Исследовательская работа: «История восьмилетней школы села Мишкино во временном отрезке с 1952 года по 1973 год»
Министерство образования Республики Башкортостан
Минициальное учреждение «Отдел образования администрации
муниципльного района Мишкинский район Республики Башкортостан»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Мишкино
муниципального района Мишкинский район
Республики Башкортостан
Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Дорогами Отечества»
Номинация: «История образования »
Тема: «История восьмилетней школы села Мишкино во временном отрезке с 1952 года по 1973 год»
Автор: Шамсутдинова Кристина Анатольевна
обучающаяся МБОУ СОШ № 2
с. Мишкино
МР Мишкинский район
9 а класса
Руководитель: Адыева Валерия Викторовна,
учитель истории и культуры Башкортостана,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино, МР Мишкинский район
Мишкино -2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История застыла на страницах…………………………………………5
Глава 2. Чем жил ты, мой ровесник, 60 лет назад?........................................11
Глава 3. Нашли свою дорогу в жизни……………………………………13
Заключение…………………………………………………………………..……15
Литература………………………………………………………………………...17
Приложение
Введение
Время неумолимо идет вперед, оставляя позади радости и печали, великие потрясения и знаменательные события. Но всегда и во все времена одним из важнейших мест для человека была и остается школа. Развитие нашего государства во многом зависит от того, какие знания получают сегодня ученики, от профессиональной деятельности учителя, от работы каждой школы.
История образовательной системы Мишкинского района – обширна и история восьмилетней (изначально – 7-летней) школы села Мишкино занимает в ней достойное место. Этим обусловлена актуальность данного исследования. Важно знать, какой была эта школа, кто работал учителем, кем стали выпускники 8-летней школы, ведь у многих обучающихся МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино родные и близкие обучались в ней: например, там училась моя мама, родная тетя, бывший директор МБОУ СОШ № 2 Исаев А.И., и многие другие, те, которые сейчас и сами работают в образовательной системе района. Нам, важно знать, что изменилось в школьной жизни в течение времени.
Цель работы: проследить историю 8-летней школы в течение времени ее существования во временном отрезке с 1953 года по 1973 год.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
- собрать и изучить краеведческий материал по истории 8-летней школы с. Мишкино;
- обобщить материал по истории восьмилетней школы, собранный в школьном историко-краеведческом музее;
- записать воспоминания ветеранов педагогического труда, проживающих в нашем селе;
- узнать о судьбах выпускников школы.
Объектом исследования является история восьмилетней школы с. Мищкино, а предметом – особенности развития школы в разные периоды её истории.
В силу того, что я впервые взялась за подготовку большого учебного исследования, важной задачей для меня стало развитие умений и навыков исследовательской деятельности.Для достижения поставленных задач мною были использованы различные источники информации (материалы «Истории школы», материалы из архива школы: фотоальбомы, книги приказов, воспоминания выпускников и учителей школы прошлых лет, во-вторых - опросы и беседы с родными и знакомыми – выпускниками разных лет и учителями. При проведении работы мы использовали различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, опрос, интервью.
Исследование, имеет практическую значимость – это вклад в историю образования нашего района.
Достижение цели обуславливали мои предположения о том, что развитие школы на разных этапах её истории закономерно социальным запросам и государственным требованиям к системе образования восьмилетней школы
с. Мишкино. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром моего исследования.
Мы ознакомились с краеведческой литературой, проанализировали сведения о возникновении 8-летней школы (изначально 7-летней школы) с. Мишкино, изучили материал по истории школы в музее МБОУ СОШ № 2. В ходе работы мы систематизировали и обобщили тот материал, который уже был собран, а также пополнили экспозицию музея новыми фотографиями, сведениями, воспоминаниями по истории школы. Мы встретились и побеседовали с бывшими учителями школы, выпускниками школы, а также попросили рассказать о своей педагогической деятельности учителей школы, которые перешли из 8-летней школы в МБОУ СОШ № 2.
Исследование состоит из введения, где отражены цель, задачи и пути решения поставленных задач. 1 глава - «История застыла на страницах». В ней представлены записи о поэтапном становлении образовательной системы школы, ее материальной базы.
В процессе работы были найдены интересные факты, показывающие чем были увлечены и заинтересованы школьники того времени. Это также нашло отражение в исследовании в главе «Чем жил ты, мой ровесник, 60 лет назад?». В ней перечислены главные мероприятия и виды деятельности в школьной жизни, зависевшие от идеологии той эпохи.
