Конспект урока литературы на тему Тема: ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ. (5 класс)


Урок литературы в 9 классе по произведению Ф.М. Достоевского «Белые ночи». «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
Анализ произведения. Акцентное вычитывание текста.Какова история создания произведения?
Повесть была создана писателем в сентябре-ноябре 1848 года и впервые опубликована в журнале «Отечественные записки» (1848, № 12) с посвящением другу молодости Достоевского поэту Алексею Николаевичу Плещееву. Повесть носит подзаголовок «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя».
Слово учителя
Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Тема эта всю жизнь волновала Достоевского. Образ мечтателя в «Белых ночах» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. В молодости писатель и сам увлекался романтической литературой. Вспоминая об этом, Достоевский писал в 1861 г.: «...Бегу к себе на чердак, надеваю свой дырявый халат, развертываю Шиллера и мечтаю, и упиваюсь, и страдаю <...> и люблю <...> А настоящую Амалию я <...> проглядел: она жила со мной под боком, тут же за ширмами».
Неудовлетворенность действительностью сближает молодого Достоевского и его героя — Мечтателя. И если, с одной стороны, Достоевский утверждает, что такая призрачная жизнь Мечтателя уводит от настоящей действительности, то с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни, ее влияние на вдохновение художника: «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу».
Эпиграфом к произведению автор выбрал слова Ивана Тургенева из стихотворения «Цветок» (1843): «…Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?…» Какова роль эпиграфа?
Помогает понять основную мысль, заключённую в последних строках: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую…?»
В чём смысл названия повести?
Белые ночи – светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Слово «ночь» вызывает определённые ассоциации: темнота, мрак, страх, господство тёмных сил. Но оксюморон «белые ночи» помогает нам представить необычные ночи, светлые, счастливые, когда герой уходит в придуманный им мир грёз, мечтаний и снов. Не случайно произведение разделено не на главы, а на ночи, ведь герой меряет самый счастливый отрезок жизни именно ночами. Произведение состоит из шести глав («Ночь первая», «Ночь вторая», «История Настеньки», «Ночь третья», «Ночь четвёртая», «Утро»).
Каков главный герой?
-3810-63500Молодой человек 26‑ти лет, где-то служащий и получающий нищенское жалование 1200 рублей в год. Он уже 8 лет живет в Петербурге. Он поэт по натуре, мечтатель, он способен, как ему кажется, быть счастливым и в одиночестве. Он еще ни разу не влюблялся, жил мечтами и, встретив Настеньку и полюбив ее, раскрывается перед нею, говоря о себе в третьем лице: «Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Селится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света, и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу, как улитка, или, по крайней мере, он очень похож в этом отношении на то занимательное животное, которое и животное и дом вместе, которое называется черепахой». Больше всего герой-повествователь боится утратить способность мечтать, он страшится реальности. Еще едва только познакомившись с Настенькой, он выдает в разговоре с нею свой страх: «Теперь, когда я сижу подле вас и говорю с вами, мне уж и страшно подумать о будущем — опять одиночество, опять эта затхлая ненужная жизнь...»
Эти четыре необыкновенные ночи стали для него «минутой блаженства и счастия», которая теперь словно неиссякаемый источник энергии будет поддерживать существование Мечтателя долгие годы.
Какой вы представляете Настеньку?
-3810000Главная героиня повести; 17-летняя «премиленькая брюнетка», с «хорошенькими маленькими ручками», при первой встрече с Мечтателем — в «премиленькой жёлтой шляпке и в кокетливой чёрной мантильке». Мечтателю, который спас её от какого-то похотливого прохожего, она поведала краткую историю свой жизни.
Расскажите историю жизни главной героини.
Она сирота, живёт со слепой бабушкой в маленьком собственном домике, бабушка два года назад пришпилила её к своей юбке булавкой, но это не помешало Настеньке влюбиться в Жильца, который поселился у них в мезонине. Год назад он вынужден был уехать в Москву по своим делам, обещал ровно через год вернуться и жениться на ней. Вот Настенька и гуляла по ночным улицам Петербурга, ожидая жениха, ибо сверх срока уже минуло три дня. Для Настеньки всё кончится благополучно — жених появится, а влюбившийся в неё Мечтатель согласится быть только другом. Добрая Настенька в прощальном письме к нему восклицает: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!..»
Жилец. Что он за человек?
Жених Настеньки. Это был «молодой человек, нездешний, заезжий <...> приятной наружности». К тому времени Настенька уже год как была пришпилена булавкой к бабушкиной юбке. Но никакая булавка не смогла удержать девушку: она сначала влюбилась в Жильца. Он начал давать ей книги, в театр ее сводил на «Севильского цирюльника». Так что, когда он собрался уехать в Москву, Настенька безоговорочно решилась бежать с ним. Но молодой человек дал ей слово, что ровно через год, поправив свои дела и обеспечив будущую семью, приедет и женится на ней. Через год жилец–жених объявился — не забыл он Настеньки, просто чуть опоздал...
Почему опасно быть Мечтателем?
Мечтатель живёт в мире своей фантазии. В письме к брату в январе — феврале 1847 г. Достоевский точно формулирует «идею» мечтателя: «Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе, с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх. Нервы и фантазия займут очень много места в существе. Всякое внешнее явление с непривычки кажется колоссальным и пугает как-то. Начинаешь бояться жизни...»
К какому типу героев принадлежит Мечтатель?
Достоевский рассматривает Мечтателя как разновидность типа «лишнего человека», а его трагедию — как трагедию вынужденного бездействия. «Многие ли, наконец, нашли свою деятельность? — пишет Достоевский в очерках «Петербургской летописи» в 1847 г. — <...> В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем...»
Что же спасает героя произведения от «греха» мечтательства?
Любовь Мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и чиста, как белые ночи.
Участь Мечтателя печальна, он снова одинок, однако безысходного трагизма нет. Почему?
Мечтатель благословляет своего доброго гения: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которые ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»
-990602222500Что значит счастье для героев произведения?
Счастье — это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое, — вот мысль Достоевского. «Послушайте, — говорит Настенька, — зачем мы все не так, как бы братья с братьями?»
Какие качества характера объединяют Настеньку и Мечтателя?
Доброта, скромность, искренность, чуткость, сострадательность.
Какое значение имеет финальный эпизод произведения?
Финальный эпизод — глава «Утро» — показывает преображение мира в глазах разочарованного героя: «Не знаю отчего, мне вдруг представилось, что комната моя постарела так же, как и старуха. Стены и полы облиняли, все потускнело; паутины развелось еще больше. Не знаю отчего, когда я взглянул в окно, мне показалось, что дом, стоявший напротив, тоже одряхлел и потускнел в свою очередь, что штукатурка на колоннах облупилась и осыпалась, что карнизы почернели и растрескались и стены из темно-желтого яркого цвета стали пегие...» Мечтательность не исчезла, герой продолжает стойко придерживаться своего романтического взгляда на жизнь, поэтому итог, который он подводит всей этой истории 15 лет спустя, оказывается провозглашением гимна бескорыстной любви.