Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования физкультурно – спортивной направленности «Школа мяча»
Дополнительная общеобразовательная программа
дошкольного образования
физкультурно – спортивной направленности «Школа мяча»
Возраст обучающихся 6-7 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель: Алчанова Наталья Олеговна
Инструктор по физической культуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования физкультурно- спортивной направленности на основе учебно-методического пособия Николаевой Н.И. «Школа мяча», рекомендованной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство», и предназначена для работы с детьми от 6 до 7 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений занижена. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.
Для реализации потребности детей в движении организована секция «Школа мяча».
Спортивная секция предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. На занятиях создаются условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дается возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Рационально распределяется двигательная нагрузка дошкольников: с учетом физиологической реакции детей, соответствие нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям, уровнем подготовленности.
Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения поймать, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, ориентировку в пространстве. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывания его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке, что способствует формированию у старших дошкольников умений самостоятельно принимать решения о способе выполнения движения в зависимости от условий игры.
Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются детьми в самостоятельных играх и упражнениях.
С удовольствием дети катают мячи, забрасывают их в ящик, корзину. Эти движения нравятся ребенку своей доступностью. Бросать, катать, метать можно мячи большие и маленькие, резиновые и надувные. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа и в разных направлениях. Таким образом, спортивная секция предусматривает разнообразную деятельность детей, дает возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы, а также способствует эмоциональной смене деятельности. После многочисленных упражнений и игр появляется своеобразное «чувство мяча».
Интегрированные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:
-физически развитый,
-у ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности,
-самостоятельно выполняет доступные возрасту физические упражнения,
-способен управлять своим поведением, планировать свои действия, соблюдать элементарные правила и нормы поведения.
Актуальность: Программа заключена в том, что она составлена с учетом инновационных тенденций в физкультурно–оздоровительной работе и разработана с учетом особенностей психомоторного развития старших дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Программа помогает удовлетворить желания родителей (законных представителей) в более качественном физическом развитии детей.
Новизна данной программы заключается в том, что подвижные игры и эстафеты, с мячом дают возможность наиболее полно каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи. При этом основное внимание направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.
Цель программы - гармоничное развитие личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом.
Образовательные задачи:
- Научить детей передавать, ловить, вести и бросать мяч, сочетать эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча.
- Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, ворота, умение применять их в игровой ситуации.
- Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом, ориентироваться на площадке.
Развивающие задачи:
- Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений, зрительную и слуховую ориентацию.
- Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес детей к упражнениям и игре с мячом.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Методика обучения детей упражнениям с мячом.
Катание, прокатывание, скатывание выполняется из разных исходных положений: сидя на полу, сидя на стуле, стоя. Сначала воспитатель сам направляет мяч ребёнку и учит ловить его. Затем дети катают мяч друг другу.
В исходном положении сидя на полу спина должна быть прямая, мяч находится между расставленными ногами в слегка согнутых руках. Ребёнок сначала смотрит на того, кому будет катить мяч («прицеливается», измеряет расстояние глазами), затем переводит взгляд на мяч и, наклоняясь вперёд, энергично толкает его кистями; после этого выпрямляется и смотрит, как мяч докатывается до партнёра.
При катании сидя на стуле ребёнок наклоняется вперёд, кистями рук толкает мяч, находящийся между ступнями. И после этого выпрямляется.
При катании из положения стоя присаживается на корточки или наклоняется вперёд, толкает мяч и тут же встаёт. Нужно научить детей энергично отталкивать мяч от себя в определённом направлении, тогда он будет катиться ровно и быстро, не подскакивая, и его легко поймать. При ловле же нужно внимательно наблюдать за мячом и стараться вовремя схватить его, чтобы он не укатился в сторону.
Сначала дети катают мяч двумя руками, потом одной –как правой, так и левой. Расстояние постепенно увеличивается от 1 м до 1,5 – 2 м. В дальнейшем задания усложняются: нужно не только докатить мяч до другого ребёнка, но и прокатить его между линиями или ножками стула, в ворота, дугу, между предметами, расставленными на расстоянии 60-40см. Прокатывание можно сочетать с заданиями: попасть в большой мяч или кегли, катать по доске или скамейке, скатывать с наклонной доски. Скатывать мяч с доски можно одной или двумя рукой: ребёнок берёт его снизу обеими руками (ладони вперёд), подходит к доске и, став прямо перед ней, толкает мяч так, чтобы он катился до конца доски; при катании одной рукой нужно подойти к доске сбоку (справа, если катят левой рукой; слева, если правой), взять мяч снизу (ладонью вперёд) и толкнуть его.Бросание мяча вверх и ловля двумя руками доступны детям с трёхлетнего возраста. Бросок выполняется двумя руками снизу вверх перед собой. Чтобы сохранить вертикальное направление движения мяча, нужно следить глазами за его полётом. Ловят мяч двумя руками, не прижимая их к туловищу, руки несколько расставлены. Ребёнок старается схватить мяч, зажимая его с двух сторон ладонями рук (слева и справа) или одной рукой сверху, другой –снизу. Можно ловить мяч, подставляя кисти рук, сложенные чашечкой (пальцы расставлены).
Исходное положение при бросании мяча вверх одной рукой и ловле двумя руками: стойка носки врозь, мяч в одной руке. Бросок делается одной рукой снизу вверх перед собой, при этом ребёнок следит глазами за мячом (способы ловли описаны выше).
Когда дети освоят простые способы бросания и ловли, им предлагают более сложные задания: подбросить мяч, хлопнуть в ладоши (впереди себя, за спиной, сбоку) и поймать; подбросить, повернуться кругом и поймать мяч; поймать мяч после отскока от пола и т.д.
