Программа внеурочной деятельности В мире хороших манер


Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Новопортовская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол №
от «___» ____________2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора
_________________________
«___» _____________ 2016 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом по школе №______
«______»____________ 2016 г.
Программа
внеурочной деятельности
«В мире хороших манер»
для 2 класса
Составитель: Ожерельева Л.Х.
учитель начальных классов,
1 квалификационная категория
2016 г
Пояснительная записка
Программа предназначена для детей от 7 до 12 лет. Группы для занятий формируются из числа учеников начальных классов и воспитанников интерната, 10-15 человек в одной группе.
Срок реализации. Программа рассчитана один учебный год, в количестве 35 часов. Состоит из 4 разделов: теоретической части – 21 час; практической – 14 часов. Занятия
1 час в неделю.

Цель: Повысить уровень коммуникативной компетентности детей, познакомить с правилами поведения в различных сферах жизни, сформировать ответственное отношение за свое поведение, способность к нравственному совершенствованию.
Задачи:
Обучающие
- Знакомство детей с основными понятиями этики и этикета;
- Формирование у детей способности анализировать поступки других и свои собственные;
- Формирование навыков эстетического поведения;
- Формирование умения следовать устным инструкциям;
- Формирование навыков по исследовательской деятельности;
- Обогащение словарного запаса ребенка специальными терминами;
- Закрепление знаний о речевом этикете в различных бытовых ситуациях;
Развивающие:
- Развитие эстетического вкуса;
- Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
- Развитие познавательного интереса к этическим правилам и нормам;
Воспитательные:
- Воспитание интереса к правилам этикета;
- Формирование культуры поведения и совершенствование навыков взаимоотношений в обществе;
- Создание игровых ситуаций, расширение коммуникативных способностей детей;
- Совершенствование общекультурных навыков, формирование аккуратности, умения бережно использовать бытовые предметы, содержать в порядке рабочее место;
- Развитие эстетического вкуса.
Актуальность
Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть,
а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
А.П. Чехов
Все в нашей жизни подчиняется определенным законам и происходит по определенным правилам. Наше поведение и манеры также подчиняются определенному своду правил этикету. История этикета насчитывает несколько сотен лет, однако, его актуальность не угасает, если человек претендует на звание «личность» и «культурный человек», без знания этикета ему не обойтись.
Современный этикет мало чем отличается от правил поведения, принятых в обществе даже сто лет назад. Нормы морали и нравственности хоть и меняются, но всегда остаются актуальными и значимыми. Вежливость, учтивость, уважение друг к другу, хорошие манеры до сих пор являются определяющими параметрами в общении и взаимодействии между людьми и даже государствами.
Не секрет, что до сих пор школа недостаточно уделяет внимания проблемам культуры поведения, обеспечению социальной готовности личности к жизни вне школьных стен. Учащиеся мало знают о нормах и правилах поведения в современном обществе, о морально-психологическом климате трудового коллектива, об этике служебных отношений, предпочитая им подчас вульгарную непосредственность. А между тем школа, решая традиционные и новые задачи, должна стать гарантом культурного, нравственного развития граждан.
Проводя анализ вопросов социально-личностного развития, можно выделить наиболее существенные проблемы:
У детей, поступающих в школу-интернат, низкий уровень нервно-психического развития.
У детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).
Проблема, связанная с различными отклонениями в поведении. Она касается гиперактивных детей.
Материально-техническое обеспечение (чувствуют себя не такими как все, сравнивают себя с другими детьми из домашней среды; манера говорить, одеваться, общаться).
Простое исследование, проведенное среди детей, показало, что только 3% учеников начальной школы хорошо знают и используют  этикет  в жизни; 70% -имеют лишь самое общее представление об  этикете , вследствие чего поведение их в большей мере интуитивное; а 27% опрошенных практически ничего не знают об  этикете .
Анализ сложившейся учебно-воспитательной ситуации в школе привел к мысли о необходимости включения в воспитательный план школы проекта «В мире хороших манер».
