Материалы методических объединений. Выступление на пед совете Активизация познавателной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории

  МБОУ « Мотызлейская ООШ»
Выступление на педсовете по теме:

«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»


Учитель истории
Гуркина Н. И.

Январь 2015г.

1. Условия возникновения проблемы, становление опыта. С пявлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно – коммуникативных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества». 2. Актуальность проблемы. Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, незнающего основ истории. История расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение истории прививает любовь к Родине, к родным местам, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. Одна из задач школьной истории на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. Сегодня одним из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным. 3.  Постановка проблемы. Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Использование ИКТ  как средство познавательной активности учащихся на уроках истории». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд  на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения исторических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках истории через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы. 4.    Цель и задачи. Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической деятельности как обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по истории через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности. В связи с этим определяются задачи: 1.    Обеспечение качества усвоения знаний по истории. 2.    Развитие общеучебных умений и навыков. 3.    Содействие развитию ИКТ-компетентности. 4.    Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности. 5.    Ведущая педагогическая идея. Активное взаимодействие «учитель – ученик, «ученик – ученик» в процессе использования ИКТ, объективная оценка знаний с помощью интерактивных тестов в процессе самообучения. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании истории, активно использую новые информационные технологии. 6.    Основные формы работы с ИКТ на уроках. Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять. Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). В своей практике я использую несколько вариантов презентаций:     лекционная презентация,(     «плакаты»,(     «тройное действие»,(     интерактивные презентации.( Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций,  докладов, выступлений учителя или обучающихся. Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. Лектор должен четко структурировать представляемый материал. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции необходимо раскрывать и развивать. Важно помнить о том, что на слайдах должен быть крупным: учащиеся не должны напрягаться, читая его. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. «Плакаты» - это  демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на учителе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учеников. Наиболее активно данную разновидность презентаций я использую при составлении так называемых виртуальных экскурсий по историческим местам, предлагая детям при помощи презентации совершить заочную экскурсию. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия. «Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образное, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала. Интерактивные презентации. Подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности ребят на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Если презентация предназначена для самостоятельной работы детей, её навигация (способ управления по слайдам) должен быть хорошо продуман, поскольку управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается учителем именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана. Поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид. Материал следует излагать исчерпывающе подробно, чтобы содержание его не вызывало вопросов. Замечательно, если на слайдах будут гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ, которые ребёнок может использовать в ходе работы по теме. Мультимедийная  презентация -  презентация  для  целого  урока  (или  цикла  занятий) с  применением  всех  форм  вышеуказанных презентаций, т.е. использования лекционного материала, интерактивных заданий, видеофрагментов с гиперссылками на них во время демонстрации материала. Какой бы вариант презентации не использовался на уроке, приступая к её созданию, необходимо обдумать следующее:     каковы цели и задачи, которых  хочу достичь в результате показа данной презентации;     какова аудитория, перед которой мне предстоит выступать;     какова мотивация этой аудитории к тому, чтобы меня слушать;     в каких технических условиях презентация будет демонстрироваться, а их может быть три: 1) проецирование слайдов на большой экран, учащиеся следят за показом со своих мест; 2) учащиеся видят содержание презентации на персональных компьютерах, слушая комментарии учителя к ней; 3) ребята самостоятельно знакомятся с презентацией (без комментариев учителя или без его присутствия). На эти же моменты обращаю внимание детей, когда предлагаю им подготовить презентацию  по той или иной учебной теме. Это, кстати, ещё одна их форм использования ИКТ, благодаря использованию которой ребята учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему. (детские работы) Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы «Эпоха Петра Первого». В ходе урока ученики должны обобщить знания по теме. Программа позволила мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернет, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не  повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности, иллюстрациями, рисунками, фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных городах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. Считаю, что уроки-презентации имеют ряд преимуществ: 1. Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована, это приучает учащихся к дисциплинированности  и точности при выполнении заданий. Кроме того, при минимальных затратах времени можно проверить знания всех учащихся класса, например, при помощи МИНИ – ТЕСТа,  осуществить самопроверку или взаимопроверку (выставление правильных ответов на слайде), при этом, учащиеся могут сами дать оценку своей работе или работе одноклассника (ученики знакомы с критериями оценок).  Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки  мотивации ученика. 2. Без дополнительных затрат времени учитель может включить в урок – презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать работу учащихся с видеофрагментом. 3. С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка. 4.  С помощью логических схем (на слайде) можно сравнивать содержание различных источников, например, археологические памятники и летописи. Это позволяет развивать критическое мышление учащихся. 5. Слайд может содержать таблицу и инструкцию по ее заполнению с обязательной проверкой таблицы. 