Конспект урока:Б.Л. Пастернак. Своеобразие художественного мироощущения поэта: природа и социальная революция – проявление могучего напора жизни, всемерного возмездия и справедливости. Образ поэзии-губки
Предмет: русская литература класс: 11 урок: 9,10 01.10 – 06.10
Тема: Б.Л. Пастернак. Своеобразие художественного мироощущения поэта: природа и социальная революция – проявление могучего напора жизни, всемерного возмездия и справедливости. Образ поэзии-губки, растворение, слияние поэта с мирозданием, назначение поэта, искусства – не исказить истинного голоса жизни во всей ее природной и общественной целостности. Лирика: «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…», «Плачущий сад», «Определение поэзии», «Весна, я с улицы…», «Осень», «Август» (из романа «Доктор Живаго»), «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…». РР: Анализ лирических произведений
Для заучивания наизусть: Б.Л. Пастернак. «Сестра – моя жизнь и сегодня в разливе».
Цели. Образовательные: научить анализировать поэтический текст в единстве содержания и фор.
Развивающие: развивать ассоциативное и логическое мышление, умение видеть связь между содержанием и формой, умение обобщать.
Воспитательные: воспитывать любовь к поэзии, эстетический вкус.Межпредметные связи: с русским языком, историей,музыкой. живописью
Тип: комбинированный.
Методы и формы:
По источнику получения знаний Словесно-иллюстративный
По уровню активности познавательной деятельности Исследовательская работа в группах, репродуктивный анализ
По технике Коллективная мыследеятельностьПо функциям Моделирование, преобразование языкового материала
Наглядность и оборудование урока: презентация по биографии Б.Л.Пастернака, карточки-задания, тексты стихотворений, видеоряд к стихотворению, аудиозапись лирической музыки.
Примечание: с сообщениями по биографии выступают заранее подготовленные учащиеся; синквейн ученики составляют дома.
Ход урока:
Учитель вместе с учениками определяет задачи урока. Запишите в тетрадях тему урока. Давайте осмыслим тему урока и определим задачи урока. (Ученики определяют задачи урока и записывают их в тетради).
1)Познакомиться с основными этапами жизни поэта.
-- Какое слово будет ключевым во второй части темы урока? ( Эволюция)-- Что обозначает это слово? (Медленное, поступательное развитие)-- Так какова будет задача урока? Посмотреть, как проходило становление Пастернака-поэта.
3)Работа с литературными терминами:
Рифма – звуковой повтор в конце строк как важный рычаг ассоциативного мышления.
Метафора – Художественный троп, в основе которого лежит не названное сравнение с каким-либо другим предметом на основе сходства.
Звукопись – стилистический приём усиления выразительности поэтической речи повторами гласных и согласных звуков.
Ассонанс – созвучие гласных звуков.
Аллитерация – созвучие согласных звуков.
Символизм, акмеизм, футуризм – основные литературные течения Серебряного века.
Футуризм – какому литературному течению характерны следующие признаки: полное отрицание литературного наследия, создание нового искусства, словотворчество, эпотажность.
«Леф» - как называлась последнее объединение футуристов, которым руководил В.Маяковский.
.Вопрос классу. Какой путь прошёл молодой Пастернак, прежде чем стал поэтом?
I. Основные этапы жизни поэта. На экране портрет Б.Л.Пастернака.(1890-1960)
«Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос… - вспоминал художник Юрий Анненков. – Встречи и разговоры с Пастернаком, как бы кратки они ни были, меня всегда волновали. Его особая форма речи, столкновения поэтической отвлечённости с уличной повседневностью, сплетение синтаксического своеобразия с бытовым щебетом, и так – о чём бы он ни говорил: о любви, об искусстве или о какой-нибудь мелочи…».
1.Сообщение ученика по биографии Б.Пастернака с использованием презентации. Формирование Пастернака-поэта. (С сообщением выступает заранее подготовленный ученик).
А теперь ответьте на вопрос: Какой путь прошёл молодой Пастернак, прежде чем стал поэтом?
Что оказало влияние на формирование Пастернака – поэта?
Вывод: Семья занимала важное место в становлении и развитии будущего поэта. Творческая обстановка дома, где часто устраивались музыкальные вечера, на которых присутствовали известные музыканты, художники, писатели. Фон, на котором происходило становление личности поэта, задавал высокие критерии требований к самому себе.