На основе этих проблем можно выделить следующие задачи, как помочь ребёнку лучше адаптироваться в обществе, расширить границы внутреннего мира ребенка:
Понимание детей своего места в жизни, формировать уверенность в своих возможностях.
Раскрытие общечеловеческих норм морали, доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания.
Помочь освоить элементарные правила этикета.
Развитие способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.
Решение этих задач даёт возможность положить фундамент основы духовной личности, обеспечить чувство психологической защищённости, радости существования, чтобы каждый ребёнок стал Человеком, Гражданином, Личностью.
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность, он делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.
Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Решить эту проблему можно научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.
В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета не вызывает сомнения.
Исходный уровень подготовки
Для занятий по программе «В мире хороших манер» не требуется какой-либо подготовки обучаемых. Занятия могут посещать абсолютно все учащиеся, проявляющие интерес к правилам этикета.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы и формы обучения:
методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная работа учащихся;
методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Средства обучения:
Мультимедиа проектор, интерактивная доска, компьютерные презентации, раздаточный материал.
Основополагающие принципы программы:
Принцип гуманизма – единство, истины, добра и красоты
Принцип включенности в социально-значимые отношения
Принцип защиты интересов детей и подростков
Принцип самостоятельности – потребность и позиция, цель и мотив, стимул и ожидание доверия взрослого
Принцип приоритета самореализации детей
Принцип толерантности
Концептуальная основа программы
Создание воспитательной системы, которая основывается на следующих функциях:
Функция социальной защиты и ориентации – создает условия психологического комфорта детям и взрослым, регулируя принципы гуманной педагогики.
Интегрирующая функция – приводит в одно целое ранее разрозненные, несогласованные воздействия на личность ребенка, объединяет различные направления действительности воспитанника через систему КТД.
Регулирующая функция – обеспечивает динамику развития и оптимизацию функционирования системы как среды и фактора развития ребенка.
Ожидаемый результат
Овладение детьми младшего школьного возраста различными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.
В результате изучения данного проекта дети получат возможность формирования
личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы;
формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих представлений, понятий, умений, навыков:
Представления:
сервировка стола.
Понятия:
этика;
этикет;
этикет застолья;
речевой этикет;
комплимент;
коллектив.
Умения:
приветствовать знакомого человека;
прощаться со знакомым;
вести разговор по телефону;
сервировать стол;
пользоваться столовыми приборами;
вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;
использовать невербальные средства общения;
оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения;
Навыки:
личной гигиены.
По окончанию реализации проекта планируется выпустить памятки-рекомендации для детей и взрослых «Как вести себя в гостях», «Правила поведения в общественных местах», «Речевой этикет», «Правила поведения за столом».
Итогом реализации проекта должна стать новая образовательная программа «В мире хороших манер» для детей младшего школьного возраста.
Кадровые ресурсы
Воспитатели, работающие с группами начальных классов, учителя начальных классов.
В ходе реализации программы в работе с педагогическим коллективом предполагается решение двух главных задач: профессиональное совершенствование педагогов и их личностный рост. Очень важной формой работы с педагогическими кадрами является создание творческой группы. Результат работы творческой группы – разработка и проведение конкретных дел.
Принципы деятельности педагогического коллектива:
Творческий подход к работе;
Ответственность, уважение к коллегам;
Взаимозаменяемость.
Пути реализации программы.
Изучение методической литературы по теме;
Составление перспективного плана проектной деятельности;
Создание атмосферы общей культуры и красоты в классе/группе;
Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (мульти-медиаматериалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, оборудование центра этикета в группе);
Подготовка пособий для детей, воспитателей, учителей, родителей.