В результате исследования мы поняли значение получения хорошего образования, для того чтобы потом выбрать интересную профессию, раскрыть свои способности, найти свое место в жизни. Это было актуально и тогда. Об это мы говорили с выпускниками восьмилетней школы. Их достижения, их мировоззрение, на наш взгляд, во многом зависело от тех, кто дал им образование. Это отражено в главе «Нашли свою дорогу в жизни». Нами было опрошено 8 выпускников восьмилетней школы.
Также работа в заключении содержатся выводы по исследованию. В конце работы представлена библиография, и приложения.
Глава 1. История застыла на страницах…
Свое начало 8-летняя школа берет с 1937 года. Мы же рассмотрим временной отрезок, когда летом 1952 года, была открыта Мишкинская 7-летняя школа. Занятия, как и полагается, начались 1 сентября. Читаем в книге 1 «Жизнь школы»: «…5-е классы занимались в помещении МСШ в 3-ю смену, 2 класса – в здании Мишкинского детского дома и 2 класса - в здании Мишкинского Дома пионеров». В это же время достраивается новое здание школы с 5-ю классными помещениями, учительской, комнатой для уборщиц. (Приложение фото 1) Объединял все комнаты теплый коридор. Школа имеет 7 комплектов – 11 классов.
В начале учебного года в школу пришло 300 учащихся. Во главе с директором Байбулатовым Павлом Ивановичем и завучем Асмаевым Борисом Асмаевичем работает 13 учителей. Старшей пионервожатой Кудалашевой ведется организационная и воспитательная работа». В этом же году начинают действовать и кружки:
- рукодельный, на котором шить, вышивать, вязать девочек учит Нина Михайловна Михайлова. Количество воспитанников составляет 10 человек; (Приложение фото 4)
- азам сценического мастерства и пониманию драматического замысла обучает Паляева Дарья Бикмасовна в драматическом кружке; (Приложение фото 2)
- видимо, благодаря работе фотокружка, и сохранились застывшие моменты 60-летней давности. В нем занимались 11 человек, 6 из них – девочки, руководителем его был Кайниев Матвей Кайниевич; (Приложение фото 3)
- большое внимание в то время, как и сейчас, уделялось физическому воспитанию, спортивный кружок вел Сайранов Егор Сайранович. 1953 – 1954 учебный год начался с того, что было сдано в эксплуатацию второе здание школы, где было 3 классных помещения, дирекция, подсобное помещение, все это объединялось теплым коридором.
Для ребят начали действовать литературный кружок ( руководитель – Асмаев Б.А.), кружок юных физиков (Микин М.М.), , кружок юннатов (руководитель – Ильтуганова О.И).
В течение 2 лет особых изменений в работе школы не было, а в 1957 – 1958 учебном году, с целью политехнического обучения под мастерскую выделяется классная комната площадью 30 кв. метров, где проводились занятия с учениками 5-6 классов. Директором школы является Микин М.М., завучем – Асмаев Б.А., пионервожатой – Владимирова А.Д.
1958 -1959, 1959 – 1960, 1960-1961 учебные годы школа действовала под руководством Сайранова А.П., завучем Паляевой Д.Б., пионерскую работу ведет Бикмурзина Н.К.
1962- 1963 учебный год ознаменовался сменой руководства: директором школы стал Мадияров Андрей Михайлович, а Сайранов Алексей Павлович стал завучем. Также сменилась и пионервожатая, теперь работа с детьми легла на плечи Измариевой И.К.
Начинают действовать географический (руководитель – Пашкин М.П.), столярно-слесарский (руководитель – Петров А.З.)кружки.
С 1 января 1963 года Мишкинский район соединяется с Бирским, и в связи с этим здания Райфинотдела и сельского совета отдают школе, и там начинают заниматься 1 и 2 классы.
1962-1963 учебный год был очень плодотворным не только для жизни школы, но и для ее материального обеспечения.
Мастерская пополнилась двумя токарными станками, классные помещения – наглядными пособиями на 700 рублей, звуковой киноаппарат, мотопилу «Дружбу». Как и сейчас, учащиеся активно принимали участие в ремонте школы, обеспечили ее на 2 года вперед дровами, прорыли траншею -110 метров и провели водопровод к школе. Кроме того, ученики в то время оказывали помощь совхозу (ухаживали за свеклой – 3 га, убирали картофель, выкапывая его сами, – 13 га, убирали солому – 40 га). Благодаря своему участию в общественно-полезном труде и производственной практике коллектив заработал 900 рублей, и на эту сумму было приобретено пианино, трансформатор к телевизору и т.д.
В те годы ученики занимались сбором металлолома, макулатуры, золы, желудей, и даже куриного помета. В тот далекий 1964 год ученики посадили 2500 корней декоративных деревьев, 30 корней плодоягодных, 3000 корней виктории. Как и мы, ученики того времени заботились о птицах – было изготовлено 425 скворечников.
Этот учебный год прошел под девизом «За класс без текущего ремонта» и «Один за всех, все за одного», и принес свои результаты: успеваемость составила 86 % и не было выявлено ни одного случая нарушения дисциплины.
Все, что было достигнуто за год, было отражено в выступлении учащихся на празднике урожая, который становится традиционным. На этом празднике принимались новые социалистические обязательства, которые нужно было реализовать за год. Этот год прошел в соревновательном духе (что было характерно для тех лет) с 8-летней школой д. Акбулатово. При подведении итогов представители школ ездили друг к другу, сообщали о результатах своих школ и дарили подарки. В том году подарком стал портрет генерального секретаря
Н.С. Хрущева.
Кроме полезных дел для школы, совхоза, ученики в мастерской делали подарки для ребят из детских садов: детские стульчики, столы, фанерные лопаты. В школе начинает действовать кружок пианистов, который ведет Микин М.М. (Возможно с этого момента появляется замысел организации Детской школы искусств?)
Начинает действовать туристическое направление в воспитании ребят
1964 -1965 учебный год. Читаем в книге 1 «Жизнь школы»: «3 октября в 9 часов все ученики построены во дворе, сдают рапорты, выносят знамена, выступает директор школы, колона со знаменами, горнами, флажками идет на стадион, где проводится спортивный праздник». Соревнования по бегу, прыжки в длину, метание гранат, велогонки – вот что ждало пришедших на это мероприятие.
В этот же день празднуется День Урожая, где присутствуют делегаты с Акбулатовской школы. Дружба между учениками и педагогами двух школ крепнет с каждым годом. В окончании праздника все садятся за стол, сервированный из продуктов, полученных из продуктов с пришкольного участка. В этом же году школа радиофицируется.
Регулярно, по средам проводятся заседания комсомольского комитета и совета дружины по поводу неуспеваемости и нарушений дисциплины отдельных учеников. В результате обсуждений определялись способы воздействия на этих учеников с целью их перевоспитания в лучшую сторону.
В этом же году создается ансамбль песни и танца (который насчитывает 68 человек) под руководством Геннадия Бикмурзина. Ребята выступают перед родителями, перед участниками научно-практической конференции учителей, перед жителями деревень Ирсаево и Акбулатово.
В 1965 – 1966 учебном году директором становится Аймурзин Василий Аймурзинович, завучем так же остается Сайранов Алексей Сайранович. Начинает свою работу краеведческий кружок под руководством Пашкина М.П. К общей радости ребят начинает работать кино-теле-радио кружок под руководством Бикмрзина Г.К. В 1 день сентября в школу приходит бывший директор школы, ныне заведующий РОНО А. Мадияров.
День Урожая ребята справили с дополнением выставки, на которой показали «чудеса огорода»: картофель весом 1,1 кг, крупную репу и т.д.
В этом же году в школе создается спортивный комитет, в состав которого входят 11 человек (лучшие спортсмены школы – Никитин Г., Имаев У., Шаркаев П., Яныбаева Н., Калиева Л., Апкаликов В., Шуматов А., Мандиева С., Байдимиров П., Ишалин А.,), а в каждом классе избираются физорги по 2 человека.
В октябре закупается спортинвентарь – лыжи для занятий на уроках и отдельно – для тренировок. Создается лыжная секция, где ребята разделяются на 2 группы: старшую и младшую. Эти преобразования дают хорошие результаты: в январе 1966 года девичья и юношеская команды занимают в городе Бирске в финальных соревнованиях второе и третье места соответственно. В этом же году команда школы принимает активное участие в I районной зимней спартакиаде, проводимой РС ДСО «Урожай», где занимает I место. Команда стрелков занимает II место, шашисты так же становятся призерами – II место. В упорном соперничестве с командой Мишкинской средней школы представители восьмилетки выигрывают, и им вручается переходящий приз и вымпел РОНО. Ученики школы Никитин Г., Баязитова Л., Имакаева Т. стали чемпионами района, награждены чемпионской лентой.
В этом же году создается радиокомитет, в составе которого находятся такие активисты, как Ильина Л., Алиева Р., Ильтубаева Л., Казакова. Байметова Д. и Ибатова, которые в течение года были и редакторами, и дикторами школьного радио.
В школе проводятся различные вечера каждую пятницу, что позволяет ненавязчиво расширять кругозор и знания ребят. Например, на вечере, темой которого стала: «Культура поведения советских школьников» школьники знакомились с правилами поведения в школе и дома, на улице и общественных местах, в гостях и за столом, с культурой речи, о культуре одежды.
В этом же году к школьной мастерской пристраивают еще один класс, работает географическая площадка.
Можно сказать, что уже в то время педагоги начинают применять методы исследовательской и даже проектной деятельности в обучении и воспитании детей. В 1966 году в республике проводится военно-спортивная игра «Алый вымпел». Перед учениками Мишкинской восьмилетней школы стоят следующие задачи: разыскать участников революций и гражданской войны, записать рассказы, о легендарных годах, найти героев, получивших медали и ордена, первого шофера, комбайнера, тракториста с. Мишкино, деревень Старо- и Ново-Васькино, У-Нур, узнать, кто ушел добровольцем на фронт, за что получили медаль и орден, а также бойцов Башкирской кавалерийской дивизии в годы ВОВ. После обсуждения на пионерском и комсомольских активах, на общешкольном построении и внутри учительского коллектива, было решено работать поэтапно. Были составлены группы разведчиков, стрелков, лыжников и корреспондентов. Ребята вели поиски под руководством начальника штаба, которым был избран Аймурзин В.А., директор школы. Работа дала свои результаты:
- первым орденоносцем села Мишкино и Мишкинского района является Алтынбаев В.А.
- первые механизаторы района: Сайпушев Александр, Багишев Яныш, Яшпаев Алкеч, Кутлуметов Дмитрий, Ралаяев Саляй, Яниев Яныш, Русинов Михаил.
1966 -1967 учебный год. Ежегодная уборка картофеля – помощь совхозу, традиционный праздник Урожая, создается клуб «Наш Ленинский комсомол», на занятиях которого рассказывается о возникновении комсомола, его функции, целях и задачах этого движения. Продолжается военно-спортивная игра «Алый вымпел», восьмилетняя школа с. Мишкино внесена в Книгу Почета республиканской пионерской организации имени Ленина. Редколлегия школы выпускает по этому замечательному поводу стенгазету.
17 февраля проводятся финальные лыжные соревнования на первенство восьмилетних школ района, в результате которых переходящий кубок района остается в восьмилетней Мишкинской школе.
В этом же году школа включается во всесоюзную военно-спортивную игру «Зарница», объявленную редакцией газеты «Пионерская правда» и Центральным Советом Всесоюзной Пионерской организацией им. В.И. Ленина. В связи с этим формируются батальоны из учащихся 5-8 классов, организовано 8 отрядов в составе 160 человек, каждому юноармейцу определена специальность, определены знаки различия и эмблемы воинских специальностей, избраны командиры и замполиты. Начинается изготовление «пушек», «минометов», «автоматов». Составлен план занятий, которые ведет старший лейтенант запаса, учитель школы Микин М.М. Выпущена школьная газета, посвященная этой игре.
Один из этапов этой игры носит название «Солдатское письмо». Ученики школы пишут письма солдатам, служащим в Советской Армии, те отвечают им. 22 февраля проводится парад проверки готовности отрядов батальона. Играет духовой оркестр школы. 26 февраля в 10 часов утра объявляется начало военно-спортивной игры «Зарница». Командиры проверяют военную форму солдат, докладывают о готовности к маршу на место боевой операции. Готовы оборонительные сооружения. В 11.00. по двукратному выстрелу из ружья командиром батальона дается сигнал к началу игры. Первыми действуют разведчики, одетые в белые халаты, за ними выдвигаются связисты, которые при помощи флажного семафора передают донесения командиру. Далее выдвигаются стрелки, забрасывают гранатами огневые точки противника, санитары оказывают раненым помощь. Разведчики проводят разминирование поля, идет захват территории противника. За время ведения боев повара готовят отличный обед, корреспонденты успевают выпустить 7 боевых листков. На следующий день ученики пишут сочинения-миниатюры на тему «Красный флаг над крепостью».
В конце марта ученики восьмилетней школы в количестве 10 человек принимают участие в республиканском смотре художественной самодеятельности, где ими представлены румынский и мексиканские танцы.
22 апреля – день рождения великого вождя, и школа к этому дню готовится основательно. Проведен конкурс на лучшего чтеца и декламатора, состоялись ленинские чтения, подготовили венок. 22 апреля колонна с красиво оформленными портретами, с цветами, движется к памятнику Ленина, где проводится митинг. Духовой оркестр школы играет марш. Старшим пионерам в конце митинга вручаются комсомольские билеты. Вечером проводится сбор дружины, где 40 октябрят вступают в пионеры.
Ближе к 9 мая проводится военно-спортивная игра «Встречный бой» по правилам «Зарницы».