6. Затраты времени педагога при создании презентации значительные. Но в последующем затраты сводятся к незначительным изменениям в слайдах, это экономит время педагога и направляет его усилия на совершенствование урока – презентации. Содержание задания на слайде может предлагаться в различных формах: - прослушай фрагмент лекции и ответь на вопросы...,  - по рисунку на слайде опиши «..», - в тексте документа (на слайде) найди «...», сравни как это описано в твоем учебнике, - продолжи в своей тетради логическую цепочку рассуждений «...» (логическая цепочка на  слайде), - просмотри и прослушай, как происходило сражение, используя план сражения на слайде, расскажи о сражении (или отдельном этапе сражения), - на основе фрагмента из фильма, рисунка на слайде и текста учебника  составь план сражения, - создай свой слайд, (презентацию)  по  теме «...». В этом случае учитель должен позаботиться о публичности работы ученика. Самое действенное – включить слайд (или презентацию) ученика в урок. Возможны и другие формы организации деятельности учащихся. С помощью  заданий на слайде можно активизировать познавательную  деятельность учащихся. Использование авторских мультимедийных презентаций повышает активность учащихся. Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической практики исторического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. Мультимедийные учебники для 5-9 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему. На уроках я начала использовать мультимедийные учебники по истории для 5 - 9 классов, электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, дополнительное образование). Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает: 1.    Экономию времени при объяснении нового материала; 2.    Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде; 3.    Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; 4.    Дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала; 5.    Постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися; 6.    Вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения. Формирование и развитие информационно-коммуникационных компетентностей современного учителя позволяет вывести процесс преподавания того или иного предмета на более высокий качественный уровень. Результативность и эффективность деятельности учителя достигаются благодаря навыкам плодотворного сотрудничества с учащимися и коллегами на основе информационного взаимодействия, умения осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности, учитель должен:     Знать и уметь производить анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронные учебники, энциклопедии, виртуальные лаборатории, интегрированные обучающие среды);     Уметь работать с данными средствами, отбирать программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления классом;     По необходимости комбинировать, адаптировать их в зависимости от объема и уровня сложности материала, устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер;     Пользоваться проекционной техникой;     Владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала;     Владеть навыками работы с различными презентационными программами (Power Point, Flash и др.);     Создавать собственные электронные средства обучения;     Уметь работать  в Интернете;     Приобретать обучающие электронные средства;     Решать вопросы о предоставлении ему компьютерных классов для проведения уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий.
На уроках  я использую  следующие компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, тестовую оболочку.  При подготовке к урокам и во внеурочной деятельности используются программы: Microsoft Publisher, Paint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа Power Point обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления об исторических объектах.  С помощью  этой программы  создаю презентации к урокам  или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого, практикую создание презентаций самими учащимися. Мультимедиа выступления имеют много положительных черт:     Во-первых,  активизируют мыслительную деятельность учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;     Во-вторых, во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;     В-третьих, большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт-дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;     В-четвертых, учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.     Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаю учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.     Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения  также весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели. Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.  Комплект интерактивных карт – незаменимый помощник на уроках истории. Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по истории и внешкольных занятий. Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. В моих планах – возможность  проводить уроки с использованием Интернет, т.е. с непосредственным выходом в сеть. С применением Интернет на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к истории, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах. Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися: а) в учебном процессе; б) во внеурочное время. Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения истории и актуален при изучении краеведческого материала. Этапами исследовательской деятельности является:     Знакомство со статистическими данными.     Обсуждение социальных проблем.     Социологический опрос населения по данной проблеме.     Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графиков в программе Excel     Составление компьютерной презентации.     Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции. Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых» словах:     междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний;     оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи;     технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, цифровой фотоаппарат) и с ними интересно работать;     завершенность – проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории. Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.). Всем известно, что различные формы внеурочной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе. Выполняя рабочие снимки цифровым фотоаппаратом, перенося их на компьютер, анализируя, выбирая информацию в Интернете, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями информационных технологий, приобщаясь к современным средствам коммуникаций. И как результат – повышается познавательная творческая активность учащихся. Информационные технологии подняли на более высокий уровень организацию воспитательной работы в школе. Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к истории, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств. Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний. На уроках важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении. Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках истории сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он   отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании истории является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Но уже сейчас можно сделать первые аналитические выводы:
Использование в обучении информационных технологий ведет к повышению интереса к предмету. Диаграмма 1 «Динамика ЗУН школьников», показывает, что применение ИКТ на уроках вносит существенные качественные изменения в уровень знаний, умений и навыков учащихся. В классах наблюдается явная положительная динамика в повышении мотивации школьников, возрос интерес к изучаемому предмету, что в конечном итоге сказалось на повышении успеваемости.
Диаграмма 1.
Динамика ЗУН школьников по истории.