Учебно-тематический план
№ п/пНазвание разделов и тем Кол-вочасов Теория Практика
1 Из истории этикета 7 1.1. Ваш друг этикет. 3 -
1.2. Приветствуем … 1 1
1.3. Давайте познакомимся … 1 1
2 Общение и взаимоотношения людей 12 2.1. Правила хорошего тона. 2 2
2.2. В мире вежливости. 2 2
2.3. Пишем письма. 1 1
2.4. Беседа по телефону. 1 1
3 Поведение в общественных местах 6 3.1. По улице мостовой … 1 1
3.2. Ох уж эти пассажиры. 1 1
3.3. Школьные годы чудесные. 1 -
3.4. Делу – время … 1 -
4 Гостеприимство 10 4.1. Милости просим … 1 1
4.2. Красота на столе. 2 1
4.3. Семь бед – один обед. 1 1
4.4. Традиции гостеприимства. 1 -
Итого: 35 20 14
Содержание программы
№ п/пНазвание темы, мероприятия Кол-во часов Форма проведения Средства работы Цель
1. “Из истории этикета” 7      
1.1. “Ваш друг этикет”.
Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета. 3 Беседа, занятия, рассказ. Конспект занятий, учебные видеофильмы, слайды по этикету. Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.
1.2. “Приветствуем друг друга”.
Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии. 2 Занятия, беседы, конкурсы, игры. Карточки с этикетными формулами, слайды, видеозаписи. Формирование у детей правил хорошего тона.
1.3. “Давайте познакомимся”.
Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку. 2 Занятие, беседа, игры на приветствие, тесты, конкурсы, диспут. Карточки с этикетными формулами, слайды по этикету. Развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета.
2. Общение и взаимоотношения людей 12      
2.1. “Правила хорошего тона”.
Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения. 4 Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений. Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды. Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.
2.2. “В мире вежливости”. Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей. 4 Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме. Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету. Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.
2.3. “Пишем письма”.
Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа. 2 Занятия, беседы, написание писем. Оформление конвертов.
Конкурс на правильно составленное письмо. Слайды о значении письма в жизни людей.
Конверт. Иллюстрации по теме. Учить детей культуре построения письма.
2.4. “Беседа по телефону”.
Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону. 2 Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы. Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем. Формирование у детей навыков общения по телефону.
3. “Поведение в общественных местах” 6      
3.1. “По улице мостовой…”
Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице. 2 Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии, конкурсы. Видеоматериалы, слайды по теме, схемы, плакаты.
Карточки с этикетными формулами. Прививать детям навыки и умения поведения на улице.
3.2. “Ох уж эти пассажиры…”
Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения. 2 Занятия, игры по предложенной теме. Инсценировка ситуаций, экскурсии, викторины, анкеты, тест. Слайды по теме. Карточки с заданьем. Учить детей культуре поведения в транспорте.
3.3. “Школьные годы чудесные…”
Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей. 1 Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии. Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал. Формировать у детей культуру поведения в школе.
3.4. “Делу – время…”
Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.
Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых. 1 Занятия, инсценировка ситуаций по теме, беседы, экскурсии, викторины, тесты, конкурсы. Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал. Усвоить основные этические требования, в поведении и общении с людьми.
4. “Гостеприимство” 10      
4.1. “Милости просим”.
Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу. 4 Занятия, беседы, викторины, инсценировка ситуаций по теме, конкурсы. Карточки
с заданьем, видеозаписи, слайды по теме. Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства.
4.2. “Красота на столе и за столом”.
Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом. 3 Занятия, беседы, конкурсы по предложенной теме, инсценировка ситуации по теме. Слайды по теме, видеозаписи, карточки с заданьем. Формировать у
детей навыки и умения пользования столовыми приборами.
4.3. “Семь бед – один обед…”
Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом. 2 Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, экскурсии, конкурсы. Карточки с заданьем, видеозаписи, слайды по теме. Формирование у детей культуры поведения за столом.
4.4. “Традиции гостеприимства”.
История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет. 1 Занятия, беседы, дискуссия. Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме. Воспитание у детей любви к русским традициям
4.5 “Традиции гостеприимства”.
История возникновения народных традиций.
Занятия, беседы, дискуссия. Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме. Воспитание у детей любви к русским традициям
4.6 “Традиции гостеприимства”.
Традиции русского гостеприимства.
