Рабочая программа по Физической культуре Внеурочной деятельности футбол


Краснодарский край
Муниципальное образование Туапсинский район
пгт. Джубга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 муниципального образования Туапсинский район
УТВЕРЖДЕНО:
решение педсовета протокол № 1
от «___»___________ 20___ года
Председатель педсовета
_____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В. И. Лях, А, А. Зданевич. – Москва: «Просвещение», 2009.)
ВНЕКЛАССНЫЙ КРУЖОК
ПО СПОРТИВНОЙ ИГРЕ
2014-2015 учебный год

«ФУТБОЛ»
(наименование)
_______________1 года________________
(срок реализации программы)
______________11-12 лет _______________
(возраст обучающихся)
Автор-составитель учитель физической культуры
Матвеев Роман Васильевич
Пояснительная записка
Программный материал для групп секции состоит из теоретического и практического разделов. Занятия по теоретическому разделу проводятся в течение всего учебно-тренировочного года ввиде бесед в процессе практических занятий. Теоретический раздел включает сведения по основам гигиены и закаливания организма. В этом же разделе обучающиеся получают необходимые сведения об основах техники и тактики игры, правилам игры и основам судейства. Практический раздел программы включает общую, специальную физическую, техническую подготовку, тактическую подготовку, участие в соревнованиях и сдачу контрольных нормативов по отдельным видам подготовки.
Общая физическая подготовка юного футболиста обеспечивается упражнениямиобщеразвивающего характера и упражнениями из других видов спорта: легкой атлетики,гимнастики и др. С помощью этих упражнений достигается всестороннее развитие двигательных и скоростно-силовых качеств, укрепляется мышечный аппарат, повышается выносливость и общая тренированность детей и подростков.
Специальная физическая подготовка строится с учетом особенностей игровой деятельности футболиста и включает упражнения, способствующие развитию специальных качеств юного футболиста. Интенсивность и продолжительность упражнений, соотношение общей и специальной физической подготовки определяется возрастными особенностями воспитанников и уровнем их подготовки.
Одной из задач всесторонней подготовки подростков, занимающихся в секции, является овладение основами техники футбола. Техническая подготовка представляет собой процесс обучения юных спортсменов техники движений и действий, служащих средством ведения спортивной борьбы в футболе. Игра в футбол требует умения владеть комплексом специальных приемов: ударов по мячу, остановок, ведения мяча, обманных движений, вбрасывание и отбора мяча, а также техникой игры вратаря. По мере освоения технической подготовки, усложняется условия выполнения упражнений: остановка мяча в движении, передача мяча с различной степенью силы и т.д. Увеличивается быстрота исполнения приема, вводится пассивное и активное сопротивление со стороны партнера. В ходе технической подготовки основное внимание уделяется правильности выполнения движений и приемов. Совершенствование владения основными техническими приемами проводится в игровых упражнениях и в процессе самой игры. Конкретный подбор упражнений определяется возрастом занимающихся, уровнем подготовленности и качеством материально-технической базы.
Важной составляющей учебно-тренировочного процесса является тактическая подготовка. В содержание тактической подготовки входит обучение воспитанников совокупности индивидуальных и коллективных действий направленных на преодоление сопротивление противника в ходе игры. Обучение тактики футбола рассчитано на несколько лет обучения и основывается на технической подготовленности игроков. Тактическая подготовка проводиться различными методами. Отрабатывается взаимодействие в парах и тройках. Индивидуальные игрупповые тактические действия совершенствуются в игровых упражнениях на ограниченном участке поля, в игре в одни ворота, в игре в мини-футбол, непосредственно в игре. Программа подготовки юных футболистов включает обучение основным навыкам судейства и инструктажа. Обучение этим навыкам проводится в ходе двусторонних игр.
Количество часов, отводимых на каждый вид подготовки, определяется учебным планом-графиком работы группы и зависит от возраста занимающихся и уровня их подготовленности. Составной частью учебно-тренировочного процесса являются соревнования футболистов. Соревнования позволяют тренеру выявить эффективность методов обучения, и содействуют формированию морально-волевых качеств юных футболистов. Календарь соревнований составляется на каждый учебно-тренировочный год. В зависимости от уровня подготовленности команды могут принимать участие в соревнованиях различного уровня от внутришкольного до городского и областного и выше.