Бросание мяча вниз о пол и ловля его. Сначала даётся самое простое упражнение. Исходное положение: стойка ноги врозь, мяч держат в двух слегка согнутых руках, ладони немного расставлены и обращены друг к другу. При броске руки поднимают вверх, затем с силой ударяют мяч о пол. Чем сильнее удар, тем выше отскок мяча. При ловле руки расставлены довольно широко. Когда мяч после отскока начинает падать вниз, его ловят двумя руками (либо прижимая с обеих сторон, либо одной рукой сверху, другой снизу).
Ударять о пол можно и одной рукой. Исходное положение для этого упражнения: стойка ноги врозь, рука с мячом внизу. Ребёнок сначала поднимает руку на уровень груди ладонью вниз, потом ударяет о пол и затем ловит его двумя руками.
По мере овладения простыми упражнениями вводятся усложнённые задания: ударить о пол и поймать мяч после хлопка в ладоши (впереди себя, за спиной, сбоку, с поворотом и др.). Кроме того, детям предлагают упражнения в отбивании мяча на месте двумя руками, одной рукой (правой или левой, кулачком, ребром), с продвижением вперёд по прямой, по кругу (около обруча), змейкой (около или между предметами).
Бросание мяча в стенку используется в старшей и подготовительной группах. При выполнении этого упражнения дети отставляют правую ногу назад и бросают мяч снизу. Бросать и ловить можно как двумя, так и одной рукой, причём с различными дополнительными заданиями: с хлопком, с поворотом кругом, с отскоком мяча от пола.
Метание на дальность и в цель выполняется различными способами: «из-за спины через плечо», «прямой рукой сверху», «прямой рукой снизу», «прямой рукой сбоку».
Техника метания состоит из следующих элементов: исходное положение, прицеливание, замах, бросок, сохранение равновесия после броска.
Метание «прямой рукой снизу» применяется для попадания в горизонтальную цель, при бросании мяча друг другу или стенку, при перебрасывании мяча через сетку.
Исходное положение: ноги чуть шире плеч, правая отставлена назад; правая рука, полусогнутая в локте, перед грудью или вдоль туловища, которое следует повернуть вполоборота вправо; тяжесть тела распределена равномерно на обе ноги, взгляд обращён вперёд. При прицеливании туловище наклоняется вперёд; тяжесть тела переносится на левую ногу; правая, выпрямляясь, ставится на носок; правая рука с предметом сгибается в локте, поднимается вперёд –вверх до уровня глаз ребёнка, левая слегка отводится вниз –назад. При замахе правая рука с предметом идёт назад до отказа, одновременно правая нога отставляется назад и сгибается в колене, причём на неё переносится тяжесть тела; туловище слегка наклоняется вперёд, левая нога выпрямляется; левая рука выносится вперёд. При броске выпрямляются ноги и туловище.
При обучении метанию в цель используются нарисованные круги, обруч, лежащий или подвешенный. Детей старшего возраста полезно учить попаданию в движущуюся цель – игры «Зайцы и охотники», «Ловишка с мячом».
Детей дошкольного возраста учат метать мяч двумя руками «снизу», «от груди», «от плеча», «сбоку», «из-за головы».
Способ двумя руками снизу применяется при бросании мяча через сетку, друг другу. Исходное положение: ноги чуть шире плеч или правая отставлена назад. При прицеливании обе руки с мячом поднимаются вперёд –вверх, тяжесть тела переносится на левую ногу. При замахе руки с мячом опускаются вниз и подводятся к правой ноге. Тяжесть тела переносится на правую полусогнутую ногу, туловище наклоняется вперёд, левая нога выпрямляется. При броске туловище и ноги выпрямляются, руки выносятся вперёд, правая нога приставляется к левой.
К способу двумя руками от груди прибегают, когда нужно бросить мяч друг другу, в стенку. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с мячом перед грудью. При прицеливании туловище наклоняется слегка вперёд –вниз, руки с мячом выносятся немного вперёд, тяжесть тела переносится на вперёд стоящую ногу. При замахе туловище и ноги с мячом отклоняются назад, тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу. При броске туловище и нога выпрямляются, руки тоже выпрямляясь, бросают мяч; тяжесть тела переносится на левую ногу; правая нога приставляется к левой.
Метание способом из-за головы применяется при бросании мяча в обруч и кольцо, через верёвку или сетку. Исходное положение: ноги на ширине плеч; руки подняты вверх и согнуты так, чтобы находился за головой. При замахе туловище и руки отклоняются назад, ноги сгибаются в коленях; тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу. При броске ребёнок выпрямляет туловище и ноги, поднимается на носки, руки вытягивает вперёд –вверх и делает бросок.
Способами двумя руками сбоку бросают мяч друг другу. Исходное положение: правая нога отставлена назад, руки с мячом отведены назад –вправо. При замахе руки с мячом отводятся назад до отказа, тяжесть тела переносится на правую ногу. При броске тяжесть тела переносится на левую ногу, мяч выбрасывается движением туловища и рук вперёд.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- вести мяч:
с продвижением вперёд, змейкой, по кругу;
приставным шагом;
с поворотом, бегом;
правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке;
с изменением направления движения, с остановкой на сигнал;
ногой в движении;
с передачей напарнику;
с дополнительными заданиями.
- бросать мяч в кольцо:
двумя руками из-за головы;
двумя руками от груди;
забрасывание с трех шагов;
после ведения (с фиксацией остановки);
одной рукой от плеча;
- бросать мяч в ворота:
с ударом по неподвижному мячу;
с ударом по движущемуся мячу.
