Методическая разработка семинарского занятия

Министерство здравоохранения Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Нижнекамский медицинский колледж»



Г.И. Валиева

Методическая разработка
семинарского занятия
«Остеология. Миология»














2016 г. План-конспект урока

Преподаватель Валиева Гульфия Ибрагимовна
Дисциплина: «Анатомия и физиология человека»
Тема: «Остеология. Миология»
Форма проведения: семинарское занятие
Тип урока: урок - конкурс
Методическая цель: демонстрация методических приёмов активизации познавательной деятельности студентов во время проведения семинарского занятия
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- мультимедийная презентация;
- муляжи костей;
- скелет;
- оценочный лист;
- сигнальные карточки.
Цели урока:
1.Образовательные:
Способствовать прочному усвоению знаний по теме урока. Обобщить, углубить знания студентов, полученных на теоретических и практических занятиях по теме: «Остеология. Миология».
2. Развивающие:
Формировать умения общаться, анализировать, делать выводы. Способствовать развитию логического мышления. Способствовать формированию профессиональных компетенций.
3. Воспитательные:
Привить навыки коллективного труда, чувство ответственности, взаимопонимания, взаимовыручки.


Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)

1.
Организационный момент,
включающий:
постановку цели, которая
должна быть достигнута
студентами на данном этапе
урока (что должно быть
сделано обучающимися, чтобы их
дальнейшая работа на уроке
была эффективной)
определение целей и задач,
которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов
организации работы студентов
на начальном этапе урока,
настроя студентов на учебную
деятельность, предмет и тему
урока.

Организационный момент.
Цель: создание благоприятной психологической атмосферы.
Метод: беседа.
Преподаватель:
1) Приветствие, проверка готовности к уроку.
2) Сообщение темы, цели и плана урока.
Добрый день, уважаемые студенты. На теоретических и практических занятиях вы получили необходимый объём знаний по разделу «Опорно-двигательная система». Цель занятия - закрепление полученных знаний и подведение итогов по теме «Остеология. Миология».
Урок будет проведен в виде конкурса.
Занятие будет проходить по следующему плану (записан на доске):
- Организационный момент (выбрать жюри и сформировать команды);
- I этап – конкурс «Что это такое»;
- II этап – конкурс «Блиц - турнир»;
- III этап – конкурс «Фразеологическая анатомия»;
- IV этап – конкурс «Составить меню»;
- V этап – конкурс «Физкультминутка»;
- VI этап – конкурс «Найди ошибку»;
- VII этап – конкурс «Решение задач»;
- VIII этап – конкурс «Эрудит»;
- Подведение итогов;
- Домашнее задание.
Для каждого конкурсного задания отведено определенное время, следить за которым будет наш Хранитель Времени (выбирается один из преподавателей).
Далее нам необходимо выбрать жюри и подгруппе студентов разделится на две команды, и придумать названия своим командам.
А в качестве жюри предлагаю выбрать наших уважаемых гостей – преподавателей.
Надеюсь, что наш урок будет результативным. Вы получите знания, которые необходимы для изучения клинических дисциплин. Желаю вам плодотворной работы на уроке.
Студенты подготавливаются к работе.

2.
Повторение пройденного материала, обобщение и систематизация знаний (конкурс)
определение целей, которые
преподаватель ставит перед
студентами на данном этапе
урока (какой результат должен
быть достигнут обучающимися);
определение целей и задач,
которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов,
способствующих решению
поставленных целей и задач;
описание критериев
достижения целей и задач
данного этапа урока;
описание методов
организации совместной
деятельности обучающихся с
учетом особенностей группы,
с которым работает педагог;
описание методов
мотивирования
(стимулирования) учебной
активности учащихся в ходе
опроса;
описание методов и
критериев оценивания ответов студентов в ходе опроса.
1.Повторение пройденного материала, обобщение и систематизация знаний.
Цель: выявить качество и уровень овладения знаниями по теме «Остеология. Миология».
Методы: устный опрос, работа с презентацией, обсуждение, коллективная работа.
Преподаватель
Мы начинаем наш конкурс.
Ребята перед вами карта острова (далее о.) «Скелет». Ваша задача дойти до замка о. «Скелет» и открыть двери замка. Победителем будет та команда, которая наберет набольшее количество ключей.
Ключи спрятаны в определенных местах, обозначенных цифрами на карте о. «Скелет», но ключи вы получите, выполнив ряд заданий.
Студенты выполняют предложенные задания.