Целью занятий в секции являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры.
Слабая физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные нормативы по физической культуре в школе. Поэтому одной из важнейших задач стоящих перед учителем физической культуры является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической подготовленности.
Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в секции является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес учащихся, занимающихся данным видом спорта.
В группе решаются определённые задачи:
1)      укрепление здоровья и закаливание организма;
2)      привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
3)     обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
4)     овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола;
5)     участие в соревнованиях по футболу; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 5 – 10-минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). Теоретические сведения сообщаются в процессе проведения практических занятий. При изучении теоретического материала следует широко использовать наглядные мультимедийные пособия, видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия руководитель кружка рекомендует специальную литературу для самостоятельного изучения.
Учебным планом специальные часы на судейскую практику не предусматриваются. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований. Каждый учащийся должен уметь заполнить протокол соревнований, написать заявку, составить игровую таблицу, уметь организовать соревнования по футболу.
Инструкторская практика проводится не только в отведённое учебным планом время, но и в процессе учебно-тренировочных занятий. Задача инструкторской практики – научить подавать строевые команды, правильно показывать и объяснять упражнения, самостоятельно проводить занятия с группой.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Рекомендуется давать занимающимся задания на дом для самостоятельного совершенствования физических качеств и индивидуальной техники владения мячом.
Большинство практических занятий следует проводить на открытом воздухе.
В зависимости от возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают акцент на воспитание определённых физических качеств. Для эмоциональности занятий рекомендуется широко применять игры, эстафеты и игровые упражнения, включать элементы соревнований, использовать футбольные мячи.
Следует учитывать, что в процессе занятий, имеющих основную направленность на совершенствование техники и тактики игры, развиваются одновременно и физические способности занимающихся. В учебных играх и соревнованиях по футболу у занимающихся совершенствуется весь комплекс подготовки, необходимый футболисту - его техническая, тактическая, физическая и волевая подготовка.
Для эффективности обучения техническим приёмам игры необходимо широко использовать учебное оборудование: отражающие стенки, стойки для обводки, переносные мишени, подвесные мячи, переносные ворота.
Пути, средства и методы достижения цели
Достижение вышеуказанных целей требует решения целого ряда задач:
- формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение обучающимися основам техники и тактики современного футбола, последовательное повышение уровня освоения необходимых навыков;
- приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний по гигиене и физиологии, по основам техники и тактики игры, организации тренировок;
- развитие и совершенствование спортивно-силовых и двигательных качеств, осуществлениеобщей физической и специальной физической подготовки юных футболистов;
- воспитание необходимых черт личности спортсмена: целеустремленности, настойчивости,выдержки, самообладания, дисциплины, трудолюбия, коллективизма.
Воспитанники должны:Знать:
Терминологию избранной игры.
Правила и организацию проведения соревнований по футболу (мини-футболу).
Технику безопасности при проведении соревнований и занятий.
Правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи.
Уметь:
Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спорта, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга.
Подготавливать места занятий.
Разрабатывать комплексы упражнений для развития различных физических качеств.
Судить игры и соревнования.
Организовывать и проводить подвижные игры и игровые задания.
Сроки реализации программы обучения
Представленная программа организации работы кружка «Футбол» реализуется в течение 1 года: в 5 классах. Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю и направлена на более качественный уровень освоения навыков и умений игры в футбол.
Характеристика возрастной группы учащихся
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 11 - 12 лет в течение одного учебного года. Для этой возростной категории физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная — развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов. Цель специальной физической подготовки — достичь выполнения сложных приемов владения мячом на высокой скорости, улучшить маневренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств. В зависимости от возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают акцент на воспитание определенных физических качеств. Для эмоциональности занятий рекомендуется широко применять игры, эстафеты и игровые упражнения, включать элементы соревнований, использовать футбольные мячи.
Подготовка детей к сдаче нормативов осуществляется регулярно и является органической частью учебного процесса. Сдача нормативов осуществляется в соревнованиях, которые организуются и проводятся по планам.