В конце мая проводится районный слет туристов, где за лучшие номера на смотре художественной самодеятельности школе присуждается 1 место. В записях впервые появляется запись о «Последнем звонке». Звучат поздравления от директора школы, первоклассники вручают букеты восьмиклассникам.
Конец года отметили дружным походом 29 мая в Инчур. По дороге ребята удили рыбу, девочки кипятили чай, варили уху.
1967-1968 учебный год. Читаем в книге 1 «Жизнь школы»Под звуки духового школьного оркестра первоклассники идут на линейку, где их и остальных учеников поздравляет секретарь РК партии А.Н. Кидалашев. Сентябрь этого года насыщен для ребят: копка картофеля, выступление с концертом перед учителями района на дне Учителя, посадка деревьев и кустарников…
9 декабря состоялась первая в истории школы встреча КВН.
Новый год проводится в соответствии с идеологией того времени: с героями интермедии ребята переносятся в 1917 год, побывали на стройке Комсомольска-на-Амуре, уходили на ВОВ. Елочка зажигается со словами «Ленин, Мир и Коммунизм, елка зажглась!». Вручаются призы за костюмы (мушкетеры, юный друг природы, царевна-лебедь, Красная шапочка, украинка). В январе проводится вечер, посвященный 50-летию марийского поэта Миклая Казакова, подготовленный его учениками, членами кружка марийского языка.
2 февраля проводятся очередные встречи КВН. 14 февраля на районных соревнованиях по лыжам восьмилетняя Мишкинская школа занимает I место, команде вручается переходящий Кубок района и Кубок РК ВЛКСМ в честь 50-летия Ленинского комсомола. 21 февраля впервые в истории школы проводится Слет мальчишек, где демонстрируются умения петь строевые песни, на быстрое построение, меткой стрельбы, переправки. 23 февраля ребята провели вечер, посвященный 50-летию Советским Вооруженным Силам. 19 мая в РДК с. Мишкино состоялся смотр художественной самодеятельности, где ученики восьмилетки заняли 1 место среди восьмилетних школ.
С 1968 по 1972 учебный года директором школы является Сайранов Александр Павлович. Читая газетную вырезку, можно отметить, что начинается работа со стороны педагогов с родителями на темы возрастных особенностей учащихся 1- 2 классов, физического воспитания в семье...
Учителя посещают Дом Союзов в Уфе. Традиционно проводится игра «Зарница», спортивные мероприятия, на пришкольном участке ведется работа, осенью идет копка картофеля, заготовка дров, помощь совхоз «Заря»: заготовка веточного корма, сена. Ребята заасфальтировали дорожки в школьном дворе.
Уже в 71 году большое внимание обращается на профориентационную работу. Основной упор идет на работы сельскохозяйственной направленности. Азы прививаются детям в процессе работы на приусадебном участке школы. Ребята выращивали картофель, занимались селекционированием, садоводством, и другими делами, связанными, так или иначе, с сельским хозяйством. Многие выпускники школы работают тут же. в районе – трактористами. Механизаторами, комбайнерами. Девочки пошли работать доярками, и это радовало их учителей. Ведь их воспитанники несли пользу родному району. В планах педколлектива школы и учащихся превратить сад школы в дендрарий.
Совхоз «Заря» в благодарность за постоянную помощь, оказываемую учениками, дарит школе радиолу и гармонь.
1972 – 1973 учебный год – юбилейный, ведь школе – 20 лет. Директором школы становится Мадияров А.М. Юбилей школы справляют 9-го сентября 1972 года на площадке пред школой. Но торжество приходят гости с подарками. Поздравляет первым юбиляров заведующий РОНО Александров А.А. Далее следуют красивые лова, добрые пожелания от завкультпросветотделом Изергиной М.Н., директора Мишкинской средней школы Кугубаева С.Я., заведующего домом Пионеров Изиляева Э.И.. заведующей кафедрой Бирского пединститутам С.Янгировой.
Год прошел так же, как и остальные, сбор картофеля, помощь совхозу, празднование Нового года, «Зарница»…
В процессе изучения мы пронаблюдали этапы становления образовательной системы школы, внеурочное деятельности педагогов и учеников, а также постепенное улучшении материальной базы, благодаря стараниям и педагогического коллектива, и школьников, и, как бы сейчас назвали - социальных партнеров, организаций, кому оказывалось посильная помощь. Можно сделать ввод, что образование играет важную роль в жизни страны и в судьбе каждого человека. Благодаря стараниям педагогов и учеников, (ремонт школы, заготовка дров, проведение водопровода, посадка деревьев, оказание помощи совхозу), а также помощи школ района, школа, изначально действовавшая в одном здании, где не было необходимого инвентаря, за 36 лет достигла отличных результатов, как в оснащении материально базы, так и, что особенно важно, в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Глава 2. Чем жил ты, мой ровесник, 60 лет назад?