2.На экране портреты В.В.Маяковского и Б.Л.Пастернака.--Чьи портреты перед нами на экране?
-- Как связаны поэты, попробуйте предположить? (Совпадает год рождения, начало творческого пути).-- Обратите внимание на фрагмент одного из ранних стихотворений:
Я – свет. Я тем и знаменит,
Что сам бросаю тень.
Я – жизнь земли, её зенит,
Её начальный день.
«Когда за лиры лабиринт…
Вопрос классу. Как атмосфера 1930-ых годов отразилась на мироощущении Пастернака? Почему?
2. « Начальная пора».(20-30-ые годы в жизни Б.Л.Пастернака) Сообщение ученика.
Класс отвечает на поставленный вопрос, делает вывод.
Вывод: Атмосфера конца 1920-х – начала 1930-х годов наложила печальный и грустный отпечаток на мироощущение Пастернака, что отразилось в его творчестве. Через двадцать лет он вспоминал об этом времени: «Именно в 36-ом году. Когда начались эти страшные процессы, всё сломалось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Личное творчество кончилось. Оно пробудилось накануне войны, может быть, как предчувствие, в 1940 году»
3. На экране портреты И.А.Бунина, М.А.Шолохов, Б.Л.Пастернак. И.Бродский, А.Солженицын.
-- Подумайте, предположите, чьи это портреты, что связывает этих и людей? (Поэты и писатели, награжденные Нобелевской премией, среди них Б. Пастернак).-- Спрогнозируйте, как могли складываться отношения с властью у поэта, получившего столь высокую награду? А теперь прослушаем сообщение и посмотрим, насколько ваши прогнозы оправдались.
3. Сообщение учащегося: «Пастернак и власть»
- Так каковы были отношения с властью?
Вывод: Отношения с властью были сложным. Более того Пастернак семь раз с 1946 года выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, присуждена была в 1958 году, а получить он её так и не смог.
Сегодня мы будем говорить о Пастернаке как о поэте, и я думаю основные этапы его жизни помогут понять эволюцию его лирики.
II.Эволюция лирики Б. Пастернака.
1.Анализ лирического стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать» (1912 г).
1. Актуализация темы.
Задание-загадка. Написать пятистишье на тему “Февраль”. (На столах у ребят лежит памятка.)
Памятка.
Существительное.
2 – 3 прилагательных.
3 глагола.
1 предложение, высказывание по данной теме.
Ассоциация.
-Выразительное чтение стихотворения наизусть. (Сопровождается видеорядом).
- Каково, на ваш взгляд, настроение в стихотворении? Помогла ли презентация вам почувствовать настроение стихотворения? Как вы думаете, удалась ли презентация автору? Если нет, то какие советы вы могли бы дать автору? Соответствует ли музыка видеоряду презентации?
-Как вы поняли содержание стихотворения? О чем оно?
- Какова тема этого стихотворения? (Это стихотворение о рождении поэзии).
Учитель: Стихотворение “Февраль…” имеет три варианта, датированных 1912, 1928 и 1945 годом. Мы с вами анализируем второй, знаменитый вариант 1928 года. Литературоведы считают, что в лирике Б.Пастернака есть стихотворения, в которых отсутствует словесное выражение лирического героя в виде местоимения я. Действие, относимое к одному предмету, может быть отнесено и к другому. Неопределенность в этом отношении оказывается необходимой для полноты лирического высказывания. Таким путем стираются грани между лирическим “я” и миром.
- Ребята, мне встретилось высказывание: “В стихотворении Б.Пастернака “Февраль…” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга”. Как вы думаете, можем ли мы взять эти слова тезисом к анализу стихотворения «Февраль»?
Исследовательская работа в группах.
1 группа.
1. Определите, какие образы, краски, звуки использует поэт в стихотворении? Прокомментируйте. В результате работы появляются следующие наблюдения.
Предметный и звуковой ряд стихотворения явно прописывают два мира: мир природы и мир человека, которые тесно связаны между собой, перекликаются.