Следует учитывать, что в процессе занятий, имеющих основную направленность на совершенствование техники и тактики игры, развиваются одновременно и физические способности занимающихся. В учебных играх и соревнованиях по футболу у занимающихся совершенствуется весь комплекс подготовки, необходимый футболисту,— его техническая, тактическая, физическая и волевая подготовка.
Формирование навыков в технике владения мячом — одна из задач всесторонней подготовки футболиста. На всех этапах занятий идет непрерывный процесс обучения технике футбола и совершенствования ее.
Обучая детей технике владения мячом, очень важно создать у них правильное зрительное представление изучаемого технического приема. Показ и объяснение хорошо дополнить демонстрацией видеозаписей.
Большое значение для успешного обучения техническим приемам игры в футбол имеют мячи, соответствующие возрасту занимающихся. Обучение технике игры в футбол является наиболее сложным и трудоемким процессом, поэтому на него отводится программой большая часть времени. Важно довести до сознания каждого ребенка, что для овладения техникой игры требуется большая настойчивость, прилежание и трудолюбие.
Для эффективности обучения техническим приемам игры необходимо широко использовать учебное оборудование: отражающие стенки, стойки для обводки, переносные мишени, подвесные мячи, переносные ворота.
Тренер должен следить за развитием у занимающихся физических качеств, а также за уровнем их технической подготовки. Для этого не менее 2 раз в год проводятся испытания по следующим контрольным нормативам:
Формы организации внеурочной деятельности
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
вводное занятие
Ведение мяча, отбор мяча.
удары по мячу
Остановки и обработка мяча.
Обводка с помощью обманных движений.
Взаимодействия игроков Технические действия Игра головой Развитие координационных способностей.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов, блоков, тем Всего, час Количество часов Характеристика деятельности обучающихся
Аудиторные Внеаудиторные I год обучения
1 Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности 2 1 2 Инструктаж по ТБ. История и развитие футбола и мини-футбола в России. Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
2 Ведение мяча, отбор мяча. 4 4 ОРУ. Индивидуальные действия в защите и в нападении. Тактика игры вратаря. Учебная игра
3 удары по мячу 6 6 ОРУ. Удары по прыгающему и летящему мячу. Развитие двигательных качеств. Учебная игра.. Удары по мячу с полулёта.
4 Остановки и обработка мяча. 3 3 Индивидуальные действия в защите и в нападении. Тактика игры вратаря. Учебная игра. Остановка опускающегося мяча. Развитие двигательных качеств. Учебная игра.
5 Обводка с помощью обманных движений 3 3 Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Ведение мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
6 Взаимодействия игроков
4 4 ОРУ. Ведение мяча носком, внутренней стороной стопы. Игра «Квадрат». Учебная игра
7 Технические действия
6 6 СФП .Тактика свободного нападения. Игры и игровые задания. Игра по упрощенным правилам. Комплексное развитие психомоторных способностей.
8 Игра головой
3 3 ОРУ. Удары по мячу головой. Эстафеты. Учебная игра.
9 Развитие координационных способностей 3 3 ОРУ. Обманные движения (финты). Игра «Квадрат». Учебная игра
Итого: 34 1 33 Содержание обучения
Тема 1. Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности
Тема 2. Ведение мяча, отбор мяча. Отбирание мяча у соперника
Тема 3. удары по мячу. Удары по мячу головой. Удары по мячу с полулёта.Техника удара по мячу. Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов.
Тема 4. Остановки и обработка мяча. Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой.
Тема 5. Обводка с помощью обманных движений. Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. Дриблинг футболиста
Тема 6. Взаимодействия игроков. Взаимодействия игроков в тройках Упражнение«квадрат». Двусторонняя учебная игра. Групповые обманные действия
Тема 7. Технические действия Игры на закрепление тактических действий, силовые упражнения. Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. Освоение тактики игры
Тема 8 Игра головой. Удары по мячу головой. Игра головой. жонглирование
Тема 9. Развитие координационных способностей. развитие скоростно-силовых качеств развитие выносливости.
