Конспект урока по музыке. Природа- источник вдохновения


Конспект урока по музыке.
Учитель музыки высшей категории Хабирова Елена НасимовнаМБОУ СОШ№1 села Иглино, Иглинского района
Республика Башкортостан
Учебный предмет: музыка
Класс:
Автор УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 1-4 класс»
Тема урока: Природа- источник вдохновенияТип урока: комбинированный, углубление и расширение темы.
Цель: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия родной природы ; побудить детей к размышлению об отношении человека к окружающей природе, о значении красоты природы для творчества поэтов и композиторов .Задачи:
Воспитывающие :
- вызвать отклик в душе детей на красоту окружающей природы.
- воспитывать чувство личной ответственности за окружающую природу .Обучающие: познакомить с произведениями классической музыки, живописи.
Развивающие: развивать умение увидеть и вообразить новое в привычном пейзаже.
Оборудование : презентация к уроку с показом портретов композиторов и художников .
Портрет художника И. Левитана
Репродукции картин «Золотая осень», «Поздняя осень», «Первый снег», «Туман»
Ноутбук, фортепиано .Музыкальное оформление:Григ «Утро», « Заход солнца», Глинка «Жаворонок», Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
Ход урока:
Звучит музыка Э. Грига «Утро»
Учитель :Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами поговорим о природе , и послушаем музыку, которая передает вдохновенные чувства, рожденные от любви к природе.
«Каждый любит природу по - своему и как может,- пишет Константин Георгиевич Паустовский.-Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила ее эстетического воздействия так велика, что не будь ее, у нас не было бы такого Пушкина, каким они был»
- Да, не только блистательного Пушкина , но и многих композиторов, которые черпали вдохновение от природы. Послушайте музыкальное произведение норвежского композитора Эдварда Грига «Утро»
Слушание Эдвард Григ «Утро».
-Какими красками можно изобразить прослушанную музыку?
Какие тона?(розовые, желтые, голубые, светлые, пастельные, яркие?)
-Можно ли использовать нежные краски на протяжении всего муз. произведения?
-Нет ? Почему? Какие изменения произошли в музыке?
-В конце музыкального фрагмента солнце всходит, и картина природы должна быть нарисована яркими красками.
-Вспомните , ребята, какой рассказ К.Г. Паустовского рассказывает нам о музыке Э. Грига.
- «Корзина с еловыми шишками»
- Правильно . Давайте послушаем , как пишет К .Г. Паустовский и музыке, которая была посвящена Дагни Педерсен:
Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок к в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, о скликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке — в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.
Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды.
Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.
В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. "Ты — счастье, — говорил он. — Ты — блеск зари!
-Скажите, ребята, схожи ли наши представления о музыке Э. Грига с описанием К.Паустовского?
—Да.
-А сейчас вспомним еще одно музыкальное произведение Э.Грига , связанное с природой. Это песня «Заход солнца» Его мы слушали в 3кл.
Перед прослушиванием хочу поставит вам задачу: послушайте ,как меняется настроение в песне?
Слушание Э.Григ. «Заход солнца»
Ответы детей.
-В песне идет сопоставление мажора( свет, радость) и минора (Грустный напев)
-обратили ли вы внимание на последние слова текста песни «Скоро солнце пропадет за алой полосою? А теперь посмотрим закат солнца на фотографиях и на картинах художников И Левитана «Вечер на Волге. Плес» и А .Куинджи «Закат».
Показ сопровождается стихами.
Солнце раз еще взглянуло исподлобья на поля,
И в сиянии потонула вся смятенная земля.
-Скажите , ребята, как называется картина, на которой художник изобразил природу?
-Пейзаж.
-Обратите внимание на сочетание холодных и теплых цветов. Теплые цветовые сочетания соответствуют мажору в музыке, а холодные - минору .- Как вы думаете, о каком времени года напоминают нам холодные цвета? (синий, голубой, фиолетовый)
- О зиме.
-А теплые цвета,(желтые, красные, коричневые)
-О лете и осени.
- Правильно! Есть у нашего русского композитора Петра Ильича Чайковского цикл фортепианных пьес «Времена года» .Это 12 фортепианных пьес, названия которых соответствует каждому месяцу в году: Январь- У камелька, Февраль- Масленица, Март- Песнь жаворонка, Апрель- Подснежник, Май- Белые ночи, Июнь- Баркарола, июль- Песня косаря, Август-Жатва, Сентябрь-Охота, Октябрь-Осенняя песня, Ноябрь- На тройке, Декабрь-Святки.
