех ног – торопиться.
Водить за нос – обманывать.
Распускать руки – драться.
Зарубить себе на носу – запомнить.
Витать в облаках – мечтать.
Вставлять палки в колёса – мешать.
Обвести вокруг пальца-обмануть.
Клевать носом-дремать.
Ловить ворон-зевать.
Зарубить на носу- запомнить. В какой форме стоят все эти глаголы?
Назовите три временные формы глагола (настоящее, прошедшее , будущее простое и будущее сложное).
Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного).
На кой вопрос отвечают глаголы совершенного вида? А несовершенного? На что указывают?
«Несовершенный вид» - Аян.
Всем вокруг сегодня ясно,Что я выгляжу ужасно:Сам не брит, костюм измят,Уши в сторону торчат,Нос крючком, потухший взгляд.Все сочувственно глядят!Суетливый, нестепенный…Ах! Мой вид НЕСОВЕРШЕННЫЙ!
В замке у Короля Глагола недавно был ремонт.
Превратите глаголы несовершенного вида в глаголы совершенного вида!
Красил -ПОКРАСИЛ, ВЫКРАСИЛ.
Белил –ПОБЕЛИЛ.
Клеил –НАКЛЕИЛ.
Ставил –РАССТАВИЛ.
Мыл- ПОМЫЛ
«Совершенный вид» - Снежана
Говорят (и это лестно!),Что я выгляжу чудесно:Шляпа, галстук и костюм,А в глазах – природный ум,Нос с горбинкой, ясный взгляд.Все восторженно глядят!Весь начищенный, степенный. -ЛеняВид мой самый совершенный.Я к тому ж не поленилсяИ неплохо потрудился:Сделал нынче столько дел!Суп сварил, с горы скатилсяИ при этом не разбился,Кипятком не обварился,Сделал много разных дел,Лишь немного похудел!
Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам).
Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
С какой частью речи дружит глагол?
Как пишется частица НЕ с глаголами?
Какие глаголы пишутся с НЕ слитно?
Нас встречает король Глагол.
Глагол – Сулейм.
Я страшное дело какой деловой:В любые дела ухожу с головой.Задачи решаю, на скрипке играю,Сынишку соседки в коляске катаю.Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,И на стадионе голы забиваю.Укроп поливаю, кусты подстригаюИ чисто-пречисто весь двор подметаю.Дорожки песком я в саду посыпаю,А после работы в тени отдыхаю.
Оформление тетрадей. Минутка чистописания.
Рр
Словарная работа:
Ра-ке та
1). Лексическое значение слова. Работа со словарем.
2). Грамматическое значение слова.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Л*тит ракета.
Люди строят здания
Цв*тут с*ды.
И хле* в п*лях растет.
- прочитайте стихотворение самостоятельно, затем один ученик читает стихотворение вслух.
- проверим вставленные орфограммы, подберем однокоренные и проверочные слова.
- запишем предложения в тетрадь.
4. Проверка домашнего задания:
На дом было задано написать сказку о глаголе и найти интересные факты об этой части речи. Давайте, порадуем короля своими знаниями о нем!
Саша Маркечко:
Интересная часть речиВ русском языке живет.Кто что делает расскажет:Чертит, пишет иль поет,Вышивает или пашет,Или забивает гол,Варит, жарит, моет, чистит –Все расскажет нам (глагол).
Сказка о глаголе. ( Снежана )
Жил да был Глагол. Он страшно ненавидел ленивых и спокойных, так как сам весь день что-то делал: бежал, плавал, читал, рисовал, мастерил, строил. Его везде можно было увидеть там, где УЧАТСЯ, где РАБОТАЮТ, где ПОМОГАЮТ. Глагол - великий труженик, потому что ДЕЛАЕТ и СДЕЛАЕТ все как надо всем в каждом предложении. А еще НЕ любит Глагол частицу НЕ, и поэтому стоит от нее поодаль, т.е. пишется РАЗДЕЛЬНО: не любит, не знает, не хочет. А ещё он часто смотрит телевизор, слышает музыку, держит себя в порядке, дышит свежим воздухом, вертит обруч, гонит лень, не обидит и мухи. Его настроение зависит от изменения по лицам и числам, то есть от спряжения.
