Инновационный метод Развитие навыков грамотного письма
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Тамбовцевой Натальи Ивановны
учителя начальных классов МБОУ «Инсарская СОШ № 2» Меня, как и всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?
Педагогическая проблема, над которой я работаю - « Развитие навыков грамотного письма учащихся начальной школы через алгоритмизацию формирования орфографической зоркости».
Цель опыта: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Задачи опыта:
• провести теоретический анализ литературы по данной теме;
• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
• изучить приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся, применять их на уроках русского языка
• разработать «орфографические минутки», обеспечивающих формирование грамотного письма;
Таким образом, целью моего опыта является построение системы упражнений по формированию орфографического навыка на уроках русского языка с 1 по 4 класс. В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве.
Актуальность и перспективность. Истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшие затруднения встречаются у учащихся на первом этапе формирования орфографического навыка, т.е. в начальной школе. В процессе изучения литературы и опыта многих педагогов и психологов был сделан вывод о том, что формирование орфографической зоркости учащихся – важное звено в работе по формированию орфографических навыков. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками во время письма ошибок. Уровень сформированности орфографической зоркости и состояние организации работы по формированию орфографической зоркости в современной школе – актуальная проблема. Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине.
Концептуальность. Концептуальные положения:
- Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.- Использование всех видов памяти: слуховой, цветовой, зрительной, ассоциативной, моторной.- Информация не дается в готовом виде, а зарождается и систематизируется в процессе поиска, включающего в себя наблюдение, мыслительный эксперимент.-Разнообразие видов деятельности на уроках.- Принцип обогащения орфографического опыта учащихся.- Принцип наглядности.- Принцип возможностей:а) широкого применения изучаемого материала на практике;б) проявления самостоятельности, инициативы, творчества.
Главным в обучении правописанию – орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только, сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. В своей работе для повышения орфографической зоркости у детей я использую следующие способы и приемы: списывание, письмо с проговаривание комментирование, орфографические минутки, скоростное письмо, звуковой анализ слов, письмо с простукиванием, использование словарей, для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей практической работе применяю «Запоминалки», эффективным будет и другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте, также одним из приемов повышения грамотности считаю развитие зоркости при работе над ошибками. Мною были подобраны дидактические задания, формирующие словообразовательные и грамматические понятия, развивающие орфографические навыки, сочетающиеся с заданиями развлекательного характера, имеющие цель развивать внимание, логическое мышление, любознательность, воображение и снятие усталости.
Наличие теоретической базы опыта. Работу над этой темой я начинаю с 1 класса, в период обучения грамоте, когда дети учатся распознавать гласные и согласные звуки в слове. При работе по развитию навыков грамотного письма необходимо:1) вначале усвоить написания, не расходящиеся с произношением, не допускать пропуска, замены, перестановки букв, воспитывать у учащихся не только орфографическую зоркость, но и самоконтроль; 2) ввести понятие « опасное место», где учащиеся знакомятся с написаниями, которые не совпадают с произношением, и учатся решать орфографическую задачу: обозначение и не обозначение мягких согласных, обозначение звонких и глухих согласных, безударных гласных; 3) орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками; 4) развивать фонематический слух; 5) обучать правильному списыванию текста; 6) прививать интерес к чтению; 7) интегрировать уроки русского языка и литературного чтения; 8) развивать словарный запас.
Ведущая педагогическая идея. Я убеждена, что развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы.
Оптимальность и эффективность средств. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются: учебно - игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение; использование ИКТ. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, экскурс, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.
Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Дифференцированное обучение. Я работаю по образовательной модели «Школа России».
Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.
Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.
Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Использование информационно - коммуникационных технологий. Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний. На уроках в начальных я использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Torrent. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Используются при подготовке и на уроках возможности Интернета.
Результативность. Для достижения результативности опыта использовались: педагогические ситуации, системы уроков, единая система "урок – внеклассная работа", система внеклассной работы, работа с родителями. Опыт показывает, что таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. Целенаправленно и систематически проводимые мною указанные виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.
Анализ результатов проверочных работ, проведённых через определённые временные интервалы, позволяет увидеть небольшой, но стабильный рост грамотности учащихся.По данной проблеме были разработаны как отдельные этапы урока, так и система уроков и внеклассных мероприятий. Выступала с докладами по данной проблеме на заседаниях школьного и районного методического объединения учителей начальных классов.
Каждый год учащиеся успешно участвуют в конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа».