Открытый урок по литературе. Любовная лирика А.С. Пушкина.


Любовная лирика А.С. Пушкина

Любовь у Пушкина – это не просто чувства человека, но чувства человека-художника.
В. Г. Белинский.

Оформление урока: презентация «Адресаты лирики А.С.Пушкина», распечатка стихотворений, видеофрагменты «Пушкин и Анна Керн», «Пушкин и Наталья Гончарова», звукозапись стихотворений поэта.

Цель урока: знакомство учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина.

Задачи:
Познакомить учащихся с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина.
Углубить представления учащихся о личности и творчестве поэта, показать благородство, искренность и неистребимость пушкинских чувств.
Развить навыки выразительного чтения.
Развивать умение анализировать поэтическое произведение.
Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

ХОД УРОКА:

Организационный момент
Здравствуйте, садитесь.
Я хочу начать урок со стихотворения поэта Эдуарда Асадова
«Когда порой влюбляется поэт»
Когда порой влюбляется поэт,
Он в рамки общих мерок не вмещается,
Не потому, что он избранник, нет,
А потому, что в золото и свет
Душа его тогда переплавляется.

Кто были те, кто волновал поэта?
Как пролетали ночи их и дни?
Не в этом суть, да и неважно это.
Все дело в том, что вызвали они!

Пускай горды, хитры или жеманны,-
Он не был зря, сладчайший этот плен.
Вот две души, две женщины, две Анны,
Две красоты – Оленина и Керн.

Две Анны.
Что нам сейчас их святость иль грехи?!
И все-таки спасибо им за это
Святое вдохновение поэта,
За пламя, воплощенное в стихи!

О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?


Вступительное слово учителя.
«Любви все возрасты покорны»,- написал в знаменитом романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин – «солнце нашей поэзии». А ведь еще Данте заметил, что именно любовь «движет солнце и светила». Это самое прекрасное, самое облагораживающее человеческое чувство, которое дарит человеку крылья, поднимает его от земли до небес, наполняет его жизнь особым смыслом, одухотворенностью, делает ее возвышенней и красивее. Даже страдания любви очищают душу.
Все это можно пережить, понять и почувствовать, читая стихи А.С.Пушкина о любви. Надеемся, что каждый из вас сумеет сегодня открыть для себя новую страничку в биографии и творчестве А.С. Пушкина. Читая его творения, постарайтесь почувствовать то особенно благородное, кроткое, нежное, и вместе с тем, чувственно глубокое, что пытался воспеть поэт. Это любовь – символ духовного возрождения. Следует отметить, что поэзия Пушкина лишена фантастического, ложного, нереального; она реальна и правдоподобна, она показывает действительность в её естественной истинной красоте. Есть в его поэзии и полёт мечты, и смена настроений, и буйство красок – в этом весь Пушкин.
Читая и слушая его стихи, постарайтесь погрузиться в мир чистой и светлой любви, воплощённой в образах прекрасных женщин, встречу с которыми подарила Пушкину судьба.
Мы с вами на уроке познакомимся с его шедеврами любовной лирики, музыкальными произведениями, созданными на его стихи. Вспомним некоторые моменты из биографии поэта. Также поработаем над анализом некоторых лирических произведений.



Основная часть.
Как известно, Пушкин от природы не был красив. Сознавая это, поэт охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин очаровывал мгновенно, Пушкин ценил живые и остроумные беседы, которые охотно вел со многими современницами. «Он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренне и был неописуемо хорош, когда что-либо приятно волновало его», - вспоминала А.П. Керн.
ЖенщиныУмные, красивые, талантливые. Они горели сами и освещали путь другим. Любовь Пушкина – это гимн всем женщинам. Любовь поэта всегда была целомудренной, возвышенной, а когда уходило от него это чувство, то и Пушкин, и та, кто внушал ему благородную страсть, оставались признательны и благодарны друг другу.

