Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания


Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания
План
1. Понятия «технология», «педагогическая технология», «воспитательная технология».
2. Личностно–ориентированные технологии в школе:
А) технология сотрудничества;
Б) технология педагогической поддержки;
В) технология педагогического общения;
Г) технология предъявления педагогического требования;
Д) технология педагогического разрешения конфликта.
(Слайд2) «Технология» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» - наука.
Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решениякаких-либопроблем.
В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий.
(Слайд 3) Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе указанных психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы. Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Рассмотрим отдельные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике.
           В  настоящее время, как никогда ранее,   система образования  должна учитывать возможности и потребности человека.   Характер образовательной системы должен быть  личностно – ориентированным.     
 (Слайд4)   Личностно–ориентированные технологии в школе направлены на организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.
Предполагается применение технологии личностно - ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В рамках личностно -ориентированной технологии самостоятельным направлением выделяется, технологии сотрудничества .
(Слайд 5) А) Технологии сотрудничества
«Если у одного есть яблоко и у другого есть яблоко, и они поменяются, то у каждого будет по одному яблоку. А если у одного есть идея, и у другого есть, то когда они поменяются – у каждого будет по две идеи». (Пьер Абеляр).
(Слайд 6) Сотрудничать
*учавствовать в каком – либо общем деле; совместные с кем–либо действия (Викисловарь)
*работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле; быть сотрудником («Толковый словарь Ожегова»)
(Слайд 7) «В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей». (Ш.А.Амонашвили).
(Слайд8) Педагогика сотрудничества – это благо для учителя, родителей и самих учеников. Она имеет корнем труд, которым держится, к труду зовёт, трудом и награждает. Её главное орудие – успех. Сотрудничать могут пары, группы, классы, но все используется для того, чтобы дети приобретали навыки коммуникации и умели рефлексировать ( умения осмыслить и оценить собственные действия. « Чему я научился, чтоя умею делать…») .
(Слайд 9) Воспитательный эффект обучения в сотрудничестве Воспитание социальных и коммуникативных навыков (навыков общения), умения строить взаимоотношения между людьми - одна из важнейших задач, решаемых с помощью технологии обучения в сотрудничестве. Социализация детей возможна только в том случае, когда они сидят лицом друг к другу, а не смотрят друг другу в затылок.
(Слайд 10) Б) ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ.
В каждом человеке – солнце,только дайте ему светить. (Сократ)
(Слайд11) Педагогическая поддержка: понятие и сущность В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему- нибудь.
(Слайд 12) Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Педагогическая поддержка Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников)
(Слайд 13) Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельного противостояния злу.
(Слайд14) Психолого-педагогическая поддержка ребенка
Педагог, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает событие (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных слов («красиво», «некрасиво», «здорово», «вперед», «продолжай» и т.п.);
- высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад за тебя», «Благодарю тебя»);
- прикосновений (мягко прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, слегка обнять);
- совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом, мягко вести, внимательно слушать и т.п.);
- выражения лица (улыбка, ободряющий кивок и т.п.).
(Слайд 15) Технология организации «ситуации успеха»
В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать « эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха.
Радость в любом виде труда школьника - от сознания достигнутого, от успеха.
Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.
Доктор педагогических наук Белкин настаивает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее.
(Слайд 16) Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день.
В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.
Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
(Слайд 17) Алгоритм создания ситуации успеха
1. Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
2. Авансирование успешного результата
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
"У вас обязательно получится".
"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совер-шения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения.
Достигается путем намека, пожелания.
"Возможно, лучше всего начать с....."
"Выполняя работу, не забудьте о....."
4. Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятель-ность, кому будет хорошо после выполнения.
"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."
5. Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
"Только ты и мог бы....""Только тебе я и могу доверить..."
"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
"Нам уже не терпится начать работу…" "Так хочется поскорее увидеть..."
7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
"Тебе особенно удалось то объяснение".
"Больше всего мне в твоей работе понравилось..."
"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".
(Слайд 18) Что же помогает нам создавать ситуации успеха.