Предполагаемые результаты реализации программы
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивным играм.
- формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение обучающимися основам техники и тактики современного футбола, последовательное повышение уровня освоения необходимых навыков;
- приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний по гигиене и физиологии, по основам техники и тактики игры, организации тренировок;
- развитие и совершенствование спортивно-силовых и двигательных качеств, осуществлениеобщей физической и специальной физической подготовки юных футболистов;
.
Формы и виды контроля
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьных и районных соревнованиях по мини-футболу и футболу. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы. Программой предусмотрено проведение испытаний по следующим контрольным нормативам в конце учебного года с целью выявлений уровня физической подготовленности занимающихся:
 
 
№  
Контрольные упражнения Возраст (лет)
10 11 12
1 Бег 30 м (с) 5,6 5,3 5,1
2 Бег 300 м (с) 72 61 59
3 6 – минутный бег (м.) 1050 1150 1300
4 Прыжок в длину с места (см.) 145 160 165
5 Бег 30 м. с ведением мяча (с.) 7,0 6,5 6,3
6 Удар по мячу ногой на дальность (м.) 25 35 45
7 Жонглирование мячом (количество ударов) 7 - 8 10 12
8 Удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий.) 4 - 3 4 5
9 Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (с.) 12,0 11,5 11
10 Бросок мяча рукой на дальность (м.) 6 - 7 9 13
Методические рекомендации.
Одним из игровых видов спорта, которым в оздоровительно-рекреативных целях с успехом могут заниматься многие мальчики и девочки, является футбол. Эта спортивная командная игра с мячом получила довольно широкое распространение благодаря своей доступности и увлекательности как для зрителей, так и для самих участников. В чём же заключается положительное влияние на здоровье занятий футболом?
Игра в футбол характеризуется обилием разнообразных технико-тактических приёмов и высоким эмоциональным накалом борьбы. Футбол представляет собой прекрасное средство для всестороннего физического развития. В процессе этой игры используются различные виды двигательной активности: бег, ходьба, прыжки. При этом во время матча непрерывно изменяется игровая ситуация и непосредственный контакт соперников. Занятия футболом оказывают положительное влияние на здоровье благодаря физической нагрузке, отличающейся переменной интенсивностью. Неоднократные ускорения темпа движения и прыжки постоянно чередуются с внезапными остановками и игровыми движениями в медленном темпе. Примерно до 30% от общего времени игры в футбол приходится на максимальную активность игроков. В среднем за один матч во время занятий футболом участник преодолевает около 12-15 километров и совершает около 40 скоростных рывков. Нагрузка, оказываемая игрой в футбол колеблется в довольно широких пределах: от аэробной, во время спокойных перебежек и занятия места на площадке ля игры, до анаэробно-алактатной, во время быстрых рывков к воротам соперника.
Многообразные и постоянно изменяющиеся игровые ситуации требуют от участников игры большого арсенала двигательных умений и навыков. В процессе совершенствования этих умений достигается значительное повышение уровня физической подготовленности человека, что оказывает неоценимое положительное влияние на здоровье.
При правильной организации занятий футболом открываются большие возможности для эффективного оздоровительного влияния на организм. В процессе игры человек проявляет двигательную активность, при этом хорошую тренировку получают органы дыхательного аппарата, железы внутренней секреции и даже пищеварительная система. Особо важную роль при организации движений играют многие звенья нервной системы, поскольку они постоянно контролируют и регулируют активность органов того или иного аппарата. Занятия футболом способствуют значительному расширению границ периферического зрения, что оказывает положительное влияние на быстроту и точность зрительного восприятия. Доказано, что при постоянных занятиях футболом чувствительность зрительного анализатора к восприятию световых импульсов сразу после матча увеличивается в среднем на 30%.