Специальная тетрадь, сохранившая записи об истории жизни школы, сделанные каллиграфическим почерком, пожелтевшие фотографии и вырезки из газет – это своеобразный портал, при помощи которого я перемещаюсь во времени и узнаю, чем занимались тогда мои ровесники.
Хотелось бы остановить свое внимание на идеологии и видах деятельности, которыми в далекие 60-е годы занимались подростки.
В самой школе проводились различные тематические вечера, которые можно разделить на две группы: предметные и тематические (приуроченные к различным праздничным датам).
Участвовали в различного рода районных спортивных мероприятиях. И в школе, и в районе часто проводились дни физкультурника, открывали спортивный сезон – это были большие и радостные для ребят праздники.
Было традиционным проведение пионерских костров, которые обычно были приурочены к каким-либо значимым датам: день рождения В.И. Ленина. На костры собирались лучшие пионеры района. Лучшему из лучших предоставлялось почетное право зажечь костер, вносилось красное пионерское знамя. Лучшим отрядам присваивались звания «Отряд – спутник семилетки» (школы тогда были - семилетние). Октябрята в торжественной обстановке принимались в пионеры, а лучшим пионерам вручались комсомольские билеты. В конце мероприятия ребята смотрели концерт и патриотические фильмы.
Кроме пионерских костров, проводились пионерские слеты, проводились они в кинотеатре «Мир» (старое здание кинотеатра). Лучшие представители своих дружин, а они были в каждой школе, рапортовали о том, как были достигнуты поставленные цели, к чему они будут стремиться в новом учебном году. По данным результатов определялась лучшая дружина в районе и ей вручался вымпел районной пионерской организации.
Одним из важнейших событий в жизни каждого подростка в то время был прием в пионеры. (Приложение фото 5) Идеалом человека был вождь мирового пролетариата, идеолог социализма – Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Дата его рождения была очень важной для всех живущих в Советском Союзе. В день рождения Ильича обычно принимали в пионеры. Пионервожатая повязывает галстуки, ребята дают клятву о том, что будут лучшими из лучших. В эти дни организовываются ленинские чтения и вечера, концерты, готовятся стенгазеты, рассказывающие о жизни великого вождя.
Не мене важным событием в жизни юношей и девушек было вступление в ряды комсомольцев. Этому предшествовала большая работа над собой. Читаем: «… завершить учебный год со стопроцентной успеваемостью, завоевать классу высокое звание коммунистического – такую задачу поставили перед собой восьмиклассники Мишкинской восьмилетней школы».
В самих школы было обязательным проведение сборов пионерской дружины. Обычно директор школы, завучи, пионервожатая читали доклад на ту тему, к которой сбор был приурочен, ученики представляли стенгазеты, организовывали концерт. Заканчивалось мероприятие играми и танцами.
Активное участие принимали дети в сборе макулатуры, черного и цветного металлов, о чем впоследствии также печаталось в районной газете: кто собрал больше, ставился в пример другим. Помимо прочего проводился сбор золы для удобрения и для птицеферм района.
В селе Мишкино находился и агитпункт, где взрослые представители школ читали доклады, либо вели беседу на определенную тему, а дети показывали концертные номера.
Кроме того, каждый класс представлял собою и отряд, который оказывал помощь пожилым людям: выкапывали картофель, чистили снег, пилили и рубили дрова, носили воду. Иногда дети оказывали помощь и друг другу в выкапывании картофеля.
Большую популярность у ребят имеет Всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница». Эта игра имеет несколько этапов. 1 – подготовительный. Судя по
записям, сначала идет подготовка: формируются батальоны из учащихся, организуются отряды, каждому юноармейцу определяется специальность, знаки различия и эмблемы воинских специальностей, избираются командиры и замполиты. Начинается изготовление «пушек», «минометов», «автоматов». Составляется план занятий, которые ведут бывшие военнослужащие. Выпускается школьная газета, посвященная этой игре. Проводится парад проверки готовности отрядов батальона, а через несколько дней – объявляется начало игры, где все ведется по правилам военной стратегии.
При праздновании памятных дат проводятся различные митинги и демонстрации, где принимают участие и педагоги, и ученики (22 апреля, 1 мая, 9 мая).
Да, конечно, нам, нынешним ученикам, сложно понять идеологию того времени, когда даже при зажжении новогодней елки дети кричали не просто: «Елочка, зажгись!», а «Ленин, Мир и Коммунизм, елка зажглась!». Да, нам трудно понять то, что когда-то проведение новогодних утренников было под запретом, что каждый год 22 апреля ребята шли к памятнику В.И. Ульянова, и клялись его именем быть достойными гражданами страны. Нам многое сложно понять.
