План самообразования учителя русского языка и литературы



План самообразования учителя русского языка и литературы

МБОУ «Удачненская школа»

Алексеенко Ирины Александровны

по теме: «Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»


















Учитель – это человек,
который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
В. М. Лизинский

Качество обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Эффективность курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без постоянного самообразования учителя. Самообразование как процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности является потребностью творческого и ответственного человека любой профессии, тем более педагога. Учитель должен учиться постоянно, потому что перед ним в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога, на основании которых учитель 21 века - это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- тот, кто умеет отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- тот, кто способен организовать рефлексивную деятельность;
- тот, кто обладает высокой степенью профессиональной компетенции.
Самообразование – это непрерывная целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных достижений педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Способность к самообразованию учитель не получает вместе с дипломом вуза. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого педагога, но не в меньшей степени она вырабатывается в процессе работы с источниками информации, путем самоанализа, мониторинга своей деятельности, анализа опыта коллег.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

учителя к самообразованию:

- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Цель самообразования:

1. Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.
2. Овладеть достижениями педагогической науки, современной педагогической практики.
4. Собирать материал, накопленный учителями, создавать собственный дидактический материал.
5. Разрабатывать приёмы стимуляции познавательного интереса.

Задачи:
1. изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
2. изучить опыт педагогов;
3. овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
4. обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Ожидаемые результаты: повысить эффективность уроков, дать учащимся прочные знания, сформировать в каждом ребёнке всесторонне развитую личность.

Сроки реализации: 2015 -2017 г.г.


Актуальность темы:

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно- ориентированного образования. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием интерактивной доски. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации.
Управление обучением с помощью компьютера, интерактивной доски приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.
Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению учебного материала. В обучающих программах используются разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала (в виде таблиц, схем, опорных конспектов) и демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, звука, «оживления» иллюстраций и пр. (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Направления деятельности:

1.Выбор темы и обоснование. Определение целей и задач, этапов работы.
2.Составление плана работы над темой.
3.Составление списка литературы по теме самообразования.
4Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах, изучение Интернет-ресурсов по теме.
5.Работа в сетевых сообществах.
6.Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования интерактивной доски в учебной деятельности.
7.Использование интерактивной доски в своей работе.
8.Создание копилки дидактических материалов для уроков русского языка и литературы с использованием интерактивной доски .
9.Систематизация материалов по теме.
10.Подготовка выступления на заседании МО.
11.Мониторинг педагогической деятельности (анализ результатов успеваемости учащихся).

Этапы
Действия и мероприятия
Сроки реализации

диагностический
Подбор современной литературы по теме самообразования
Сентябрь -
ноябрь 2015-2016

прогностический
1.Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах, изучение Интернет-ресурсов по теме.
В течение 2015-2016 учебного года


2.Посещение уроков коллег и участие в обмене опыта по теме самообразования.


практический
1.Использование интерактивной доски в учебной деятельности.
В течение года
2015-2016
учебного года

Май 2016 г.


Май 2016 г., 2017 г.
2015-2017 г.г.


Май 2015 г., 2017 г.


2.Проведение открытого урока с использованием интерактивной доски для МО.



3.Выступление на ШМО по теме: «Повышение мотивации учащихся через использование интерактивной доски.



4.Систематизация материалов по теме.



5.Создание копилки дидактических материалов для уроков русского языка и литературы с использованием интерактивной доски.



6.Мониторинг педагогической деятельности (анализ результатов успеваемости учащихся).







15