- вести и передавать мяч парами с продвижением вперёд (ходьба, бег);
перебрасывание мяча через сетку, отбивание толчком двух ладоней;
перебрасывание 2 мячей одновременно в парах с помощью рук;
передача мяча в парах с помощью ног;
- соблюдать правила в командной игре.
-ориентироваться на площадке: находить свободное, более удобное для успешного ведения игры место;
играть коллективно, подчинять собственные желания интересам команды, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях;
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п Тема Всего
часов Теоретические
занятия Практические
занятия
1 История возникновения мяча 1 1 -
2 Правила техники безопасности при работе с мячом 1 1 -
3 Диагностика 2 - 2
4 Спортивная игра «волейбол» 2 2 -
5 Спортивная игра «баскетбол» 2 2 -
6 Спортивная игра «футбол» 2 2 -
7 Владение мячом 13 - 13
8 Передача и ловля мяча 16 - 16
9 Ведение мяча 16 - 16
10 Броски мяча 16 - 16
11 Открытое занятие с родителями 1 - 1
Итого 72 8 64
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ Тема Содержание Кол-во
часов
1
История возникновения мяча
Когда и где появился мяч? Точного ответа на это вопрос нет. Известно лишь, что, появившись в глубокой древности, за всю историю своего существования он претерпел много изменений. Его плели из травы, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой или опилками. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. На ранних ступенях развития человечества игры с мячом носили культовый, ритуальный характер. И лишь спустя тысячелетия мяч стал использоваться как эффективное средство воспитания ручной умелости, ловкости, развития координации движений, силы и меткости.
В России издавна были известны игры с мячом. Мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьём же набивали. В северных губерниях плели из коры деревьев. Внутри они заполнялись песком.
Теперь любой ребёнок имеет возможность выбрать мяч для игры: из кожи, резиновый или пластика, жёлтый или красный, прыгучий или не очень, лёгкий или тяжёлый –на любой вкус. 1
2 Правила техники безопасности при работе с мячом В спортивном зале, на площадке все занимаются в спортивной форме, сменной обуви на нескользящей подошве. Форма должна быть без молний, пуговиц, застежек и других жестких или мешающих элементов, широких карманов и выступающих накладных деталей; внешний вид одежды должен быть чистым и опрятным. Футболка или майка должны быть заправлены.
Перед занятием снять лишние предметы.
Упражнения выполняются по сигналу взрослого.
Дети должны вести себя корректно по отношению к другим детям.
Во время выполнения упражнений с мячами, ребенок должен учиться контролировать падение мяча, чтобы избежать травмирования других детей.
Не разрешается виснуть на баскетбольных кольцах и другом крепеже.
Запрещается перемещать ворота без разрешения взрослого.
Не бросать мяч в потолок, ограждения и электрическое оборудование.
Правила по технике безопасности во время спортивных игр
Игры должны проходить на сухой площадке. Если игра проводится в зале, пол должен быть чисто вымытым и сухим.
Запрещается играть с украшениями на любой части тела. Ногти должны быть коротко острижены.
Все острые и выступающие предметы закрыть матами и ограждениями.
Во время игр необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания взрослого.
Запрещается во время игры проявлять агрессию и ссориться, подставлять подножки, употреблять непристойные выражения и жесты. Стараться избегать столкновений с другими детьми, не допускать толчков и ударов по их рукам. 1
3 Диагностика Отбивание мяча – не менее 10 раз не теряя мяча (дети стоят на месте, наклоняя тело несколько вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно, согласованно с передвижением).
Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы (с расстояния 3м., высота 2 м.)
Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте
Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении
Броски мяча на меткость в цель
Перебрасывание мяча через сетку.
Перебрасывание мяча друг другу.
Отбивание мяча на месте.
Подбрасывание мяча с хлопками в движении.
Броски мяча в цель на меткость. 2
4 Спортивная игра «волейбол» Беседа о спортивной игре «волейбол»
приемы техники игры волейбол 2
5 Спортивная игра «баскетбол» Беседа о спортивной игре «баскетбол»
приемы техники игры баскетбол 2
6 Спортивная игра «футбол» Беседа о спортивной игре «футбол»
приемы техники игры футбол 2
7 Владение мячом Прокатывание мяча
- одной рукой
- двумя руками
- между предметами (ширина 90-40 см., длина 3-4см.)