I этап – конкурс «Что это такое?»
Преподаватель к доске выходит студент, садится на стул, лицом к группе, спиной к доске. На слайде написано название кости. Студенты, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.
1 команда – тазовая кость. 2 команда – клиновидная кость.
Команды зарабатывают по одному ключу за правильный ответ.

II этап – конкурс «Блиц - турнир»
Преподаватель командам задаются вопросы:
Как называется учение о костях?
Костная ткань, пронизанная мелкими отверстиями.
Можно ли по костям определить занимался человек спортом или нет?
Как называется подвижное соединение костей?
Как называется структурная единица кости?
Какое вещество обеспечивает кости эластичность?
Как называется соединение костей при помощи костной ткани?
Перечислите воздухоносные кости.
Студенты выполняют задание. Ключ получает та команда, которая ответит правильно на наибольшее количество вопросов.
III этап – конкурс «Фразеологическая анатомия»
Преподаватель вставить названия частей тела в известные фразеологизмы:
Жить богато – на широкую ногу.
Выздороветь; стать самостоятельным – встать на ноги.
Заставить сдаться, покорится – поставить на колени.
Обратится в бегство – показать пятки.
Догнать, настигать кого- нибудь – наступать на пятки.
О том, кому не терпится подраться, руки чешутся.
Про человека могучего телосложения – косая сажень в плечах.
Обрести уверенность в себе – расправить плечи.
Помочь кому-нибудь – подставить плечо.

·Досадовать по поводу собственной ошибки – кусать локти.
Победить кого-либо в споре, соревновании – положить на обе лопатки.
Заявить о чем-либо со всей решимостью – поставить вопрос ребром.
Студенты выполняют задание
Ключ получает та команда, которая ответит правильно на наибольшее количество вопросов.
IV этап – конкурс «Составить меню»
Преподаватель для поддержания мышечной активности организма необходимо употреблять в пищу ежедневно определённые продукты питания. Командам предлагается перечень продуктов, из которых необходимо составить меню.
Предлагаемые продукты: мясо, мука, картофель, яйца, макаронные изделия, молоко, творог, сыр, огурцы, томаты, сливочное масло, растительное масло, сахар, рыба, яблоко, капуста.
Студенты выполняют задание
Ключ получает та команда, которая предложит правильный набор продуктов.
V этап – конкурс «Физкультминутка»
Преподаватель предлагает составить комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета.
Л.Н.Толстой писал: «При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звёзды какие-то, и ночь проводится без сна».
Студенты выполняют задание
Ключ получает та команда, которая составит более полный комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета.

VI этап – конкурс «Найди ошибку»
Преподаватель команды получают задания составить перечень слов характеризующие какой-либо отдел скелета человека с небольшими неточностями. Далее команды обмениваются заданиями и находят ошибки.
Студенты выполняют задание
Ключ получает та команда, которая найдёт наибольшее количество ошибок.
VII этап – конкурс «Решение задач»
Преподаватель командам предлагается решение ситуационных задач.