(человек) (природа)
Февраль февраль
Достать грохочущие
Чернил слякоть
Плакать горит
Пролетка ливень
Благовест шумней
Клик сорвутся
Колес лужи
Шумней обрушат
Слез проталины
Криками чернеют
Изрыт ветер
Между двумя мирами постоянны смысловые переклички. В кольце между начальным и конечным навзрыд (писать о феврале навзрыд и слагаются стихи навзрыд).
- Что значит навзрыд? (безудержно, безутешно, горько) Как вы понимаете «плакать навзрыд».
А что значит слагать навзрыд?
Как видим краски чёрные и во тьме черного эти миры движутся, действуют, полные звуков и влаги. Но мрачные ли они? Нет, так как они передают динамику прихода весны, ассоциируются с цветом показавшейся из-под снега земли, а это цвет обновления жизни.
2 группа
1. Какие ещё средства художественной выразительности использует автор.
Наблюдения. На наш взгляд, особенностью поэзии Пастернака является предметная детализация видимого и слышимого мира природы и человека (благовест, клик колёс, шум ливня, обугленные груши, тысячи грачей); образный ряд создаётся с помощью метафорических эпитетов (грохочущая слякоть, обугленные груши, сухая грусть). И конкретные, реальные образы наполняются метафорическим смыслом. Контекстуальные синонимы к слову февраль – слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины, помогают увидеть зарождение весны в недрах февраля. Весна символизирует рождение новой жизни в природе и пробуждение чувств в человеке, которые могут явиться основой для рождения поэзии, потому что именно эти образы заставляют «достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд». Звуки двух миров автор передаёт с помощью звукописи. Благовест, клик колёс, грохочущая слякоть, шум ливня, тысячи грачей сорвутся в лужи, слагаются стихи навзрыд.
ПроЛётка – Ливень – сЛёзы;
коЛёса, кЛик, бЛаговест, слагаются, Лужи…
А с другой стороны –
Сорвутся в луЖи и обруШатсуХую грусть на дно оЧей.
В этой миниатюре мир представлен звучащим на многие лады: здесь и напевность, и шуршание и грохот…. Всё это музыка приближающейся весны. Звуковая организация: через все стихотворение отчетливо проходят звуковые повторы свистящих и шипящих (ч, з, щ, ш, ж), разные варианты сочетаний со звуком Р (ра, ры, гро, гор, ор, гри, ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри), все они подготавливают конечное навзрыд. Стоящие рядом с ним в последнем 16 стихе слагаются стихи в звуковом плане кажутся неожиданными. Их звуковые аналогии:
Слякоть – Слез – Случайней – СорвуТСя – СлагаюТСядоСТать – шеСТь – благовеСТ – перенеСТись – груСТь – Стихи. Так идея двойственности мира человека и мира природы подтверждается и на звуковом уровне.
- Как вы понимаете, слагаются стихи навзрыд?
3 группа
1. Проследите синтаксическую организацию стихотворения, как она работает на раскрытие тезиса?
Наблюдения.Особенности синтаксиса. Стихотворение начинается назывным предложением. Февраль. У нас возникли ассоциации. ( Это позёмка, вьюга, мороз, ветер…,но есть и «февральская лазурь, то есть ощущение скорой весны, таяния снега. В стихотворении много используется инфинитивных предложений. Глаголы, стоящие в неопределённой форме, употребляются в значении повелительного наклонения, обращённого к самому лирическому герою. Это подчёркивает ощущение необходимости этого действия, невозможности не осуществить его. Обратите внимание на особенность третьей строфы: вся она является придаточным предложением, однородным тому, которое есть во второй строфе. Это придаёт тексту дополнительную эмоциональную напряжённость. Нарастание чувства усиливает приём разрушения автором фразеологизма «плакать навзрыд», превращённого в словосочетание «писать навзрыд»)- Давайте сделаем выводы:
Вывод 1.
- Как вы считаете, смогли мы с вами доказать тезис: “В стихотворении Б.Пастернака “Февраль…” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга”.
- Хотите узнать, кому принадлежат эти слова?
Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б.Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности. “В стихотворении Б.Пастернака “Февраль…” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга”. (Учитель открывает запись высказывания на экране для актуализации зрительного и слухового восприятия).
Вывод 2. Как вы думаете, сколько планов имеет стихотворение, и какие?