Занятия, беседы, дискуссия. Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме. Воспитание у детей любви к русским традициям
4.7 “Традиции гостеприимства”.
Народные гуляния к различным праздникам. Занятия, беседы, дискуссия. Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме. Воспитание у детей любви к русским традициям
4.8 “Традиции гостеприимства”.
Возникновение примет. Занятия, беседы, дискуссия. Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме. Воспитание у детей любви к русским традициям
4.9 “Традиции гостеприимства”.
Этикет за столом Занятия, беседы, дискуссия. Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме. Воспитание у детей любви к русским традициям
4.10 “Традиции гостеприимства”.
История возникновения столовых приборов. Занятия, беседы, дискуссия. Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме. Воспитание у детей любви к русским традициям

1 Раздел: «Из истории этикета». Этот раздел предполагает изучение с детьми понятия «этикет», «этика». Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время, и формы приветствия людей друг другу. Происхождение и значение понятий «этикет», «этика». Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм. Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии. Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.
2 Раздел: «Общение и взаимоотношения людей». Изучив этот раздел, дети учатся умению вести беседу, общению друг с другом, написанию писем и телефонному этикету. Обращение – одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения. Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей. Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа. Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.
3 Раздел: «Поведение в общественных местах». После изучения данного раздела дети овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на улице, в школе, в общественном транспорте, театре, доме культуры, дома). Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице. Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения. У постели больного. Беседа с больным. Добрые слова и поступки. Начало беседы: вопросы о самочувствии. Выбор темы для беседы. Этикетные запреты и рекомендации. Этикетные формулы приветствия, дружеского общения, пожелания здоровья, совета, утешения, сочувствия, подбадривания. Соблюдение правил гигиены. Параметры поведения: нерезкие движения и жесты, негромкий голос, исключение повышенной эмоциональности, приветливая улыбка. Проявление деликатности (не хвастаться своим здоровьем и силой). Поведение в доме, где есть больной. Поведение самого больного. Школа-интернат - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей. Отношения между сверстниками, учителями, воспитателями, и другими сотрудниками центра. Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых.
4 Раздел: «Гостеприимство». Изучив данный раздел, дети обучаются знаниям и умениям приёма гостей, правилам сервировки стола, умению пользоваться столовыми приборами, умению вести беседу.Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу. Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом. Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом. История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.
В работе с детьми особое внимание должно уделяться развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развитию эмоциональной отзывчивости, формированию правил и норм культуры поведения в обществе.
При планировании воспитательного процесса включаются следующие формы работы:
1. Организационная форма
а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия;
г) викторины, тесты, конкурсы.
2. Совместная деятельность воспитателя/учителя с детьми
а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
3. Практическая деятельность детей совместно с воспитателем/учителем
а) сервировка стола; б) поход в общественные места с выполнением определенных заданий.
4. Самостоятельная деятельность
а) сюжетно-ролевые игры; б) рассматривание иллюстраций, фотографий; в) детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).
Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
Принцип обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.
Контроль уровня обученности Контроль уровня обученности проходит в три этапа: входящий, 1 полугодие, 2 полугодие. На каждого ребёнка заполняются индивидуальные карточки учёта результатов (Приложение 1), в которых оценивается: теоретическая подготовка ребенка, владение основными понятиями и специальной терминологией, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки ребенка, учебно-организационные умения и навыки, творческие способности ребенка. Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем.
Этапы овладения детьми правилами этикета
Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы);
Закрепление знаний через совместную деятельность в зоне этикета (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, тематические занятии, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации);
Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.
Учебно-методическое обеспечение
Библиотечный фонд
1Галаева Н. Вежливая сказка или этикет для детей. – Саратов: Саратовский писатель, 2011.
2Лопатина А., Скребцова М. 500 игр для детского сада, школы и семьи. – М.: ИДЛи, 2005.
3Лихачева Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Сред. – Урал. КН. Изд-во, 1996.