А еще Глагол может такое, что никакая другая уважаемая часть речи сделать не сможет. Что же? А вот послушай: ЖИЛ, ЖИВЕТ, БУДЕТ ЖИТЬ. Правильно! Изменяться по временам.
Анжелика:
А вы знаете, что глаголы очень частые гости русского языка. Если существительных – 40%, то глаголы почти не уступают, их – 35%. В описании или рассказе мы не можем не использовать глаголы.
Адам:
По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Алина:
Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, известно, что 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.
Объяснение новой темы.
Чтобы правильно писать личные окончания глаголов нужно знать признаки спряжения глаголов. Вот послушайте сказку!
СКАЗКА О ТОМ, КАК КОРОЛЬ СТРАНЫ ГЛАГОЛИИ СВОИХ ПОДДАННЫХ ДЕЛИЛ
В некотором царстве, в некотором государстве под названием Глаголия жил-был король. И было у него две дочери – принцесса Е и принцесса И. Состарился король и решил уйти на покой, а наследство свое поделить между дочерьми.
Вызвал король принцесс и говорит:
- Дочери мои милые, дочери любимые, отрекаюсь я от престола, а королевство свое делю между вами поровну. Своих подданных, глаголов 1 спряжения, я отдаю тебе, принцесса Е, а глаголы 2-го спряжения достанутся тебе, принцесса И.
- Но как же мы сумеет отличить их друг от друга? - заохали безутешные дочери, - ведь они же все на одно лицо!
- Мои глаголы - люди грамотные, сами разберутся, кому служить. Ты, моя младшая дочь, принцесса И, будешь владеть вторым королевством, тебе будут принадлежать глаголы с окончанием на -ИТЬ. А тебе, моя старшая дочь, принцесса Е, придется править глаголами, оканчивающимися на -АТЬ, -ЯТЬ, ОТЬ, ЁТЬ, УТЬ, ЮТЬ, ЫТЬ.
А чтобы не было путаницы между подданными моими, Глаголами издаю я такой Указ!
Высечь на камне вопрос: “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и поставить этот камень между вашими королевствами. Увидит мой слуга надпись, задастся вопросом “что делать?”, и, встав в начальную форму, сразу поймет, в каком королевстве ему жить-поживать, да какое окончание пожизненно иметь во втором лице единственного числа. К примеру, бегут по дорожке глаголы «ПИШ…ШЬ», «ЧИТА…ШЬ» и «ЕД…ШЬ» и не ведают, в 1-м или 2-м королевстве живут?. С разбегу ударяются лбом о камень и каждый отвечают на вопрос «что делать?» - писАть, читАть, ехАть . Ага, думают, значит, мы – подданные принцессы Е, и как верные слуги всегда будем носить ее имя в сердце, как бы нас молва не спрягала по временам, числам, лицам и родам. Свернули на тропку, ведущую к королевству «1 спряжение», и с той поры уже не путали, чье имя надо ставить в окончаниях 2 лица: ты пишЕшь, читаЕшь, едЕшь.
А вот бредут по королевству другие глаголы: «ВОЗ...ШЬ», «ПИЛ…ШЬ» и «ТРАТ…ШЬ», подошли к камню и в три голоса ответили на вопрос «Что делать?» - возИть, пилИть, тратИть. И гордо пошли в другую сторону – в королевство 2-го спряжения к своей королеве И, твердо помня, что их имена пишутся с именем королевы: возИшь, пилИшь, тратИшь.
Вдруг раздались недовольные крики, топот, и к камню подбежала толпа бунтарей.
- А мы не хотим жить в королевстве «1-е спряжение», мы хотим служить принцессе И! – кричали они, и чтобы не случилась смута, для них сделали исключение, позволили всем 11 глаголам из 1-го королевства перейти во 2-е спряжение.
А теперь откройте вашу волшебную книгу и посмотрите, в ней есть волшебное правило:: Как определить спряжение глагола с безударными окончаниями? ( читает Акбота)
А еще, дети, существует волшебное заклинание, которое поможет вам запомнить глаголы – исключения и правило определения спряжения у глаголов.
Давайте произнесем его хором, но негромко!
