Портрет успешного учителя. Образы успешного учителя глазами учителей и детей.


Портрет успешного учителя.
В последнее время много говорится о реформировании образования, о модернизации школ, внедрении новых стандартов обучения и современного оборудования. Но главным звеном здесь является учитель. Его влияние на молодое поколение очень важно. С ним дети часто общаются больше, чем с родителями, много времени отдающими работе. Какой же он, идеальный ,успешный учитель? Согласно последним, проведенным социологическим исследованиям, образы успешного учителя глазами учителей, детей очень отличаются.
Ученики считают успешным учителя со следующими качествами :доброжелательность и понимание
умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться
оптимизм
организованность, активность, энергичность
неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение
умение заинтересовать своим предметом
При этом, для учеников личностные качества учителя важны больше, чем профессиональные. То есть, если учитель высоко оценен учениками как личность, они будут любить его и его предмет. И это позволит учителю быть успешным. Хотя коллеги этого учителя могут считать иначе.
Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества:
знание предмета
умение доходчиво объяснить материал
владение различными педагогическими приемами
разумное сочетать требовательности и уважения к учащимся
четкое управление учебным процессом и внеурочной деятельностью детей
способность заинтересовать своим предметом
успехи учеников
стремление к новациям в обучении
А также, важными для учителей являются здоровье и имидж. Учитель хочет быть отражением современности и проводником нового.К тому же ,в школу сегодня приходят молодые педагоги.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Профессионализм педагога описывается через понятие профессиональной компетентности.
Компетентность –это обладание педагогом способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Компетентность – это индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Качественная характеристика профессиональной компетентности учителя зависит не только от количества усвоенных им знаний и умений, но и от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творчества мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития.
Основные составляющие компетентности педагогических работников:
1.Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
2.Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
3.Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
4.Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
(«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ (Минздравсоцразвития России) 14 августа 2009 г. № 593 г. Москва)Этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Факторы профессионального саморазвития педагога:
социализация и индивидуализация педагога как личности
среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие
система управления в школе( стимулирование ,педагогический мониторинг)
трансляция педагогического опыта
благотворная психологическая атмосферы в коллектив
создание портфолио учителя. как отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития
Исходя из современных требований можно определитьосновные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.