Внеурочная деятельность: традиции школы (различные праздники), работа спортивных секций, интеллектуальных кружков, клубов по интересам (система ДО) ; предметные олимпиады; исследовательская работа; проектная деятельность; дела класса (часы общения, тренинги, анкетирование); конкурсы, викторины, соревнования, выставки; создание портфолио ученика (класса), защита портфолио; КТД, творческие отчеты на родительских собраниях.
(Слайд 19) Технология педагогического общения - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между учителем и детьми, их родителями, коллегами с целью решения различных педагогических задач.
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата.
Технология педагогического общения – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.
(Слайд 20) Установлены наиболее распространенные стили педагогического общения. Пожалуй, самым плодотворным является общение 1) на основе увлеченности совместной творческой деятельностью педагога и учащихся;
 Достаточно продуктивным является общения 2) на основе дружеского расположения;
Дружественность и увлеченность совместным делом - стили общения, тесно связанные между собой. Увлеченность общим делом — источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.
Довольно распространенным является 3)общение-дистанция.
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция.
В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.
Авторитет должен завоевываться не через механическое установление
дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как 4) общение-устрашение.
Этот стиль общения ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет и 5) общение заигрывание;
По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
(Слайд 21) Технология предъявления педагогического требования
Педагогическое требование - это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения.
Педагогические требование - это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они имеют негативный характер.
Педагогическое требование - это процесс вооружения детей нормами поведения
Предъявление требования сочетается с уважением: если педагог не требователен, то это характеризует его беспечность по отношению к воспитанникам
Предъявление требования - это перевод активности детей в позитивное русло в соответствии с целью воспитания. Исходя из нее, педагог определяет, какую программу действий и заданий следует предложить ребенку, чтобы его развитие было максимальным.
(Слайд 22) Технология предъявления педагогического требования:
1. Требование должно быть доведено до конца.
Если вы попросили что-то сделать, то необходимо добиться выполнения этого требования. Нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что педагог сам несерьезно относится к своему требованию.
...Педагог появился в группе, но никто из детей этого не заметил. Они продолжали делать свои дела, пока громкий и жесткий голос не прервал их занятий. Когда педагог властно и сердито отдал распоряжения, дети затихли и приготовились исполнять требуемое...
Другой педагог появился в той же группе, и дети быстро приготовились к работе. На их лицах приветливость и ожидание, доброжелательность и жажда дела...
Часто такие превращения объясняют чудодейственной способностью педагога, а детей продолжают обвинять в «невоспитанности». Причину же следует искать в профессионализме.
Первое. Требование должно быть доведено до логического конца: это означает, что в момент предъявления требования педагог держит в поле внимания каждого ребенка и не дает деятельности дальше развиваться, пока требование не будет исполнено каждым.
2. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий.
Дать инструкцию - это значит заинтересовать ребенка в получении результата, подобрать и обозначить средства, при помощи которых будет совершаться деятельность, выявить необходимую совокупность операций, позволяющих достичь цели.
Грамотная, продуманная, а иногда и подробная инструкция – гарантия успеха.
3. Требование должно предъявляться в этичной форме.
Следует помнить, что и ребенку, и взрослому психологически легче выполнять требование, излагаемое как совет или предложение.
Общение с воспитанником можно начать с речевых формул: Сделай, пожалуйста; будь добр.
4. Требование должно произноситься решительным, энергичным тоном, побуждающим к действию.
Требование, произнесенное робким, дрожащим голосом, проигрывает по сравнению с тем, которое предъявляется уверенно.
Здесь педагогу понадобится его умение произносить одну и ту же фразу с разнообразными интонационными вариациями.
5. Целесообразность и разумность требования, его аргументированность помогают воспитаннику вникнуть в суть того, что от него хотят.
6. Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка.
Нельзя к ребенку раннего возраста предъявлять требования, которые он не в силах понять и выполнить.
(Слайд 23) Технология педагогического разрешения конфликта.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
(Слайд 24) Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации можно выделить следующие:
1. ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
2. ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;
3. ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности
(Слайд 25) Конфликтные периоды в процессе обучения в школе, связанные с недостатками в организации обучения считаются:
1. Первый класс – происходит смена игровой деятельности на учебную, появляются новые требования и обязанности;
2. Переход из 4-го в 5-ый класс. Вместо одного учителя появляются
учителя –предметники и новые школьные предметы;
3. В 9-ом классе необходимо решить – идти в специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-ом классе;
4. Окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни.