- под ногами
- на месте
- в движении
Перекатывание набивного мяча
- друг другу
- в ворота
- в различных исходных положений
- вокруг туловища
- вокруг ног
Отбивание мяча
правой рукой на месте
левой рукой на месте
правой рукой в движении
левой рукой в движении
в движении по кругу
Перекладывание мяча с руки на руку вокруг туловища
справа налево
слева направо
Перекладывание мяча с руки на руку за головой
справа налево
слева направо
Перекладывание мяча с руки на руку под ногами
справа налево
- слева направо
Перекладывание мяча с руки на руку набивного мяча вокруг туловища
- справа налево
- слева направо
Перекладывание мяча с руки на руки набивного мяча под ногами
справа налево
- слева направо 13
8 Передача и ловля мяча Подбрасывание мяча
двумя руками
правой
левой
попеременно
Подбрасывание мяча с хлопком
на месте
в движении
Подбрасывание мяча и ловля его
на месте
в движении
двумя руками
- одной рукой
Передача мяча друг другу в разных направлениях
стоя
сидя
Перебрасывание мяча друг другу и ловля его
- сидя
стоя
стоять спиной друг другу
двумя руками
одной рукой
снизу
от груди
с отскоком от пола
сверху двумя руками
от плеча одной рукой
во время ходьбы
- во время бега
Перебрасывание набивного мяча
снизу
- от груди
- из-за головы
- стоя
- сидя
- стоя на коленях
Перебрасывание мяча через сетку
двумя руками
- одной рукой
Перебрасывание мяча с отскоком от пола из одной руки в - другую
на месте
- в движении
16
9 Ведение мяча Ведение мяча на месте
- одной рукой
попеременно
стоя
сидя
Ведение мяча в движении
одной рукой
попеременно
шагом
бегом
прыжками
- продвигаясь между предметами
- с поворотами 16
10 Броски мяча Броски мяча вверх и ловля его на месте
правой рукой
левой рукой
Броски мяча вверх, об пол и ловля его
двумя руками
одной рукой
Броски мяча в стенку (в цель)
- правой рукой
- левой рукой
- стоя на коленях - сидя Броски мяча вдаль до указанных ориентиров
- правой рукой
- левой рукой
стоя на коленях
сидя
Бросание мяча в кольцо
правой рукой
- левой рукой 16
11 Открытое занятие с родителями «Быстрый мяч» 1
Итого 72
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально- техническое оснащение занятий:
спортивный зал
музыкальный центр
фонотека с записями классической, современной, мультипликационной музыки.
волейбольная сетка
кольцо баскетбольное
футбольные ворота
набивные мячи
конусы-ориентиры
мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, волейбольные мини-баскетбольные, футбольные),
Картотека игровых упражнений с мячами, дыхательных упражнений.
Методы обучения детей упражнениям и играм с мячом.
- пояснение и показ упражнений
- повторение упражнения
- использование схематичных изображений – алгоритмов выполнения упражнений
- творческие задания
- игровые задания
Обучение в «Школе мяча» строится по иерархической лестнице: от простого к сложному, от контролируемого к самостоятельному. Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:
1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки быстрой ответной реакции на летящий мяча. На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом.
2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с подвижными играми с мячом.
3. Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети закрепляют полученные знания и навыки владения мячом.
Структура занятия «Школы мяча»
Вводная часть:
Виды ходьбы, бег.
Комплекс ОРУ с мячом.
Основная часть:
Обучение движениям с мячом.
2.2 Подвижная игра с мячом.
Заключительная часть:
3.1 М/подвижная игра
Формы занятий - групповая совместная деятельность.
Способы организации детей: фронтальный, поточный и индивидуальный.
Приложение 1
Техника перемещения.
Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки.
Как правильно стоять? Дети часто стоят на прямых, плотно сжатых ногах. Такая постановка не обеспечивает устойчивого положения, поэтому они часто теряют равновесие в последующих действиях. На первых занятиях дети не умеют распределять тяжесть тела на обе ноги и прямо держать тело, смещают центр тяжести на одну ногу, а туловище чрезмерно направляют вперед. Уже на 3-4м занятии они начинают принимать разное положение, что позволяет быстро включаться в активные действия, перемещаясь в нужном направлении. Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любые действия с мячом и без мяча. Она состоит в следующем: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.
Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки, полусогнутые в локтях, двигаются свободно.
Остановки.
Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Обучение этим способом, во многом облегчает последующие обучение передаче мяча в движении, броску мяча в корзину после его ведения и.т. д. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. Инерция бега погашается сгибанием ног, тяжесть тела распределяется равномерно.
Следует обращать внимание на постановку ног и равномерное распределение тяжести тела, на правильное положение корпуса. В дальнейшем дети приучаются занимать правильную стойку в игровых упражнениях и играх.
В передвижении приставными шагами необходимо следить, чтобы шаги были скользящими, а не подпрыгивающими, движения мягкими.
При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега и внезапная остановка. Вначале остановки выполняются свободно, а затем внезапно, по звуковым и зрительным сигналам.
Упражнения для обучения стойке и передвижению по площадке.
Построение: дети разбегаются по площадке с мячом в руках.
Выполнение: свободно играют на площадке, выполняют разные движения с мячом; после сигнала воспитателя быстро ловят мяч и принимают правильную стойку.
Построение: дети без мячей распределяются по кругу, лицом к середине его, на расстоянии 2-3 шагов друг от друга.
Выполнение: передвигаются приставным шагом в сторону, указанную воспитателем. Воспитатель часто меняет направление передвижения.
Техника удержания мяча.
1.Мяч держать на уровне груди.
2.Руки согнуты, пальцы широко расставлены.
3.Логти опущены вниз, мышцы рук расслаблены.
Возможные ошибки: узкое расположение пальцев на мяче, разведение локтей в стороны, держание мяча высоко.
Пути исправления: контролировать широкое расположение пальцев, не закрывать лицо мячом.
Правила ловли мяча.
1. Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.
2. Не задерживать мяч в руках, быстро действовать с ним.
Возможные ошибки: стремление зажать мяч, обхватить его руками; узкое расположение пальцев и ловля напряженными кистями рук; прием мяча на заранее согнутые руки, без амортизирующего движения.
Правила передачи мяча.
1. Локти опустить вниз.
2. Бросай мяч на уровне груди партнера.
3. Сопровождай мяч взглядом и руками.
Возможные ошибки: неправильная стойка – плотно сжатые и прямые ноги; чрезмерное разведение локтей в стороны.
Пути исправления: контролировать постановку ног, сохранять положение незначительного полуприседа; следить, чтобы полусогнутые руки в локте касались туловища.
Упражнения для обучения ловле и передаче мяча.
1.Построение: дети встают в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 2-3м.
Выполнение: дети в парах передают мяч друг другу.