Стихотворение имеет два плана внешний и внутренний. Внешний – это образ приближающейся во всёмчувствующейся весны, а внутренний – это процесс пробуждения поэзии.
Вывод: Острым зрением художника поэт видит образы весны, наполненной музыкой обновления, преображения мира, омытого шумным ливнем. Конкретные реальные внешние образы наполняются метафорическим смыслом. Чувства, ощущения, переживания усиливаются, нарастают – лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся, обрушившейся на него потоком жизни, полной скрытого драматизма, обретает способность«слагать стихи, писать о феврале навзрыд». Реальность поэзии поднята до действительности природы; природа и поэзия уравнены: поэзию творит органическое включение поэта в мир живой природы, что и даёт ему способность слышать полифонию пробуждающегося мира.
4 группа
1. Проанализируйте значение слова чёрный, что обозначает, и в каком значении употребляется в контексте предложения?
2. Изобразите в цвете свое впечатление от стихотворения.
Наблюдения. Любопытен анализ слова “черный” в стихотворении. С одной стороны, в тексте очень много черного цвета. Причем в этом понятии присутствует некая двойственность: черный относится и к миру человека (чернила) и к миру природы (весною черною горит, проталины чернеют, тысячи грачей, как обугленные груши). Но, несмотря на обилие черного цвета в стихотворении, произведение не выглядит мрачным. Цветовая картина текста – светлая. Если нарисовать стихотворение в цвете, то это будет плавный переход от ярко-синего цвета к розовому и зеленому.
На такой светлой ноте мы заканчиваем урок.
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание. Проанализировать стихотворения «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути» Индивидуальное задание. Сделать презентацию. Выучить наизусть «Сестра – моя жизнь и сегодня в разливе».
Приложения. I. Основные этапы жизни поэта. На экране портрет Б.Л.Пастернака.(1890-1960)
«Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос… - вспоминал художник Юрий Анненков. – Встречи и разговоры с Пастернаком, как бы кратки они ни были, меня всегда волновали. Его особая форма речи, столкновения поэтической отвлечённости с уличной повседневностью, сплетение синтаксического своеобразия с бытовым щебетом, и так – о чём бы он ни говорил: о любви, об искусстве или о какой-нибудь мелочи…».
1.Сообщение ученика по биографии Б.Пастернака с использованием презентации.
Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Вырос в удивительной семье, где всё способствовало пробуждению тяги к творчеству. Отец, Леонид Осипович, был известным художником, академиком живописи; Мать, Розалия Исидоровна, - прекрасной пианисткой. Лев Толстой, бывавший в числе других знаменитостей в доме Пастернаков, заслушивался её игрой. К музыке, к безграничной «тьме мелодий» обратился Пастернак в отрочестве, мечтая о композиторской стезе. С тринадцати лет упорно изучал теорию музыки. Но в конце концов решил, что, не имея абсолютного слуха, не может стать профессиональным композитором. «музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным». В 1909году Пастернак поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета и основательно взялся за философию. Чтобы пополнить своё философское образование, он в 1912 году едет в Германию и один семестр учится в Марбургском университете. Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию.
Ещё в 1908 – 1909 годах у Пастернака пробудился интерес к современной поэзии, и завязались дружеские отношения в этой среде. Он принимает участие в поэтическом кружке Ю.П.Анисимова, пробует силы в литературной работе. Но лишь после Марбурга окончательно прояснилось его истинное призвание. Охладев к философии, Пастернак полностью отдаётся поэтическому искусству, которое с 1913 года становится главным и постоянным делом его жизни. Тут нашли применение все его способности: верный и восприимчивый к окружающему миру глаз человека, воспитанного живописью; чуткий слух, вымуштрованный систематически занятиями музыкой; способность философски осмыслить всё увиденное и пережитое. Много лет спустя он напишет в стихотворении «О. знал бы я, что так бывает…» (1932г.):
О. знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью убивают,
Нахлынут горлом и убьют!..
………………………………
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Приложение 2.
2. « Начальная пора».(20-30-ые годы) Сообщение ученика.