Обратили вы внимание , как точно подметил П.И.Чайковский названия пьес, соответствующих месяцам? О чем это говорит?
- Выслушать ответы детей
- Да, о том, что композитор хорошо знал русскую природу и народные приметы, жизнь народа, его единение с природой .Послушайте стихотворение
Октябрь уж наступил, уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает
Журча еще бежит за мельницу ручей.
А теперь послушаем, как это поэтическое настроение передал в музыке Петр Ильч Чайковский.
Видео ряд и слушание пьесы «Октябрь» П. И. Чайковский.
Учитель: Природа нашей Республики Башкортостан с ее живописными местами также вдохновляла наших предков на создание музыки и стихов. Любовь к природе и Родине часто звучит и в творчестве «патриарха башкирской музыки» Загира Гариповича Исмагилова, 100 – летний юбилей которого отмечают в этом ( 2017 )году. Излюбленная тема З.Г.Исмагилова - это тема природы , образы родного Урала, то, что окружало его с детства. Среди многих песен и романсов лучшими являются :»Тоска по долинам уральских гор», «Шумит мой лес», «На горную вершину я взошел», «Мой Урал», «Кукушка». Своей музыкой он воспевает устремленные в небо горные вершины Урала, шум леса и птиц ,струящиеся волны Агидели.
Слушание и видеоряд …………………….
Звучит мелодия на курае «Урал»,учитель читает стихотворение Салавата Юлаева
Тоска по Родине Салават Юлаев. муз. фон «Урал»,
Голубые небеса,Реки, рощи и леса,Всюду птичьи голоса,Благодатный мой Урал!
Ты и родина моя,Ты любовь и жизнь моя,Ты печаль и песнь моя,Благодатный мой Урал!
Я стада твои люблю,Я луга твои люблю,Я снега твои люблю,Благодатный мой Урал!
Я своей любовью чист,Как грозой умытый лист,Как поутру птичий свист,Благодатный мой Урал!
На чужбине сам грущу,По твоим степям грущуБлагодатный мой Урал!
Веет ветер – грусть твоя,На чужбину весть твоя,Салавату песнь твоя,Благодатный мой Урал!
Эти слова принадлежат герою башкирского народа , а также певцу и поэту
Салавату Юлаеву.
Учитель : вы внимательно слушали стихи? Какое настроение слышим мы в его строках? С какой интонацией я их читала? Созвучна ли музыка и текстом стихов?
Ответы учеников.
Учитель : Красота родной природы слышится и в песне Фаины Гершовой «Отчизна».
Как вы думаете, почему такое название? Что значит «Отчизна»?
Словарная работа.
«Отче» значит отец, «Отчество» - имя отца, тогда значит «Отчизна»-это земля, где жили наши отцы.
Отечество, отчизна — родная страна.
Ученица рассказывает стихотворение «Отчизна» на башкирском языке.
Работа и исполнение песни «Отчизна» .При наличии времени послушать песню  Валеева Масалима«Ак Кайын» «Белая береза»
Песня была написана почти  70 лет назад, а сейчас она получила второе рождение , в исполнении эстрадной певицы Алсу.
После прослушивания песни, скажите, о чем эта песня ?У березы нашей белой
Лист зеленый как ковер
Дети водят хороводы
И стоит она сред гор .
Люди ту березу любят
ее ветви берегут
А когда весна настанет
Все на праздник к ней идут
Как автор передал образ родного края?
Динамика –громко,тихоТемп – медленный, быстрый,умеренный.
Мелодия- напевная, веселая,
Лад – мажор, минор
(Каждое музыкальное сочинение своеобразно, все звуки составляют «мелодию». Как вы ладите в классе друг с другом, так и звуки в мелодии ладят. Сочетание звуков называется «лад». Давайте вспомним, какие бывают лады. (Если мелодия весёлая – «мажор», грустная – «минор».)
Рефлексия урока: Учитель: существует такой термин «Экологически чистая музыка». Это музыкальные произведения высокого художественного вкуса, выражающие общечеловеческие идеалы красоты, добра, истины, веры, надежды, любви и дружбы. Как вы думаете, какие произведения , прослушанные на нашем уроке мы можем отнести к «Экологически чистой музыке?
Ответы детей.
Учитель: что нового для себя открыли на этом уроке? Вопросы к портретам
Каково было настроение нашего сегодняшнего урока? Лирическое, поэтическое, взволнованное, игривое, веселое, торжественное?
Домашнее задание : Написать рассказ на тему « Что вдохновляло поэтов и музыкантов на творчество».
.