Вариант. Мяч имеет один ребенок из первой пары. После сигнала он передает мяч напарнику из второй шеренги, тот возвращает мяч в первую шеренгу. Второй ребенок из первой шеренги бросает мяч ребенку второй шеренги, стоящему напротив и.т.д.
Так мяч путешествует из одной шеренги в другую, не пропуская никого из игроков. Последний ребенок, поймав мяч, бежит вперед и становится первым в своей шеренге.
2.Построение: дети по трое становятся в одну линию на расстоянии 2м один от другого. Мяч находится у среднего ребенка каждой тройки.
Выполнение: в середине стоящий ребенок бросает мяч сначала стоящему справа, получает от него мяч и бросает стоящему слева. Упражнения повторяется 6-8 раз.
Правила ведения мяча.
1.Не бей по мячу, а толкай его вниз.
2.Веди мяч вперед - сбоку, а не прямо перед собой.
3.Смотри вперед, а не вниз на мяч.
Возможные ошибки: туловище сильно наклонено вперед, прямые ноги: удары по мячу расслабленной ладонью, узкое расположение пальцев на мяче; ведение мяча прямо перед собой.
Пути исправления: соблюдать правильную стойку, толкать мяч вниз кистью руки за счет сгибания и разгибания ее в локтевом суставе и мягкого направляющего толчка пальцами; следить за расстановкой пальцев; мяч посылать вперед – в сторону предстоящего движения.
Упражнения для обучения ведению мяча.
1.Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, затем левой рукой.
2.Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой, накладывая правую кисть сверху справа, а затем левую – сверху слева.
3.Ведение мяча вокруг себя правой, затем левой рукой и попеременно правой и левой рукой.
4. Ведение мяча по кругу правой и левой рукой.
5.Построение: дети строятся в две разомкнутые шеренги.
Выполнение: первый ребенок первой шеренги ведет мяч, передает его первому игроку второй шеренги и сам становится на его место; тот ведет и передает мяч второму игроку первой шеренги и выполняет то же самое. Второй игрок первой шеренги передает мяч второму игроку второй шеренги, тот третьему игроку первой шеренги и.т.д. Последний ребенок первой шеренги, получив мяч, ведет его вдоль колонны, отдает мяч и сам остается на его месте. Упражнение повторяется.
Правила броска мяча в корзину.
1.Бросая мяч, не опускать голову, сопровождая его руками.
2.Смотреть в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находиться не по прямой перед корзиной, бросать нужно с отскоком от щита – прицеливаться в ту точку, в которую хочешь попасть мячом.3.Бросать мяч смело; если мяч не попадет, не падай духом, повтори еще раз или передай мяч партнеру, который находиться в более удобном положении.
Возможные ошибки: неправильное исходное положение – ноги вместе, прямые; несогласованное движение рук и ног; выпуск мяча усилием плеча и предплечья со слабым участием кисти руки.
Пути исправления: соблюдать правильную стойку; при броске одновременно выпрямлять руки и ноги (после выпуска мяча кисть руки сгибается).
Упражнения для обучения броскам мяча в корзину.
1.Построение: дети строятся в две колонны по 4-6 в каждой напротив одной корзины. Одна колонна занимает место с одной стороны корзины, другая – с другой.
Выполнение: стоящие первыми выполняют бросок, стараясь попасть в корзину, ловят мяч и становятся в конец своей колонны. То же самое повторяют и другие игроки.
Приложение 2
Эстафеты с элементами спортивных игр.
«Поймай и передай».
На одной из разделенных волейбольной сеткой сторон площадки выстраиваются в колонны две, три или четыре команды лицом к сетке, расстояние до которой определяет ведущий. На противоположной площадке напротив своих колонн на заданном расстоянии стоят дети – по одному от каждой команды. Стоящие первыми в колоннах держат в руках мяч. По сигналу они выполняют подачу через сетку на противоположную сторону площадки и уходят в конец своих колонн. Стоящие на другой стороне площадки дети стараются поймать мяч или подобрать его с пола, затем подбегают к ограничительной линии, обозначенной ведущим, и выполняют передачу в свою колонну. Новый направляющий ловит мяч и повторяет задание. Эстафета заканчивается, когда стоявшие первыми в колоннах дети примут передачи. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.
Правила
Подачи и передачи выполняют только из-за ограничительной линии, обозначенной ведущим.
Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку ребенок повторяет упражнение.
При выполнении подачи мяч не должен касаться сетки.
Подачи выполняют все члены команды.
Направляющие в колоннах, приняв последнюю передачу, поднимают мяч над головой.
«Мяч капитану».
Команды выстраиваются в колонны не менее чем в 1 м друг от друга. К ним лицом на расстоянии, установленном ведущим, встают капитаны с мячом в руках. Перед колоннами и капитанами проводятся ограничительные линии. По сигналу капитаны посылают свои мячи любой волейбольной передачей первым игрокам в колоннах. Те выполняют встречную передачу и уходят в конец колонн. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят передачу своим капитанам. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.
Правила
Запрещается наступать на ограничительную линию.
Не разрешается нарушать очередность выполнения передач в колоннах и пропускать передачи.
При неудачном выполнении ребенок повторяет передачу.
При падении мяча его подбирает тот, кому была адресована передача.
По окончании эстафеты капитаны поднимают мячи над головой.
Можно порекомендовать менее подготовленных детей ставить в начало колонн – тогда им будет легче выполнить передачу.
«Передача мяча с третьего темпа».
