Мастер-класс для педагогов ДОУ Игровые технологии в работе логопеда
Мастер класс для педагогов
«Игровые технологии в логопедической работе»
Учитель-логопед
МАУДО «Детский сад №7»
Чепурина И.В.
С ребенком надо делать все через игру…
Д. Б. Эльконин (2 слайд)
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи (3 слайд). А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
На логопедических занятиях я использую следующие игровые технологии: (4 слайд)
1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.
2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.
3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.
4. Игровые технологии для развития общей моторики.
Рассмотрим более подробно каждую технологию.
Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата (5 слайд)
Детей не так просто заставить делать артикуляционные упражнения. Упражнения даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его использую следующие приемы:
- Сказка о Веселом Язычке. Использую пособие Е.Г.Карельской «Растим говорунов» М.:Дрофа, 2007 г. Это всевозможные истории из жизни Язычка («Утро Язычка», «Котенок», «Лошадка» и другие истории) (6 слайд)
-Презентации артикуляционных упражнений на определенный звук (7 слайд)
-Артикуляционная гимнастика для девочек и мальчиков. Чтобы повысить интерес девочек и мальчиков к выполнению скучных упражнений предлагаю отправиться в путешествие по различным сказкам (8-9 слайд). Девочки встретятся с Золушкой, Красной Шапочкой, Машенькой и другими сказочными героями. Мальчики отправятся в путешествие на машине (10-11 слайд).
-Артикуляционная гимнастика под музыку (12 слайд).
Музыкальный репертуар использую разный (детские песенки, современные мелодии) (13 слайд). Дети с удовольствием выполняют гимнастику.
Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания используются самые разнообразные игры (14 слайд). Детям предлагается подуть на ватные шарики, воздушные шарики, бумажные лодочки, бумажных бабочек и т.д. Нравится детям игра «Прятки». Прячу картинку на конкретный звук за нарезанной бумагой, манкой и предлагаю ребенку подуть и узнать, что спряталось. На своих занятиях применяю компьютерную технологию «Игры для Тигры».
Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов. Дети на логопедических занятиях пропевают гласные звуки с движениями (15 слайд). Все гласные пропеваются на выдохе.
● «Цветок распускается» - [а].
И.п. – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поем «а-а-а».
● «Рубим дрова» - [у].
И.п. – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поем «у-у-у».
● «Пускаем облачко» - [о].
И.п. стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются ото рта – выдох.
● «Держим большой мяч» - [э].
И.п. – стоя руки опущены. Руки в стороны - вдох. Руки перед грудью – выдох: «э-э-э».
● «Маятник» - [ы].
И.п. – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
● «Поймаем лучик» - [и].
И.п. – стоя, руки опущены – выдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «и-и-и».
Игровые технологии для развития мелкой моторики
Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок и су-джок шариков в логопедической практике (16 слайд).
●Прищепки хорошо использовать для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем прищепкой каждый пальчик и произносим слова:
Кусается сильно котёнок-глупыш,
он думает это не палец, а мышь.
Хватит кусаться глупый малыш,
а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!
●В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами игровыми приёмами, например, игра-соревнование «Наша мамочка устала»
Наша мамочка устала –
Всю одежду постирала,
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Пока логопед произносит слова, дети, кто быстрее, стараются нацепить прищепки на край коробки (картона), кто больше прикрепил, тот победил.
●Предлагаю Вам посмотреть и подумать, чего не хватает ёжику. Правильно иголок. Давайте поможем ему, только ёжик запутался и не может вспомнить, какого цвета были у него иголки. А я Вам подскажу, две красные, одна жёлтая, одна синяя и две зелёных иголки. Запомнили? Дети прикрепляют прищепки.
●Игра "Смотри не ошибись!"(17 слайд).- Назовите картинки со звуком «р», и определите, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепите прищепку к схеме.
●Прищепки использую для проведения слогового анализа слова. Ребенок прикрепляет к картинке столько прищепок, сколько слогов в данном слове.
●Игра "Предложение" (18 слайд).Повтори предложение и раздели его на слова. Составь схему этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка – одно слово).
Маша ела кашу.
У Паши новая машина.
Еще один способ профилактики и активизации речи ребенка – Су-джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм.
●Самомассаж (19 слайд)
В руки шарик я беру
И по пальчикам качу.
Шарик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
Су-джок шарики использую при автоматизации звуков (20 слайд)
●Игра «Кто больше»
Детям предлагается придумать слова на заданный звук и за каждое слово взять шарик.
●Игра «Шарик прокати – картинку назови»
●Игра «Звуковая схема»
Для характеристики слова используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый.
Например: лук, аист
●Игра «Раздели на слоги» (21 слайд).
Детям предлагается взять столько шариков, сколько слогов в слове.
Например: сок, сумка, сапоги
Автоматизация звуков на занятии осуществляется и с помощью массажных колец: кольцо надевается на каждый палец поочередно и проговаривается чистоговорка на поставленный звук (22 слайд).
Ша-ша-ша - наша Даша хороша.
Ши-ши-ши – Паша с Дашей малыши.
Ше-ше-ше - подарили шарфик Даше.
Шу-шу-шу - шубку новую ношу.
Шо-шо-шо - нам гулять хорошо
Игровые технологии для развития общей моторики (23- 24 слайд)
На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проводятся различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.
● Снежинки
Закружились, завертелись белые снежинки. (Покружиться на месте.)
Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки. (Подняться на носочки, руки – вверху.)
Чуть затихла злая вьюга. - (Опустить руки вниз, встать прямо.)
Улеглись повсюду. (Развести руки в стороны.)
На снежинки наступать осторожно буду! (Осторожные шаги на носочках.)
(Е.Г.Карельская)
● Зимний день
Зимний день такой холодный. (Поёжиться, похлопать себя по плечам.)
Греем руки мы вот так: Х-х-х-… (Соответственно.)
Воробью насыплем крошки. (Щепотью правой руки.)
Он обрадуется так! (Похлопать в ладоши.)
Мы попрыгаем немножко, (Прыжки на месте.)
Пробежимся по снежку. (Соответственно)
Постучим нога о ножку, (Соответственно.)
Поваляемся в снегу. (Покататься по коврику.)
(Е.Г.Карельская).
В логопедической практике использую разнообразные игры с мячом (25 слайд). Игры с мячом не только развивают общую моторику, они помогают проводить работу по коррекции звукопроизношения. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча в положении сидя.
Примеры игр:
● «Мяч поймай – слово называй»
● «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» - ребенок произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
● «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий удалец» - на полу обручи. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч и повторить за логопедом слова на закрепляемый звук.
Я вдоль обручей иду,
В каждый обруч попаду,
И словечко повторю.
● «Кошечки с мячиком» - стоя на коленях (сидя на пятках) ребенок прокатывает мяч вокруг себя вправо и влево, произнося слова на тот или иной звук.
Мячик катится вокруг-
Мой веселый, круглый друг.
Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом (26 слайд). Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер – классе, пригодятся Вам в работе.