О своих первых шагах в литературе Пастернак рассказал в автобиографическом очерке «Люди и положения» (1956 г.) Первые стихи Пастернака появились в альманахе «Лирика» в 1913 г. Настоящим своим поэтическим успехом поэт считал книгу «Сестра моя – жизнь», созданную летом 1917 года, но вышедшую в 1922 году. Её дополнила вышедшая в 1923 году книга «Темы и варьяции». В этих книгах Борис Пастернак, вступавший в мир в союзе с футуризмом (он входил в группу «Центрифуга»), но преклонявшийся перед Блоком, определился как поэт лирический, но «тоскующий по эпосу, по прозе, по обыденности (Д.Лихачёв). С Маяковским Пастернак познакомился в 1914 году. После Октября 1917 года Пастернак примыкал к литературному объединению «Леф» (левый фронт искусств), куда входили В.Маяковский, Н.Асеев, С Третьяков, О.Брик и др. Пастернак не был согласен с установкой лефовцев. Его влекла поэтическая дерзость, личность Маяковского. Позже он вспоминал о Маяковском: «Сразу угадывалось, что если он и красив, и остроумен, и талантлив, и, может быть, архиталантлив, - это не главное в нём, а главное – железная внутренняя выдержка, какие-то заветы или устои благородства, чувство долга по которому он не позволял себе быть другим, менее красивым, менее остроумным, менее талантливым». Пастернаку особенно нравилась ранняя лирика Маяковского, «её серьёзность, тяжелая, грозная, жалующаяся». Обнаружив в собственных стихах некоторые «технические совпадения» с Маяковским (в построении образов, рифмовке), Пастернак признавался: «чтобы не повторять его и не казаться его подражателем», подавил «в себе задатки, с ним перекликавшиеся». Дружба поэтов длилась несколько лет. Ещё в 1923 году в стихотворении «Нас мало, нас может быть, трое…» Пастернак писал о трёх избранниках поэзии, имея в виду Маяковского, Асеева и себя. Однако вскоре отношения между поэтами испортились. Не разделяя установку лефовцев «искусство – на злобу дня», не принимая окружение главного редактора, «людей фиктивных репутаций и ложных неоправданных притязаний», Пастернак вышел из Лефа, затем порвал и с Маяковским. Он считал, что Маяковский разменивает свой поэтический талант на пропагандистское усердие и занимается ремесленным полуискусством, что является его второй смертью. А Маяковский за уход из «Лефа» назвал Пастернака предателем. Несмотря на их взаимоотношения, Пастернак тяжело переживал смерть Маяковского. Творчество этого периода было окрашено в мрачные тона.
С начала 1930-ых годов Пастернак принимает активное участие в создании Союза писателей и выступает с речью на первом съезде. В это время о нем много писали. Н.Бухарин, выступая на первом съезде писателей с докладом о поэзии, назвал его поэтом «очень крупного калибра». В 1935 году Пастернак в Париже на Международном конгрессе в защиту культуры выступает с докладом. В это время он принимает решение писать роман о судьбе своего поколения, в связи с необходимостью собрать фактический материал для своей будущей прозы он предпринимает поездку под Свердловск. Во время поездки Пастернак столкнулся с такими трагическими явлениями эпохи, как эшелоны раскулаченных крестьян. Он открыл для себя правду о советской действительности 1930-ых годов. К лету 1935 года поэт оказался на грани душевного заболевания. В феврале 1936 года в Минске на третьем пленуме правления Союза советских писателей он заявил о праве писателя на свободу и смелость воображения, о праве на риск и самопожертвование, что было воспринято литературным руководством как сопротивление официальной политике партии в области литературы. Теперь обвинения в его адрес приобрели политический характер.
Приложени3. Сообщение учащегося: «Пастернак и власть»
Поэт в военные годы был в эвакуации в Чистотоле, недалеко от Елабуги, где покончила с собой Цветаева, но в 1943 году выезжал на Брянский фронт. После Великой Отечественной войны поэт начал создавать главную свою книгу – роман «Доктор Живаго». « Хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие…. Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, - писал он в 1946 году двоюродной сестре О.М.Фрейденберг.
В романе о судьбах интеллигенции в годы революции Пастернак как бы вернулся, но в ином качестве, с новым историческим багажом к романтическому представлению о жизни человека как жизни гения, творца: главный герой доктор Живаго ещё и поэт, «нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским», - признавался сам Пастернак.