Расстановка – та же, что и в предыдущей эстафете. Во главе колонн встают более подготовленные игроки – разводящие. По сигналу ведущего капитан передает мяч разводящему, который выполняет передачу над собой и отходит чуть в сторону. Следующий за разводящим ребенок выполняет передачу своему капитану и уходит в конец колонны. Разводящие во время проведения эстафеты не меняются. Игра заканчивается после того, как капитаны получили передачи от всех участников команд. Выигрывает команда, закончившая эстафету раньше других.
Правила
Запрещается наступать на ограничительную линию.
Разводящий, не сумевший выполнить передачу над собой, должен повторить попытку.
При неудачной передаче мяч подбирает игрок, которому она адресована, и выполняет ответную передачу.
Запрещается нарушать очередность выполнения передач мяча в колоннах и пропускать передачи.
«Мяч в обруче».
Команды стоят в колоннах перед ограничительной линией. Перед каждой колонной лежат 3–4 обруча в 3 м один от другого. В каждом обруче находится волейбольный мяч. По сигналу направляющие в колоннах бегут к первому обручу, берут мяч, встают в обруч и выполняют верхнюю передачу над собой, затем ловят мяч, кладут его в обруч и бегут к следующему. Выполнив верхнюю передачу во всех обручах, игроки бегут к своим командам, передают эстафету следующим участникам и уходят в конец колонн. Когда последний участник возвращается к своей команде, все дети в колоннах поднимают руки, сигнализируя о завершении эстафеты.
Правила
Запрещается наступать на ограничительную линию.
Мяч при верхней передаче должен взлететь на высоту не менее 1 м над головой игрока.
Если мяч выкатится из обруча, участник эстафеты должен сам вернуть его на место.
«Попади в щит».
Игроки стоят в колоннах перед ограничительной линией. У направляющих в руках волейбольные мячи. Перед баскетбольным щитом на противоположной стороне площадки проводят ограничительную дугу при помощи 3–4-метровой веревки и мела. По сигналу направляющий бежит к ней и, стараясь не наступить на нее, выполняет верхнюю передачу, стремясь попасть в баскетбольный щит, затем подбирает мяч, бежит к своей колонне и передает его следующему участнику. Выигрывает команда, у которой окажется больше удачных попаданий.
Правила
Запрещается наступать на ограничительную линию.
Запрещается посылать мяч в щит броском, а не верхней передачей.
Разрешается выполнять передачу в щит не более трех раз – до первой удачной попытки.
Мяч нужно не бросать, а передавать в руки следующему участнику.
«Передачи по вызову».
Команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне площадки. В 10—12 шагах перед ними (в кругах) лежит по мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Преподаватель вызывает любой номер, и игрок, имеющий его, устремляется к мячу. Он берет его в руки, делает длинную высокую передачу партнеру, стоящему во главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи, получает 1 очко. Затем вызываются (в любой последовательности) остальные игроки команды. Победитель определяется по лучшей сумме набранных очков.
Приложение 3
Подвижные игры с элементами спортивных игр.
«Ловишка с мячом».
На земле чертят круг (диаметр 2м). Ловишка - в центре круга с мячом. После слов: «Раз, два, три –лови!» -дети бегут, а ловишка «осаливает» мячом убегающих детей.
«Мяч через сетку» (элементы волейбола).
«Мяч в сетку» (элементы баскетбола).
«Поймай мяч».
В игре –трое играющих. Двое становятся на расстоянии не менее 3м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч, пролетающий над ним.
«Мяч водящему».
Нужно провести две линии. Расстояние между ними 2-3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребёнку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время вся колонна играющих подвигается вперёд и к исходной линии подходит следующий играющий.
«Сбей кеглю».
Играющий становится за линию, в 2-3 м от которой находится кегля. Надо сбить её мячом. Мяч можно прокатывать, бросать или ударять ногой.
«Передай мяч».
Играющие распределяются на команды и выстраиваются в колонны. У игроков, стоящих первыми, в руках по одному большому мячу (диаметр 20-25 см). По сигналу воспитателя начинается передача мяча назад двумя руками над головой (за головой) стоящим сзади. Как только игрок, стоящий последним в колонне, получит мяч, он быстро бежит, становится впереди колонны и снова передаёт мяч. Побеждает та команда, дети которой быстро выполнили упражнения и ни разу не уронили мяч.
«Мы, весёлые ребята».
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проводится вторая черта. В центре находится ловишка. Играющие хором произносят:
«Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!»
После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту. Считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается второй ловишка.
«Школа мяча».
Играющие строятся в колонны, в руках у первых игроков по одному большому мячу. Перед каждой колонной положен обруч (диаметром 50 см). По сигналу воспитателя первый игрок ударяет мячом в обруч, ловит его двумя руками и передаёт следующему, а сам бежит в конец своей колонны. Когда первый в колонне окажется снова на своём месте, то, получив мяч, он поднимает его над головой.
«Мяч в стену».
Команды строятся в колонны на расстоянии 3 м от стены лицом к ней. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену, ловят его после отскока от земли и передают следующим, а сами бегут каждый в конец своей колонны.
«Охотники и утки».
Играющие делятся на две команды охотников и уток. Утки становятся в середину круга, а охотники располагаются снаружи круга. Охотники перебрасывают мяч и стараются осалить им уток. Когда треть уток поймана, игра останавливается и дети меняются ролями.
«Не давай мяч водящему».
В центре круга находятся 2-3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронуться. Если кому-либо это удаётся, то он выходит из круга. А водящим становится тот, при броске которого был осален мяч.
«Проведи мяч».
Играющие строятся в две колонны, у каждого в руках по одному мячу. Вдоль площадки параллельно друг другу, ставятся кубики (5-6 шт.) на расстоянии 1.5 м. По сигналу воспитателя первые игроки начинают ведение мяча между предметами. Как только они пройдут 2-3 предмета, в игру включаются следующие ребята. Каждый выполнивший задание встаёт в конец своей колонны.