Ко второму же спряженьюОтнесём мы, без сомненья,Все глаголы, что на -ить,Исключая: брить, стелить.И ещё: смотреть, обидеть,Слышать, видеть, ненавидеть,Гнать, держать, дышать, вертеть,И зависеть, и терпеть.Вы запомните, друзья:Их на -е- спрягать нельзя! (В.Волина).
Физминутка: «Детский флешмоб»
Закрепление полученных знаний:
1). Работа с учебником, по таблице стр. 41.
На доску вывешивается таблица личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
1 спряжение 2 спряжение 1 лицо -у, -ю -ем, -ём -у, -ю -им
2 лицо -ешь, - ёшь -ете, -ёте -ишь -ишь
3 лицо -ет, -ёт - ут, -ют -ит -ат, - ят
2). Работа в тетрадях:
Проспрягаем глаголы : писать, водить. Один ученик у доски.
Определим спряжение глаголов по неопределенной форме: упражнение 112, стр. 42
Вставим окончания глаголов, определим спряжение: упражнение 111 (по вариантам).
Подведение итогов урока. Работа в группах.
1 группа. Тест.
1. В каких глаголах пишется е?
А) команду • шь
Б) докладыва • шь
В) ненавид • шь
Г) крут • шь
2. В каких глаголах пишется и?
А) свар • шь
Б) дума • шь
В) стро • шь
Г) бега • шь
3. Найдите ошибку в определении спряжения глагола.
А) горевать – II спр.
Б) кричать – II спр.
В) ненавидеть – II спр.
Г) спешить – II спр.
4. Найдите глаголы прошедшего времени.
А) дымит
Б) плясал
В) печатает
Г) пилил
5. Найди предложения с глаголами первого лица единственного числа.
А) Бегу быстрее тебя на стадион.
Б) Не отказываемся убрать снег со двора.
В) Всегда спешим на помощь друзьям.
Г) Не достаю я до этого крючка!
2 группа. Составить кластер на тему: ГЛАГОЛ.
ГЛАГОЛ
3 группа. Работа с текстом. Подчеркнуть глаголы. Определить их спряжение.
Мама
Пришла дождливая осень. Вся семья дома. Саша смотрит - на мать. Она шьет, наклонив голову. Мама худенькая, молчаливая, с серыми лучистыми глазами. Мама поздно приходит домой. Готовит обед. Осенними вечерами много читает, помогает Саше делать уроки. Саша закрыл глаза. В комнате почти темно. Только маленький утолок освещён золотистым светом. Мама тихо напевает. Сколько хлопот и тревог ложится на худенькие плечи мамы! С мамой всегда тепло и радостно.
4 группа. Запишите слова в тетради, выделите окончания. Определите спряжение глаголов.
Белеет, выводит, гонит, делает, тает, терпит, ищет, хватает, захватишь, увидишь, слушает, слышим.
5 группа.
Запишите пословицы. У глаголов определите спряжение.
А) Мир стро • т, а война разруша • т.
Б) Хвастун и правду скаж • т – ему никто не повер • т.
В) Одной рукой узла не завяж • шь.
Г) Что посе • шь, то и пожнёшь.
Индивидуальная работа:
Саша:
Запиши пословицы. У глаголов определите спряжение.
А) Труд человека корм • т, а лень порт • т.
Б) Герой умира • т, а слава его живёт.
В) Слово не воробей: вылет • т – не пойма • шь.
Г) Скаж • шь – не ворот • шь, напиш • шь – не сотрёшь, отруб • шь – не пристав • шь.
Макка:
Выпиши только глаголы, выдели окончания, определи спряжение.
Молчит, молчание, думает, дума, говорит, разговор, рисует, рисунок, читает, читальный, ловишь, неуловимый, плывёт, плавание.
Выставление оценок с комментированием.
Итог урока.
У вас на партах цветочки – стикеры трёх цветов:
красный - урок понравился, было работать не сложно;
оранжевый – на уроке не всё было понятно;
жёлтый- урок не понравился, работать было сложно.
Выберите подходящее высказывание и прикрепите к полянке.
Каким глаголом вы можете выразить своё отношение к уроку?
Домашнее задание:
выучить правило, стр.43;
выполнить упражнение 113, стр.43,
творческое задание – нарисовать короля Глагола, написать ему письмо-отзыв о путешествии.