Наглядные пособия
Карточки с этикетными формулами
«Чайная комната» (специально оборудованная комната для практических занятий)
Обучающий набор «Учимся сервировать стол»
Обучающий набор «Учимся разговаривать по телефону»
Разнообразные сюжетные картинки
Карточки с заданием
Экранно-звуковые пособия
1. Презентация «Сказка об Этике и Этикете»
2. Презентация «Школа вежливости»
3. Презентация «Секреты для мальчиков»
4. Презентация «Секреты для девочек »
5. Видеофильмы по этикету
Литература
Бутелёва Б.В. Поговорим о воспитании – С.-Пб., 1994 г.
Васильева-Гангус Л. Азбука вежливости.- М.: Педагогика, 1989.
Вендербильт Э.К. Культура поведения, этикет, мораль. М., 1998 г
Владченко Н.Л., Н.В.Хаткина, Подари себе праздник: Энциклопедия. В 2 т., ИКФ «Сталкер», 1998
Волченко Л.Б. Этикет. Ростов-на-Дону, 1996
Вольф И.Т. Современный этикет. М., 1997.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.
Дорохов А. Как себя вести. Беседы о вежливости и правилах поведения М.: «Педагогикаосква», 1970.
«Золотая книга этикета», Изд. «Вече», М, 2004
Крохина И.М. Всё об этикете. М., 1995
Лихачёва Л.С. Уроки этикета. Екатеринбург, 1996.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
Мусская И.А. Домоводство, Ижевск: - РИО «Квест», 1992
«Мы живем среди людей: Кодекс поведения». И.В. Дубровина. - М., 1989
Николаева Т.Н. Этикет и мы. С.-Пб., 1993.
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006
Плоткин М.М. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате М., 1982.
Современная универсальная российская энциклопедия «Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия», Москва, «Кирилл и Мефодий», 2003.
Титаренко А.И. Нравственные основы общения. М., 1997
Хаткина М.А. Веселые уроки кота Этикета /М.А. Хаткина.- Ростов н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2007.
Школа этикета: поучения на всякий случай Сост. Лихачева Л.С. - Екатеринбург, 1996.
«Энциклопедия этикета», серия «Карманная библиотека», М., Болеро, 2007
Интернет-ресурсы
school.edu.ru/ российский общеобразовательный портал
vestnik.edu.ru журнал "Вестник образования"
catalog.alledu.ru каталог образовательных ресурсов
vschool.ru виртуальная школа от Кирилла и Мефодияvkids.ru игровые обучающие программы для детей школьного возраста
.i-deti.ru "Игра и дети" - журнал для родителей и педагогов
nd.ru сайт о CD-новинках образовательных и игровых
Приложение 1
Индивидуальная карточка учета результатов обучения по внеурочной деятельности «В мире хороших манер»
Фамилия, имя ребенка: _____________________________________________
Возраст: _____ лет
Дата начала наблюдения: ___ сентября 20__ года.
Высокий – ; Выше среднего - ; Средний - ; Низкий -

Сроки диагностики

Показатели
вход 1 полугодие 2 полугодие
1 2 3 4
I. Теоретическая подготовка ребенка:
1.1. Теоретические знания:
- определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы; - техника безопасности; - умение добывать новые знания; 1.2. Владение основными понятиями и специальной терминологией:
-понятия этика и этикет; - понятие речевой этикет; - понятие правил поведении в общественных местах. II. Практическая подготовка ребенка:
Практические умения и навыки, предусмотренные программой:
- владение столовыми приборами; - умение общаться по телефону со знакомыми и незнакомыми людьми; - умение правильно сервировать стол; - навык культурного общения со сверстниками и взрослыми; - соблюдение последовательности и контроль за выполнения работы; - умение анализировать. III. Общеучебные умения и навыки ребенка:
3.1. Учебно-коммуникативные умения:
- умение слушать и слышать педагога; 3.2. Учебно-организационные умения и навыки:
-умение организовать себя и окружающее пространство; - навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; IV. Коммуникативные навыки ребенка:
- умение сотрудничать; - оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения; - использование невербальных средств общения; - умение выражать вои мысли; - умение аргументировать свою точку зрения;