«Волейбольные салочки».
Группа детей делится на две команды. Все игроки произвольно расходятся по площадке. Участники водящей команды надевают цветные ленточки. По сигналу ведущего они начинают передавать мяч друг другу любым способом, затем ловят его и броском стараются осалить соперников. Осаленные игроки садятся на скамейку. Через 3–4 мин. игры команды меняются ролями. Выигрывает команда, осалившая больше игроков.
Правила.
Передвигаться по площадке могут участники, у которых в данный момент нет мяча.
Игрок водящей команды, получивший мяч, может передвигаться по площадке только после выполнения им передачи.
Упавший на пол мяч передают игрокам водящей команды.
По предварительной договоренности игрок противоположной команды, поймавший мяч, может:
не считаться осаленным и продолжить игру;
принести своей команде очко, дающее право следующему осаленному участнику остаться в игре или вернуть на площадку ранее осаленного.
«Пионербол».
Игру проводят по общепринятым правилам с теми же переходами, что и в волейболе, после выигрыша очка.
Варианты
Игра проводится по традиционным правилам, но двумя мячами.
Использовать можно только верхние передачи мяча.
Перебрасывать мяч через сетку можно только верхней передачей.
Все перебрасывания мяча заменяют верхними передачами.
Ввод мяча в игру выполняют нижней прямой подачей из-за линии нападения.
«Мяч над головой».
Дети делятся на команды с равным числом игроков. Время игры – обычно 1–1,5 мин. – сообщается заранее. Одновременно могут играть две, четыре команды и более. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведенной им части площадки и берут мячи. Каждая команда выбирает одного человека, который будет контролировать игру команды-соперницы. По сигналу ведущего все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Ученик, уронивший мяч или поймавший его, либо нарушивший правила, выбывает из игры и садится на скамейку запасных. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков.
Правила
Не разрешается заступать на площадку команды соперников.
Не разрешается ловить мяч.
«Мяч перед собой».
Правила – те же, что и в предыдущей игре, но верхнюю передачу заменяют нижней.
«Прими подачу».
Группа детей делится на две команды. Первая произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Игроки второй встают на другой стороне площадки за лицевой линией в одну шеренгу, а ее направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет подачу через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, а тот – поймать мяч. Если это ему удается, первая команда получает одно очко. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Правила
Подача выполняется только по сигналу ведущего.
При неудачной подаче первая команда тоже получает очко.
За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча первой команде присуждают очко.
После приема мяча первая команда передает мяч второй под сеткой.
Игроки второй команды выполняют по одной подаче, соблюдая очередность.
Подачу можно выполнить любым волейбольным способом.
«Свеча».
На площадке наносят круг диаметром два метра, в центре его мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют 10 передач мяча сверху руками над собой. Каждую передачу выполняют на высоту не менее 2-х метров. За недостаточную высоту передачи мяча, за выход из круга игроки наказываются штрафным очком. Побеждает игрок у которого меньше штрафных очков.
«Картошка».
Участники стоят по кругу и перебрасывают мяч друг другу (в основном верхние передачи). Совершивший ошибку при приеме мяча или пославший мяч неточно садится в центр круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, время от времени сильным ударом посылают его в сидящих. Отскочивший от игроков мяч (попавший в одного из сидящих) снова вводится в игру. Если же игрок не попал мячом в сидящих, он сам занимает место рядом с ними.
«Обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч с воздуха в руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину идет игрок, пробивший мяч партнеру в руки.
Игра закрепляет технику передачи мяча и нападающего удара. Она содействует также воспитанию смелости, умению защититься от удара.
«Точный пас».
Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие, распределившись по командам, выстраиваются перед разными щитами около линии штрафного броска. Первые номера с мячами в руках встают в 7—10 шагах справа (или слева) от команды в очерченных заранее кругах.
По сигналу начинается соревнование команд. Игрок из круга набрасывает мяч партнеру, стоящему в колонне. Тот точной передачей должен направить мяч в корзину. Затем он подбирает мяч (независимо от того, попал он в цель или нет) и бежит в круг. Игрок, набрасывавший мяч, встает в конец колонны. Игрок из круга снова набрасывает мяч головному игроку колонны, а сам направляется в ее конец.
Когда все игроки выполнят упражнение, игра заканчивается. Команда-победительница получает 2 очка. 2 очка начисляются и за каждое попадание мяча в корзину. 1 очко команда получает, если мяч не попал в корзину, но ударился о кольцо.
Победу в игре определяет наибольшая сумма очков, набранная одной из команд.
Поскольку для волейбола характерно выполнение технических приемов сразу после остановки, можно (усложняя игру) расположить колонны сбоку в 3—4 шагах от линии штрафного броска. Тогда во время набрасывания мяча игрок выбегает навстречу мячу и затем направляет его в корзину.
Игровые упражнения и задания с мячом для индивидуального выполнения.
«Дотронься до мяча».
Взрослый держит в руке небольшой мяч в сеточке. Ребёнку предлагают подпрыгнуть и дотронуться до мяча двумя руками.
«Мой весёлый звонкий мяч».
Подражая мячу, дети подпрыгивают на двух ногах, а взрослый произносит слова из стихотворения С.Маршака «Мяч»:
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
«Прокати мяч».