Физическая нагрузка, которую выполняет мускулатура человека во время игры в футбол, является важным фактором для укрепления и улучшения физиологического состояния сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений во время матча у участников достигает 180 – 210 ударов в минуту, а максимальное артериальное давление – до 180 – 200 мм ртутного столба. Энергетические затраты всего лишь за одну игру у профессионалов составляют внушительную цифру - примерно 1500 – 2000 килокалорий! Активно работающие мышцы для пополнения энергии «сжигают» большое количество жировых отложений и таким образом способствуют избавлению от избыточной массы тела, придавая стройность и подтянутость фигуре. А поскольку о негативном влиянии на здоровье «лишних» килограммов написано уже множество научных трудов, становится очевидным ещё один аргумент в пользу выбора занятий футболом в качестве активного отдыха.
Частота совершения дыхательных движений во время игры в футбол достигает 50 – 60 циклов за одну минуту, а минутный объём дыхания варьирует в пределах 120 – 150 литров. Поэтому такая интенсивная нагрузка на органы дыхания оказывает положительное влияние на здоровье за счёт увеличения жизненной ёмкости лёгких, которая у футболистов зачастую составляет более 6 литров.
Полезное влияние на здоровье человека занятий футболом может быть обусловлено не только целостной игровой деятельностью, но и выполнением различных отдельных игровых упражнений, используемых на тренировке. Некоторые элементы футбола нашли применение в оздоровительно-лечебной физкультуре.
Для того, чтобы занятия футболом оказывали только положительное влияние на здоровье, следует уделить повышенное внимание некоторым вопросам подготовки к тренировкам. В частности, заниматься игрой в футбол рекомендуется только в трикотажной спортивной форме, которая обеспечивает высокую проницаемость для воздуха даже при некотором увлажнении (что может наблюдаться при интенсивном потоотделении во время игры). Спортивная обувь, подбираемая для занятий футболом, должна быть удобной, комфортной и способной обеспечивать выполнение всего многообразия движений, совершаемых во время игры. Также следует обратить внимание на состояние поверхности игровой площадки для футбола. Наличие даже небольших неровностей на этой поверхности способно привести к возникновению серьёзных травм у игроков (ушибы, растяжения голеностопного сустава, вывихи). Однако, учитывая высокий темп игры и сложность некоторых совершаемых движений, даже при идеально ровной площадке для занятий футболом серьёзные травмы можно получить непосредственно в ходе матча. Поэтому, во избежание травмирования игроков, все участники должны строго соблюдать правила игры.
Помимо собственно полезного влияния на здоровье человека, занятия футболом способствуют развитию самообладания, повышенной выдержки, инициативности и креативности мышления, смелости и решительности. Систематические тренировки ведут также к формированию самостоятельности, настойчивости и целеустремлённости.
Однако, несмотря на большой спектр воздействия данной игры на организм человека, необходимо учитывать, что для игры в футбол может быть также и довольно много противопоказаний. Это связано с тем, что в игре в обязательном порядке присутствуют:
быстрые перемещения игроков по площадке с резким изменением направления движения;
ускорения в предельном и околопредельном темпе;
прыжки;
резкие широкие маховые движения руками и ногами;
резкие движения во время удара по мячу;
высокая нагрузка на вегетативные системы организм;
могут возникнуть ситуации единоборства (зачастую силового), ситуации, когда быстролетящий мяч попадает в тело человека.
Таким образом, футбол не может быть рекомендован лицам с какими либо серьезными отклонениями в состоянии здоровья, особенно с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, систем анализаторов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Скорее всего, его нужно рассматривать как ценное рекреативное средство физической культуры именно для лиц основной медицинской группы, у которых необходимо в широком спектре воздействовать на физиологические системы организма и для удовлетворения в данной группе естественной потребности человека в разнообразных движениях.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Спортивный инвентарь и оборудование Кол-во в наличии Необходимый минимум
Малые мячи 20 0,5 от числа уч-ся в кл.
Футбольные мячи Мини-футбольные мячи
Футбольные ворота с сеткой 10
2
2 0,5 от числа уч-ся кл. 0,5 от числа уч-ся кл.
2
Скакалка гимнастическая Палка гимнастическая 15 15 0,5 от числа уч-ся в кл.
0,5 от числа уч-ся в кл.
СОГЛАСОВАНО
Протокол МО учителей гуманитарного цикла
от «___» ________ 20___ г. № ____
______________ В.В. Баранова СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 3
______________ Т.В. Попова
«___» ________ 20___ г.