Регулярно на страницах районной газеты «Дружба» появляются статьи о том, чем занимаются школьники, педагоги, какую они оказывают помощь.
Но в те далекие годы было и много хорошего. Мне импонирует девиз «Один за всех, все за одного» - когда ребята, учившиеся хорошо, помогали тем, кто не успевал. Когда вместе, дружно заготавливали корма для животных. Когда играли в военно-спортивную игру «Зарница», и цели у нее были – осуществить поиск тех, кто внес свой вклад в историю района.
Конечно, у нас много общего с теми, кто учился более полувека тому назад: это и ремонт классов, и работа на приусадебном участке, и общественно-полезный труд, и веселье в проведении праздников, и участие в спортивных мероприятиях школы и района, в смотрах художественной самодеятельности, в стремлении быть первыми в учебе…
Таким образом, все мероприятия, игры, пионерские дела, организуемые педагогами в соответствии запросами системы образования и государства, были направлены на то, чтобы воспитать достойного гражданина Советской страны, готового в любой момент оказать помощь другому человеку, встать на защиту Родины.
Глава 3. Нашли свою дорогу в жизни…
(Выпускники 8-летней школы)
Учителя восьмилетней школы выпустили в жизнь многих. Мне бы хотелось перечислить некоторых из них, приносящих пользу району и республике.
Апкаликов Виктор Васильевич.
Окончил школу в 1996 году в данный момент, находится на заслуженном отдыхе, работал начальником Финансового управления муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан.
Шамсутдинова Зинаида Анатольевна.
Окончила школу в 1981 году, в данный момент работает заместителем Главы Администрции по финансовым вопросам - начальником Финансового управления.
Ахмадеева Нина Анатольевна.
Окончила школу в 1979году, в данный момент работает режиссером народного театра Районного Дворца культуры села Мишкино.
Русинов Виль Леонидович.
Окончил школу в 1983 году, в данный момент работает заместителем начальника ОВД.
Аспаева Нина Макаровна.
Окончила школу в 1981 году, работает методистом Отдела образования муниципального района Мишкинский район.
Мурзанаева Алина Семеновна.
Окончила школу в 1975 году, работает учителем начальных классов в МБОУСОШ №2.
Мурзанаева Алина Семеновна: «Коллектив учителей был, слаженный старались давать знания углубленно. К учащимся относились с уважением, школу посещали ребята из Мишкино, Старо-Васькино, Ново-Васькино, Старо
-Акбулатово. Школа отличалась от других школ тем, что здесь очень богатый и красиво оформленный учебно-опытный участок. Было много разных видов цветов, за которыми ухаживали сами ученики. С урожаем были на выставке ВДНХ г. Москвы. В школе было всегда чисто и уютно. Активно велась комсомольская и пионерская работа. Учителя ставили различные спектакли, концерты и выезжали по населенным пунктам. Было организованно сбор макулатуры, металлолома. Все классы старались собрать как можно больше и заработать деньги. На выручку выезжали в цирк в город Уфа.
В этой школе работали опытные, творческие учителя. Выпускники школы выбрали разные профессии и стали отличными профессионалами своего дела. Среди них: Исаев А.И, Шамсутдинова З.А и другие.
А сама я призер районного конкурса «Учитель-2009г.», победитель всероссийского конкурса Лучший учителей Российской Федерации, награждена знаком «Отличник образования Республики Башкортостан», Почетной Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации».
Парсаева Галина Яковлевна, учитель восьмилетней школы, перешедшая в СОШ № 2: « Я работала 1987-1988 учебном году завучем, учителем немецкого языка, изо, географии. В школе работало много опытных учителей. Интересные, методически грамотно построенные уроки были у Исламовой Зинаиды Михайловны (ее очень любили дети). Интересно проводили вечера, ребята сами составляли сценарии, репетировали и к урокам готовились старательно. Часто ходили учителя в клуб деревни Старо-Васькино, проводили концерты родителям, они были очень довольны. Работать было интересно».
Исаев Анатолий Исаевич.Окончил школу в 1961 году. В 1961-1965 годах учится в Благовещенском педагогическом училище, заканчивает его с отличием. Послужной список А.И. Исаева – велик. В 2005 году назначен на должность директора школы № 2 с. Мишкино. Почетный работник общего образования РФ, 5 Почетных грамот Министерства образования РБ и мн.др.