Ребенку предлагают прокатить большой мяч взрослому, находящемуся от него на расстоянии 1,5-2 м. Взрослый возвращает мяч ребёнку. Сначала ребёнок играет сидя на полу, затем стоя, наклоняясь для того, чтобы оттолкнуть мяч. Расстояние от взрослого до ребёнка постепенно увеличивают до 3-4 м.
«Прокати мяч в ворота».
Прокатить мяч в одном направлении на расстояние 1-1.5 м в ворота шириной 50 см. Прокатив ребёнок сам догоняет мяч.
«Брось дальше».
Ребёнок бросает мяч, стоя на линии, начерченной на земле. На месте падения взрослый делает метку и предлагает бросить ещё дальше.
«Поймай мяч».
Взрослый, стоя напротив ребёнка (1,5 -2 м), бросает ему мяч. Ребёнок возвращает мяч. взрослый сопровождает действия словами: «Лови, бросай, упасть не давай». Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова нужно произносить медленно.
«Подбрось – поймай».
Ребёнок бросает мяч вверх и ловит его. Взрослый считает, сколько раз ребенок поймает мяч.
«Подбрось выше».
Ребёнок подбрасывает мяч как можно выше.
«Перебрось через верёвку».
Ребёнок становится напротив верёвки, натянутой на высоте поднятой руки малыша. Расстояние от ребёнка до верёвки – не более 1,5 м. Ребёнок бросает мяч из-за головы двумя руками, стараясь перебросить его через верёвку, затем бежит за ним и снова бросает.
Комплекс общеразвивающих упражнений с мячом.
И.п: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить, мяч держать в правой руке. Выполнение: поднять руки через стороны вверх, переложить мяч из правой руки в левую. Опустить руки через стороны вниз.
И.п: то же.
Выполнение: быстро перекладывать мяч из одной руки в другую (впереди и сзади себя).
И.п: тоже.
Выполнение: поднять правую (левую) ногу, согнув её в колене. Переложить мяч из одной руки в другую под коленом, вернуться в и.п.
И.п: стать прямо, ноги на ширине плеч, руки опустить, мяч держать в одной руке. Выполнение: наклониться, положить мяч на пол и, придерживая его руками, прокатить вокруг одной и другой ноги. Взять мяч двумя руками, выпрямиться.
И.п: сесть на пол, скрестив ноги, в руки взять мяч.
Выполнение: повернуться вправо (влево), положить предмет сбоку. Сесть прямо,
руки положить на колени. Повернуться, взять предмет. Вернуться в и.п.
И.п: сесть, ноги вместе, вытянуты. В одной руке держать мяч.
Выполнение: приподнять ноги от пола, переложить под ногами мяч из одной руки в другую, вернуться в и.п.
И.п: то же.
Выполнение: положить мяч на пол сбоку и, придерживая его руками, прокатить вокруг себя.
И.п: то же, ноги врозь.
Выполнение: положить мяч между ступнями, взять его ступнями, приподнять,
подтянуть к себе, согнув ноги. Вытянуть ноги, снова положить мяч на пол.
Вариант упражнения: выполнять упражнение так же, перекладывая мяч справа
налево и слева направо.
И.п: сесть, ноги вытянуть, мяч держать двумя руками перед собой.
Выполнение: лечь на спину, поднять руки вверх и коснуться за головой мячом пола.
Опустить руки.
И.п: сесть на стул, взять в руки мяч. Выполнение: наклониться вперёд, не вставая со стула, положить мяч на пол перед собой, выпрямиться, снова наклониться, взять предмет и выпрямиться.
Комплекс общеразвивающих упражнений с большим мячом.
И.п.: основная стойка, мяч в обеих руках внизу, 1-2 поднять мяч вверх, поднимаясь на носки; 3-4 –вернуться в исходное положение (6-7 раз).
И.п.: стоя на коленях, мяч в обеих руках перед собой. 1-4 –прокатить мяч вокруг себя вправо; 5-8 –влево (6 раз).
И.п.: сидя ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. 1-2 наклониться, прокатить мяч от одной ноги к другой; 3-4 –вернуться в исходное положение (5-6раз).
И.п.: лёжа на спине, ноги прямые, мяч в обеих руках за головой. 1-2 –поднять правую согнутую в колене ногу, коснуться мячом; 3-4 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6 раз).
И.п.: основная стойка, мяч в согнутых руках перед собой. Подбрасывать мяч произвольно вверх и ловить двумя руками (5 раз), затем пауза и снова повторить.
И.п.: основная стойка, мяч в согнутых руках. 1-присесть, вынести мяч вперёд, руки прямые; 2 –вернуться в исходное положение (6 раз).
И.п.: основная стойка, мяч на полу, руки на поясе. 1-8 –прыжки вокруг мяча на двух ногах (3-4 раза).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Школа мяча» Николаева Н.И. СП. «Детство- Пресс» 2008 г.
2.«Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошиной М.: Москва «Аркти» 2004 г.3.«Методика обучения и овладения элементами игры в футбол с детьми дошкольного возраста» И.А. Аксенова. 4.«Методика обучения и овладения элементами игры в баскетбол детьми старшего дошкольного возраста». И.А. Аксенова.
5.«Баскетбол для дошкольников» Адашкявичене Э.Й.; М: Просвещение, 1983.
6.«Движение день за днём» М.А.Рунова; Москва Линка-Пресс 2007г.
7.Анисимова Т.Г., Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет: планирование, занятия с элементами игры в волейбол, подвижные игры, физкультурные досуги. – Волгоград: Учитель, 2009. – 144 с.
8. Шебеко В.Н. Методика физического воспитателя в дошкольных учреждениях: Учеб. Для учащихся пед. колледжей и училищ, 1998. – 184с.
9.«Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7лет) Л.И.Пензулаева.