Просмотрев все стихотворения А. С. Пушкина, напечатанные в I и II томах Полного собрания сочинений, можно выбрать стихи, адресованные конкретным лицам (послания).
Всего было обнаружено 244 послания.
Кому адресованы эти произведения, можно увидеть на диаграмме
1 группа – друзья, лицейские товарищи, родственники;
2 группа – исторические личности, военнослужащие, церковнослужители;
3 группа – адресаты любовной лирики;
4 группа – крепостные;
5 группа – театральные деятели, художники, скульпторы;
6 группа – поэты, издатели, критики

Как показало исследование, чаще всего к жанру послания поэт обращался
в 1816 году (13 стихов),
в 1819 году (31 стихотворение),
в 1825 году (27 стихов),
в 1828 году (19 стихов).
61 Стихотворение посвящено женщинам
Наибольшее количество
любовных лирических посланий посвящено
Анне Керн
Наталье Николаевне Гончаровой





Наибольшее влияние на творчество поэта оказывали, разумеется, любимые им женщины.
Среди них и А. Оленина, и Е. Н. Ушакова, и М. Н. Раевская, и Н. Н. Гончарова, и А. Ризнич, и Е. Воронцова.
При этом поэт хоть и был влюбчивый и увлекающийся до беспамятства, но вовсе не являлся ветреным или беспечным. Просто он был верен той, которую сам называл идеалом. Той, с чьего образа создавались все его героини.

Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия;  никакого наружного блеска, все просто все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё – лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; «каждое слово необъятно, как сам поэт»

Одной из муз поэта была Анна Петровна Керн. (видеофрагмент «Пушкин и Анна Керн»).
Остановить на словах (чувства Пушкина) – портрет Керн с серьгами.
Она произвела на поэта неизгладимое впечатление, но тогда эта встреча не стала началом каких-то отношений и на короткое время превратилась в приятное воспоминание. Однако спустя пять лет им снова суждено было встретиться, теперь уже вдали от шумной столицы, в имении Тригорском, куда Анна Петровна приехала погостить.
Новая встреча вызвала бурю чувств в душе поэта, особенно после посещения Анной Петровной Михайловского. Был вечер, много гостей. Танцевали, устраивали «живые картины». Царицу Клеопатру изображала родственница хозяев – юная, с большими мечтательными глазами, Анна Керн. Когда она уезжала, Пушкин вышел проводить, и в темноте осеннего вечера, помогая Анне усаживаться в карету, он понял, что этого чудного мгновения не забудет Благодаря ей появился шедевр мировой лирики – «Я помню чудное мгновенье». Пушкинский шедевр положил на музыку русский композитор М.И. Глинка, и он обрел еще одну жизнь, став знаменитым романсом.
«Чудное мгновенье» обрело жизнь в стихах и стало гимном любви.

Послушайте это удивительное стихотворение. (включить запись стихотворения).




Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье».
1.Всмотримся в композицию этого стихотворения. На сколько частей можно разделить стихотворение. (Чётко делится на три равные части по две строфы в каждой. Они взаимосвязаны друг с другом и в то же время самостоятельны по смыслу.)
( Первая часть напоминает. Это воспоминание о былом, чудном мгновении встречи с одухотворённой и чистой женской красотой. Отзвуки встречи долго хранит душа, вопреки «тревогам шумной суеты». Память о любимой, о её нежном голосе, о милых чертах её лица защищает от разрушительных влияний жизни, подобно ангелу-хранителю, оберегает чистоту и душевную гармонию любящего человека. Но вот наступает мгновение, когда жизненные бури и тревоги убивают это спасительное чувство. И тогда случается томительное душевное помрачение.
Вторая часть, самая драматическая, продолжает наметившееся в первой затухание возвышенных чувств вплоть до наступления пугающей, немой тишины.
Третья часть – как пробуждение от мучительного сна – построена иначе: движение в ней не от к кульминации к спаду, а от пробуждения к нарастанию душевного подъёма, стремительно восстанавливающего всё утраченное и достигающего в финале ликующего, мажорного торжества).

2.Отметьте черты, которыми поэт наделяет женский образ. Есть ли в стихотворении черты реальной А.П.Керн? ( Даны самые общие контуры пленительного женского образа. Единственная черта – «нежный голос»: Керн прекрасно пела.)

Что говорится в стихотворении о самом поэте? Какие подробности его жизни представлены в нём? (Поэт от имени влюблённых обращается к любимой, утверждая, что любовь пробудила его к жизни. Любовь похожа на вдохновение).

Влияние на творчество поэта оказывала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звёздами
Сравнить, особенно стихами,
Её черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимает – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.