(Слайд 26) Способы разрешения конфликта.
11. юмор, «Психологическое поглаживание» (признание достоинств субъекта конфликта), третейский суд, ультиматум, компромисс, подавление (моральное или физическое) и разрыв связи, и др.Юмор – это беззлобно – насмешливое отношение к чему или кому – либо. В нем не должно быть сарказма, иначе это может обидеть одну из сторон.
«Психологическое поглаживание» - проявление ласки, выделение положительных черт «противника» (ты умный, знающий, …). Признание достоинств заключается в выделении положительных черт субъекта конфликта, в акцентировании внимания на его положительных качествах. Это позволяет сделать своеобразный шаг навстречу партнеру, увидеть в нем не только недостатки, но и достоинства.
Третейский суд – хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили «в пылу борьбы».
Третейский суд – это обращение конфликтующих субъектов за помощью к третьему лицу. Обычно к третейскому судье апеллируют, когда стороны начинают понимать, что самостоятельно они не смогут найти выход из создавшейся между ними конфликтной ситуации. Непосредственный третейский суд связан с обращением за советом к реальному независимому лицу. Таким лицом может быть учитель, представитель школьной администрации, ученик или кто-либо из посторонних людей. Необходимо подчеркнуть, что в качестве третейского судьи должен выступать не просто посторонний и независимый человек, а тот, кто является авторитетным для обеих сторон, кому, каждый из партнеров может доверить решение конфликта
•Ультиматум – предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа (если ты не …, то я вынужден буду …). Ультиматум допустим лишь в отношении уч-ся старшего возраста.
 Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок. «Я не буду спрашивать тебя сегодня на уроке, но к следующему занятию ты должен подготовить ответ по материалам двух уроков», – говорит учитель ученику, обратившемуся к нему с просьбой не вызывать его к доске. И если ученик принимает предложение учителя, то они достигают компромисса.
Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт. Использование компромисса позволяет перевести складывающуюся конфликтную ситуацию на конструктивный путь развития, поскольку педагог, обращаясь к достоинствам школьника, не наносит оскорблений его личности, а предлагает включиться в совместный поиск решения проблемы.
Крайние способы разрешения конфликта – подавление партнёра (моральное или физическое) и разрыв связи.
(Слайд 27) Критерий (признак) разрешения конфликта.
По мнению американского конфликтолога М. Дойча, основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами.
Отечественный педагог В.М. Афонькова выделила следующие критерии разрешенности конфликта: прекращение противодействия; устранение травмирующих факторов; достижение цели одной из конфликтующих сторон; изменение позиции индивида; формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем.
(28 слайд) 12. Притча о Солнце и Ветре
Однажды встретились Солнце и Ветер и поспорили, кто же из них сильнее. Ветер вскричал:
- Я сильный и могучий! Я легко могу создать ураган, вызвать целую бурю. Сейчас я докажу тебя, что я самый сильный. Смотри, вон идёт мужчина в плаще. Я сейчас одним дуновением сниму с него этот плащ.
И Ветер принялся дуть. Он дунул один раз, потом другой, третий. С каждым разом его дыхание становилось всё сильнее и сильнее. Но мужчина только крепче держался за свой плащ. Ветер дул со всей силы, завывал и кружил. Разыгралась настоящая буря. Но мужчина только сильнее кутался в свой плащ и никак не хотел снимать его.
Наконец, когда Ветер совсем выбился из сил и стих, на небе показалось Солнце. Оно ласково улыбнулось путнику и стало пригревать его своими тёплыми нежными лучами. Сначала мужчина не обратил на него никакого внимания. Но Солнце не останавливалось. Оно очень нежно и бережно со всей своей теплотой и любовью посылало человеку свои лучи. Отогревшись под ласковым солнышком, забыв про недавний ураган, мужчина радостно улыбнулся и быстро скинул свой плащ.
- Вот видишь, - сказало Солнце Ветру, - ласка, доброта, терпение и любовь всегда могущественнее ярости и силы.