Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (из опыта работы)
Романенко Е.Г.,учительрусского языка и литературы высшей категории
МБОУ Кировская СОШ № 5
Кагальницкого района Ростовской области
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование. Введены новые виды итоговой аттестации - ГИА и ЕГЭ, разработаны, апробированы и введены Федеральные государственные образовательные стандарты для начальных классов. Уже утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты для старших классов(их внедрение в школы начнется с 2013 года)[5].Поэтому и учителю, работающему в старших классах, необходимо разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам, в том числе и русскому языку.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать. извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т. д.[4,с.7] Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
Предлагаю некоторые виды работ для формирования УУД, которые использую на уроках в 9-11 классах.
Особенностью уроков русского языка в 10-11 классах является то, что в основном занимаемся обобщающим повторением изученного в предыдущих классах. В части А ЕГЭ по русском у языку содержатся задания по орфографии. На уроках при повторении объемного материала по орфографии использую электронное пособие «Репетитор по орфографии», разработанное автором доклада. Работа по данному пособию позволяет обучающимся и учителю сэкономить время, ускорить процесс повторения учебного материала. Анимация помогает использовать прием «отсроченной визуализации», суть которого заключается в том, что ученик имеет возможность сначала подумать над заданием самостоятельно и сделать его, и только потом сверить свой прогноз и свои действия с информацией на слайде. Работа по электронному пособию позволяет школьнику вернуться к началу, воспользоваться подсказками, а главное, сверить свой результат с правильным ответом. То есть и рефлексия собственной деятельности может происходить на протяжении всего занятия. Разделы дополнены тестовыми заданиями, в основном из экзаменационных вариантов. Подобная практическая работа формирует регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. В конце такого урока обучающиеся получают на дом задание: составить словарный диктант или тестовые задания, включающие слова на все изученные орфограммы. Такого вида задание формирует личностные универсальные учебные действия. Это позволяет запомнить учебный материал не механически, а изучать осознанно.
Также на уроках использую обобщающие таблицы и схемы. Эти схемы и таблицы, также другой справочный материал обучающиеся 9-11 классов собирают в свои папки-копилки, которыми они пользуются при самостоятельной подготовке к ГИА и ЕГЭ. Данная работа направлена на формирование познавательного универсального учебного действия.
Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе. Самостоятельная работа на уроках русского языка в старших классах является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал[]анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.
Например, для выполнения задания А2 (часть А ЕГЭ) [3] обучающиеся должны уметь определять лексическое значение паронимов. Для самостоятельного решения данной поисковой проблемы школьник работает с книгой « Толковый словарь русского языка » С. Ожегова и Н. Ю.Шведовой. В процессе такой работы формируются познавательные учебные действия. Также обучающиеся начинают осознанно осваивать учебный материал и с желанием реализуют свою цель - научиться.
Для формирования коммуникативных УУД я использую элементы технологии модульного обучения, которая, по сути, является личностно - ориентированной. Эта технология основана на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно - популярной или справочной литературой. Такая работа развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, повысить успеваемость. Например, в 9-ом классе на этапе усвоения нового материала предлагаю вот такое задание:
Заполните текст, содержащий теоретический материал (опираясь на параграфы 8 и31) [5,с.26,с.121].
1.Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются… .2.Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются … .3.Предложения, части которого связываются только при помощи интонации, называются… .Школьники работают самостоятельно с учебником. В добывание знаний включен каждый, даже слабоуспевающий по окончании работы тянет руку, чтобы показать, что он справился с заданием и готов ответить.
Часть С 2.2 экзаменационной работы в 9 классе предполагает написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
При обучении написанию сочинения-рассуждения у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия[1]:
1)Познавательные:
-понимание проблемы;
-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;
-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;
-умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;
-умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;
-выведение следствий
2)Коммуникативные:
-понимание вопроса задания;
-владение монологической письменной речью;
-умение отвечать на поставленные вопросы;
-умение полно и ясно выражать свои мысли.
3)Регулятивные:
-понимание того, что доказывается;
-понимание, к какому выводу необходимо прийти;
-понимание алгоритма работы;
-умение удерживать собственную мысль;
-умение корректировать написанное;
-контроль правильности выполнения задания.
4)Личностные :
-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;
-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;
-умение понимать нравственные идеи текста.
Умения, которые формируются при обучении написанию сочинения, необходимы:
-во-первых, человек учится ясно и правильно излагать свои мысли;
-во-вторых, развивается умение оформлять свою мысль;
-умение формулировать тезис и доказывать его помогает точно выражать свое мнение и быть понятым;
-языковые средства, выбранные в соответствии с целями общения, делают речь ясной и красивой;
-работа над сочинением формирует навык умного словесного общения
Обучение написанию сочинения-рассуждения – это прежде всего работа с текстом. Работая с текстом В. Лебедевой о матери Терезе[2,с.35], предлагаю ребятам задания, способствующие формированию личностных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Это, во-первых, чтение и анализ текста. Один ученик получает опережающее задание: подготовить сообщение о жизни матери Терезы. Обязательно на таких уроках организуется словарно-стилистическая работа: подберите синонимы к выражениям: бескорыстное служение и т. д. Проводим лексическую работу: дать толкование указанным словам.
Обучать сочинению-рассуждению можно как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем. Например, на уроке по теме «Повторение по теме « Сложноподчиненные предложения» по текстам упражнения 183[5,с.120] учащимся предлагаю следующие задания:
1 группа. Какая тема объединяет тексты? Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и словосочетания.
2 группа. Определите стиль и тип речи; обоснуйте примерами из текстов свои ответы.
3 группа. Знаете ли вы героев ВОВ? Расскажите об их подвигах.
На дом девятиклассники получают задание - написать сочинение-рассуждение на тему «Подвиг».
Обучающиеся работают в группах, при этом они становятся организаторами, учатся работать в команде, участвуют в дискуссиях, убеждают в своей точке зрения, готовят публичные выступления. Заканчивая школу, ученик должен быть подготовлен к роли организатора и участника коммуникаций.
Овладение универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД –это обобщённые действия, открывающие возможности учащихся не только в русском языке, но и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися. Достижение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:
-познавательные и учебные мотивы;
-учебную цель;
-учебную задачу;
-учебные действия и задачи.
В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки. Результаты по формированию УУД следующие:
1.Результат итоговой успеваемости по русскому языку -100%.
2.Результаты ЕГЭ по русскому языку: 2009/2010 учебный год - 59,67%; 2011/2012- 62,5%. Наблюдается позитивная динамика качества знаний.
3.Повышение мотивации к учебе по русскому языку и литературе.
4.Сформированность ключевых компетенций.
Современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель русского языка играет важную роль.
Список литературы:
1.Долинина Тамара Альбертовна. Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения на тему, связанную с анализом текста. Екатеринбург,2011
2.Егораева Г. Т. 9 класс. ГИА. Типовые тестовые задания.- М., «Экзамен»,2009
3.Егораева Г. Т. Русский язык. ЕГЭ. Практикум. Реальные тесты.- М., «Экзамен»,2011
4.Проект. Примерная программа по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. - М., «Просвещение».2010
5.Русский язык. Учебник для 9 класса ОУ-М., «Просвещение»,2006
6.www. zavuch. info/methodib/151/
7. www. standart. edu. ruПриглашаем Вас бесплатно открыть свой сайт, который будет размещен внутри портала.
Открытие ученого: смерти не существует. Что же происходит