Таким образом, в процессе исследования, мы выяснили, что получение хорошего образования – необходимо и важно, для того чтобы потом выбрать интересную профессию, раскрыть интересную профессию, раскрыть свои способности, найти свое место в жизни. Учителя всегда, и тогда, и сейчас, старались и стараются поддерживать учеников, дать им прочные знания, воспитать в них ответственность, трудолюбие, патриотизм.
И судя по выпускникам восьмилетней школы, полной мере удавалось педагогам этой школы.
Заключение
Изучение истории восьмилетней школы помогло нам больше узнать о наших односельчанах, об учителях, работавших в школе в разные годы, о том, кем стали выпускники школы. Нам было очень интересно послушать бывших учеников школы, которые вспоминали о своих школьных учителях, одноклассниках, хотя прошло уже много лет после окончания школы.
Целью нашего исследования было проследить развитие восьмилетней школы, а также знать, чем занимались наши ровесники в те непростые, далекие годы, что интересовало их, что было для них стимулом к активной жизни и хорошей учебе. Достижение цели обуславливали мои предположения о том, что развитие школы на разных этапах её истории закономерно социальным запросам и государственным требованиям к системе образования восьмилетней школы с. Мишкино. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром моего исследования.
Для осуществления этой цели и решения поставленных задач мы обратились к учителям школы, к ветеранам педагогического труда, к выпускникам школы, изучили краеведческий материал в школьном музее. Мы поняли, что эта тема очень интересная, что историю школы создаем и мы, что от нас будет зависеть сохранение ее традиций.
Да, конечно, нам, нынешним ученикам, сложно понять идеологию того времени, когда даже при зажжении новогодней елки дети кричали не просто: «Елочка, зажгись!», а «Ленин, Мир и Коммунизм, елка зажглась!». Да, нам трудно понять то, что когда-то проведение новогодних утренников было под запретом, что каждый год 22 апреля ребята шли к памятнику В.И. Ульянова, и клялись его именем быть достойными гражданами страны. Нам многое сложно понять.
Но в те далекие годы было много хорошего. Мне импонирует девиз «Один за всех, все за одного» - когда ребята, учившиеся хорошо, помогали тем, кто не успевал. Когда вместе, дружно заготавливали корма для животных. Когда играли в военно-спортивную игру «Зарница».
Конечно, у нас много общего с теми, кто учился более полувека тому назад: это и ремонт классов, и работа на приусадебном участке, и общественно-полезный труд, и веселье в проведении праздников, и участие в спортивных мероприятиях школы и района, в смотрах художественной самодеятельности, в стремлении быть первыми в учебе…
В результате исследования мы убедились в том, что развитие школы на разных этапах её истории закономерно социальным запросам и государственным требованиям к системе образования государства. В то время было важно не только дать знания, но и воспитать гражданина, для которого на первом плане стояли бы не личные цели, а интересы общества. Этим и обуславливается идеология той эпохи. В пример подрастающему поколению ставили Ленина, простых граждан, внесших вклад в историю страны и района. С этой же целью проводились различного рода мероприятия: собрания, слеты, сборы, и т. д. То есть, и в процессе обучения, и в процессе воспитания были свои особенности, основанные на запросах государства.
Также мы поняли значение получения хорошего образования, для того чтобы потом выбрать интересную профессию, раскрыть свои способности, найти свое место в жизни. Учителя всегда, и тогда, и сейчас, старались и стараются поддерживать учеников, дать им прочные знания, воспитать в них ответственность, трудолюбие, патриотизм. Современная школа, конечно, отличается от той, которая была раньше, даже десять лет тому назад. В ней появились компьютеры, Интернет, изменились учебные программы. Но все это не меняет главного: школа - это тот мир, в котором формируется будущее.
И то, что присуще нашей МБОУ СОШ № 2, движение вперед, учеба на высоком уровне, идет из далеких 40-х, 50-х, 60-х годов. Связующим мостиком является призыв, который актуален и сейчас – «Учиться, учиться и учиться!» - ведь без знаний нет прогресса ни в духовном, ни в материальном плане.
Данная работа, на наш взгляд имеет практическую значимость, ведь этот вклад в историю системы образования Мишкинского района. Тема изучения истории восьмилетней школы достаточно обширна и не представляется возможным вместить всю информацию в рамки исследовательской работы. Поэтому мы с одноклассниками осуществляем проект на тему «Жизнь восьмилетней школы с. Мишкино ». Я являюсь участницей этого проекта.
Библиография.
Летопись «Жизнь школы» книга 1 (1952-1968)
Летопись «Жизнь школы» книга 2 (1968-1974)
Фотоматериалы школьного архива.
Фотоматериалы учителей – ветеранов.
Статьи районной газеты «Дружба» за период 1952 – 1963 го