Роман Пастернака «Доктор Живаго» впервые был напечатан в Италии, сначала на итальянском (1957 г.), а затем на русском (1958 г.) Ещё до появления романа началась травля Пастернака. Узнав, что рукопись находится за границей, власти стали требовать от автора объяснений и раскаяния.
Отвечая своим обвинителям, поэт писал: «Люди, нравственно разборчивые, никогда не бывают довольны собой, о многом сожалеют, во многом раскаиваются. Единственный повод, по которому мне не в чем раскаиваться в жизни, это роман. Я написал то, что думаю, и по сей день остаюсь при этих мыслях. Может быть ошибка, но я не утаил его от других. Уверяю Вас, я бы его скрыл, если б он был написан слабее. Но он оказался сильнее моих мечтаний, сила же даётся свыше, и, таким образом, дальнейшая его судьба не в моей воле. Вмешиваться в неё я не буду. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое».
В 1958 году Шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию. В СССР разразилась настоящая буря. «Литературная газета» писала: «Присуждение награды…за убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение – это враждебный политический акт, направленный против советского государства…против советского строя, против идей всепобеждающего социализма…. Бесславный конец ждёт и воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение». На президиуме Союза писателей СССР был поднят вопрос о действиях…Б.Пастернака, «не совместимых со званием советского писателя». Пастернака лишают звания советского писателя , исключают его из членов Союза писателей СССР. Собрание обращается к правительству с просьбой о лишении предателя советского гражданства.
Положение писателя стало «трагически трудным». Он был вынужден отказаться от Нобелевской премии и просить главу партии Н.С.Хрущёва не высылать его из страны. «Я связан с Россией моим рождением, моей жизнью и моей работой. Я не могу представить себе мою оторванность от неё и жизнь вне её…. Мой отъезд за границы моей родины равносилен для меня смерти…». Поэта не выслали, но пережитое сказалось на его здоровье – за инфарктом последовал рак лёгкого. 30 мая 1960 года Б.Пастернак скончался. А Нобелевская премия была вручена лишь 9 декабря1989 года в Стокгольме Евгению Борисовичу Пастернаку, старшему сыну поэта, и только за год до этого в России впервые напечатали сам роман «Доктор Живаго».
Карточка 1.
1.Определите, какие образы-предметы встречаются в стихотворении Б. Пастернака? Конкретизируйте, какие из них характеризуют мир природы, а какие мир человека?
2. Какие звуки слышатся в стихотворении?
3. Как изображает автор два мира в стихотворении отдельно или в единстве и гармонии?
4. Какой цвет преобладает в стихотворении, как это связано с настроением стихотворения?
5. Сделайте вывод, как идею двойственности миров показал автор образной и звуковой системой стихотворения. Соотнесите с предложенным тезисом.
Карточка 2.
1. Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?
2. Найдите примеры художественной детали, какова её роль в стихотворении?
3. Найдите метафорические эпитеты, какова их роль в стихотворении?
4. Контекстуальные синонимы февраль – слякоть , весна, ливень, грачи, лужи, проталины, какую роль они играют в тексте?
5. Какова роль звукописи?
а) ПроЛётка – Ливень – сЛёзы;
коЛёса, кЛик, бЛаговест, слагаются, Лужи…
А с другой стороны –
Сорвутся в луЖи и обруШатсуХую грусть на дно оЧей.
б) Слякоть – Слез – Случайней – СорвуТСя – СлагаюТСядоСТать – шеСТь – благовеСТ – перенеСТись – груСТь – Стихи..в) разные варианты сочетаний со звуком Р (ра, ры, гро, гор, ор, гри, ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри).
Карточка3.
1. Проследите синтаксическую организацию стихотворения.
2. как называется первое предложение. Февраль. Какую роль оно играет в тексте стихотворения?
3. Посмотрите, в какой форме употребляется большинство глаголов и в каком значении они употребляются в тексте стихотворения?
4. Каким предложением является третья строфа в единстве со второй? Что она придаёт тексту?
5. Сделайте вывод и соотнесите с тезисом , Как раскрывается тема и идея стихтворения на синтаксическом уровне?
Карточка 4.
1. Проанализируйте значение слова чёрный, что обозначает, и в каком значении употребляется в контексте предложения?
2. Словеснозобразите в цвете свое впечатление от стихотворения.