Дочь директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств. А.С. Пушкин стал посещать петербургский салон Олениных в начале 1817 года. После шестилетней ссылки, в мае 1827 года, поэт вновь был принят в семье Олениных и увлёкся юной красавицей, сочинявшей музыку, стихи и обладавшей хорошим голосом. Он посвятил Анне Алексеевне большой цикл лирических стихотворений: «Её глаза», «Увы! Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне», «Предчувствие», «Город пышный, город бедный» (все 1828 года) и другие. А.С. Пушкин сделал ей предложение, но родители ему решительно отказали. Да и сама Анна, хотя и считала поэта «самым интересным человеком своего времени», была к нему вполне равнодушна. Прощание с уходящей любовью нашло отражение в стихотворении Пушкина «Я вас любил» (1829).
«Я вас любил» (звукозапись).

Анализ стихотворения «Я вас любил»
1.О какой любви идет речь в этом стихотворении? (невысказанной, безмолвной, не связанной с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью). 2.Почему поэт не осуждает свою возлюбленную за то, что она его оставила?(Он понимает, что сердцу не прикажешь, напротив, он благодарен ей за светлое чувство. Это, прежде всего, любовь к своей избраннице (искренно, так нежно), а не к самому себе. Он желает ей счастья, желает найти того, кто будет любить ее так же сильно, как он.)
3.Есть ли описание возлюбленной поэта?  (Как и в других стихотворениях, нет. Это обобщенный образ любви)
4.Чем огорчён поэт? В чём заключается его благородство? (Неразделённая любовь. Не эгоист, по-настоящему любит, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить её своими признаниями. Желает, чтобы она в будущем была счастлива и любима. Проявляет высокое благородство, бескорыстие.)

Вывод (проанализировать стихотворения «Чудное мгновенье» и «Я вас любил».
Оба стихотворения обращают на себя внимание краткостью и отказом от сложных образов, метафор, эпитетов. Важен мотив воспоминания. Автор дорожит прошлым. Эти стихотворения, особенно «Я вас любил», не просто о любви, но и становлении личности, которая любила и любит, о том, что делает человека человеком. Он воспитывает в нас чувство благородства. А настоящий человек в жизни настоящие чувства пронесёт через всю жизнь. Смотрите телепередачу «Жди меня»? Она тоже подтверждает это.

И всё-таки главной женщиной в жизни А. С. Пушкина стала Наталья Николаевна Гончарова.
С Наталией Николаевной Гончаровой связаны самые счастливые и трагичные годы жизни Пушкина.
По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тринадцатым увлечением. Но именно она стала его самой большой любовью.
“Когда я увидел ее первый раз, - писал Пушкин, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее. Голова у меня закружилась”
“Участь моя решена. Я женюсь Та, которую я любил целых два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, - боже мой, она почти моя”
(просмотр видеофрагмента «Пушкин и Гончарова).

Стихотворение “Мадонна”(звукозапись)

1.Посмотрите на картину Рафаэля «Мадонна Конестабиле». В чем их сходство? (В благородном спокойствии, умиротворении и гармонии. Печаль в глазах, внешнее сходство).
2. Мадонна ассоциируется у нас с Девой Марией, Матерью Христа, перед которой все в благоговении склоняются. 3. Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (эталон, идеал, пример) 4.Чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.
5. Сколько героинь здесь? (Две: небесная и земная, которую поэт называет «Моя мадонна».)
Поэт сравнивает портрет возлюбленной с таинственным «чуждым» образом. Хотя небесный образ Богородицы не сливается с образом земной возлюбленной, но небесная Мадонна является первообразом. Называет свою жену «моя Мадонна».
6. А ещё как называет её? («Чистейшей прелести чистейший образец»)
7. Какое изобразительно-художественное средство представляет это словосочетание? (эпитет)
8.В какой степени прилагательного употреблён эпитет? (В превосходной.)
9.С какой целью?(С целью усиления этой черты, подчёркивает её важность.)
10.Подберите синонимы к слову «чистый».(Святой.)
11. Кем является для него жена? (Святыней.)

4.Закрепление.
Вывод: Назовите те черты характера женщины, которые ценит Пушкин в ней и отражает в своих стихотворениях о любви? (женственность, святость, красота, вдохновенье, материнство, любовь к ближнему, милость, нежность, кротость, гармония)

Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство. Любовь – это дар жизни. Любить для Пушкина – жить и, главное, творить.
Творческая работа (синквейн). (тихая, спокойная музыка)

5.Подведение итогов.
Пушкин первый в русской поэзии с глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал перед мощной властью красоты. В своих стихотворениях поэт показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту чистую, небесного идеала Мадонны. Он любил женщину, он ее воспевал.


15