Высокий уровень наглядности уроков, способствует динамизму учебного процесса, ведет к формированию положительного отношения к изучаемому материалу.
Использование современных технологий обучения формирует у школьников стойкие познавательные интересы, развивает умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие исторические процессы, с последующим применением на практике.
Использование мониторинга эффективности работы, основным критерием которого является: изучение познавательной активности и интересов учащихся в области истории показал, что учащихся 5-9 классов привлекает самостоятельная работа по моделированию процессов с использованием ИТО. Учитывая эти результаты, необходимо активно применять формы уроков с предоставлением школьникам большей самостоятельности.

Диаграмма 2.
Изучение познавательной активности и интересов учащихся в области истории.


Использование информационных технологий на уроках, позволяет повысить эффективность обучения, рационально использовать учебное время, стимулирует переход от традиционно пассивной формы восприятия учащимися информации к ее активному поиску, способствует расширению кругозора учащегося, развитию творческой личности, формированию коммуникативных навыков.

Диаграмма 3.
Использование учебного времени на уроке.











Затрачиваемое время на изучение нового материала. Во время проведения уроков с ИКТ во всех классах было зафиксировано экономия времени в среднем на 5 минут. Также было зафиксирована общая экономия времени урока, за счет уменьшения времени затрачиваемого на усвоение нового материала и контроль усвоения знаний.
Делают из пассивных слушателей активных деятелей.
Придают учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер.
Способствуют обновлению содержательной стороны предмета история;
Индивидуализируют процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Деятельность на уроке с использованием СОТ направлена на укрепление здоровья. Смена учебной деятельности, чередование фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, препятствует переутомлению учеников, благотворно влияет на восстановление умственной способности, повышает эмоциональный настрой учащихся.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Литература. 1. Беспалко В.П. «Слагаемые педагогической технологии», М., Педагогика, 1989г. 2. Борзова Л.П. «Игры на уроке истории», М, ВЛАДОС, 2004г. 3. Борисюк В.И. Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире.// Преподавание истории в школе №4 2004г. (с.10-18) 4. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет (Кафедра ИТ СИПКРО). 5. Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории. // Преподавание истории в школе №5 2002г. (с.10-18) 6. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в школе М., «Просвещение», 1998г. 7. Крючкина Н.Б. «Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира» М., Сфера, 2003г. 8. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М., Просвещение, 1990г. 9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией Полат Е.С. М, Академия, 2000г. 10. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996г. 11. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. Учебно-методическое пособие. 12. Розов Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы // Информатика 2005г., № 6 13. Современные методы в современном преподавании. (Материалы научно-практической конференции).//Преподавание истории в школе №9 2003г. http://www.edu.nsu.ru/~su/ 3-99/metodkabinet3_2.htm – Методологические подходы к исторической науке. http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/society_sciense/katsch/kat0.htm - Модульная технология на уроках истории http://prepod.km.ru/ - Педагогика школьного творчества. Проект по обмену опытом учителей гуманитарного цикла (история и право), методика преподавания, школьные праздники, источники по истории и праву и т.п.


















Объект 1Объект 315