Задача 1.Почему безопаснее выполнять плевральные пункции стенки грудной клетки по верхнему краю ребра, а не по нижнему?
Ответ: Внутриплевральные пункции стенки грудной клетки следует выполнять только по верхнему краю ребра, чтобы не повредить проходящие вдоль нижнего края в борозде ребра межрёберные сосуды и нервы.
Задача 2. Какая анатомическая особенность первой пары ребер препятствует хорошей вентиляции верхушек легких и создаёт благоприятные условия для развития воспалительных процессов именно в верхушках лёгких?
Ответ: Первая пара рёбер соединяется с грудиной не при помощи грудино-рёберного сустава, а только с помощью синхондроза. Поэтому первое ребро при дыхании малоподвижно, а вентиляция верхушки лёгких при дыхании минимальна. Это и создаёт благоприятные условия для развития воспалительных процессов.

Задача 3. Водитель автомашины-самосвала,27 лет, во время прокручивания зимой коленчатого вала двигателя перед его запуском получил удар заводной рукояткой по нижней трети правого предплечья. Сразу же после травмы появились резкая боль, ограничение движений в лучезапястном суставе, деформация нижней трети правого предплечья, видимая на глаз. Что можно заподозрить у данного больного и что следует сделать для уточнения диагноза и лечения? Ответ: У водителя автомашины – самосвала следует заподозрить профессиональную травму – перелом лучевой кости в типичном месте. Обычно он проходит на 2-3 см выше запястья. Для уточнения характера перелома и лечения необходима рентгенография в двух проекциях. Задача 4.Женщина, 67 лет, спускалась по ступенькам лестницы, оступилась и упала на область большого вертела правой бедренной кости. Сразу же была доставлена в травматологический пункт. При осмотре дежурным врачом в приемном отделении больная отмечает боль в области правого тазобедренного сустава, нога ротирована (повернута) кнаружи, укорочена. Больная не может поднять вытянутую ногу (симптом прилипшей пятки), пассивные движения в тазобедренном суставе резко болезненны и ограниченны. Отмечаются отек и гематома в области тазобедренного сустава. Ваше мнение о диагнозе и лечении. Ответ: У женщины – пенсионерки по механизму травмы, вероятно, имеется закрытый медиальный перелом шейки правой бедренной кости со смещением отломков. Особенность этого перелома заключается в том, что нарушение кровоснабжения головки приводит к ее некрозу. Этот перелом практически не срастается. Необходимо рентгенологическое исследование. Лечение оперативное.
Студенты выполняют задание
Ключ получает та команда, которая правильно ответит на вопросы задач.

VIII этап – конкурс «Эрудит»
Преподаватель командам
В названии какой части скелета присутствует географический термин? ХРЕБЕТ
Какая кость мозгового отдела черепа напоминает о полете? КЛИНОВИДНАЯ
Какая часть скелета напоминает о неволе? ГРУДНАЯ КЛЕТКА
В какую сумку ничего нельзя положить? В СУСТАВНУЮ
Названия, каких костей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? ЛОПАТКА, ТАЗ
Название, какого отдела скелета обозначает предмет, используемый при стирке, для мытья в бане? ТАЗ
В лабиринтах, какой кости черепа можно заблудиться? РЕШЕТЧАТОЙ
Какой частью скелета можно «копать»? ЛОПАТКОЙ
Студенты выполняют задание.
Ключ получает та команда, которая ответит правильно на наибольшее количество вопросов.

3.
Подведение итогов занятия.
Цель: выявить качество и уровень овладения материала по теме урока.
Методы: коллективная работа в группах.
Жюри определяет команду победителя.
Преподаватель подводит итоги урока. Ставит оценки.


4.
Задание на дом, включающее:
постановку целей
самостоятельной работы для
обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые
хочет достичь учитель, задавая
задание на дом;
определение и разъяснение
учащимся критериев
успешного выполнения
домашнего задания.
Задание на дом.
Цель: закрепление знаний по теме урока.
Домашнее задание.
1 команде подготовить презентацию на тему: «Современные методы исследования опорно-двигательного аппарата».
2 команде подготовить презентацию на тему: «Движение – это жизнь».
Преподаватель благодарит студентов за работу на уроке.


Конспект урока составила преподаватель анатомии и физиологии человека Валиева Г.И.