Предшкольная подготовка. Вариативный компонент
Вариативно – учебная программа
«Лабиринт знаний »
для детей группы предшкольной подготовки
Пояснительная записка
Современные требования к дошкольному образованию диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность, интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Центральное место в программе занимает развитие у ребенка речи, умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения, развивалось произвольное внимание, мыслительные операции, речь, на основе сравнения учиться выявлять закономерности.
Программа направлена на развитие творческого потенциала ребенка, заложенного природой. Данная программа рассчитана на 1 год (64 часа), предлагается для использования в группе предшкольной подготовки.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе «Положения о вариативной части типового учебного плана дошкольных организаций», разработанного на базе Республиканского центра «Дошкольное детство» Министерства образования и науки Республики Казахстан, г. Астана, 2013 год, программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста«Біз мектепке барамыз». – Астана, 2009.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития детей, развития интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.
Задачи:
1.Формировать умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2.Развивать контрастность и креативность воображения, развивать логическое и критическое мышление, развивать осмысленность и конструктивность речевого самовыражения
3.Воспитывать коммуникативными навыки, осуществлять индивидуальный подход к детям
Особенности программы кружка «Лабиринт знаний» способствует формированию ключевых компетенций детей старшего дошкольного возраста:
-знание основных практических и интеллектуальных способов познания (сравнить, экспериментировать, высказать суждение, предположение и т.п.);
-владение способами: познания (анализ, сравнение, классификация, сериация, суждение, обобщение, выводы); описания многообразия свойств, явлений, взаимосвязей наблюдаемого и познаваемого окружающего мира; точного подбора слов для описания, обозначения значимости отдельных свойств предметов, объектов, явлений для существования его как целостного явления (понятия, категории, суждения); кодирования и декодирования информации.- открытие и объяснение смысла способов познания для собственного развития (удовлетворение любознательности, познавательных интересов, потребностей, мотивов, склонностей, способностей, одаренности).
Эффективность усвоения учащимися программного материала достигается с помощью:
здоровьесберегающие технологии: учитывается смена динамических поз, используются физкультминутки во время занятия;
технологии личностно-ориентированного подхода: дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию;
технологии критического мышления: дети сами добывают новые знания;
ИКТ: использование развивающих слайдовых презентаций, получение информации посредством сети интернет.
При работе по данной программе будут достигнуты следующие результаты:
1.умение нестандартно видеть и решать логические задачи
2. умение анализировать, сравнивать, квалифицировать;
3.умение высказывать свои суждения;
3.умение делать обобщения, выводы
Содержание программы:
64 часа
Программа работы кружка «Лабиринт знаний» содержит 10 разделов
1раздел - «Видеть проблемы»-15 часов
«Посмотрите на мир чужими глазами»
«Составь рассказ, используя данную концовку»
«Сколько значений у предмета»
«Тема одна, сюжетов много»
Решение сказочных задач
Сказка «Колобок»
Решение сказочных задач
Сказка «Маша и медведь»
Решение сказочных задач
Сказка «Волк и семеро козлят»
Решение сказочных задач
Сказка «Теремок»
Решение сказочных задач
Сказка «Снегурочка»
Решение сказочных задач
Сказка «Репка»
Решение сказочных задач
Сказка «Красная шапочка»
Решение сказочных задач
Сказка «Гуси-лебеди»
Решение сказочных задач
Сказка «Курочка ряба»
2 раздел - «Задавать вопросы»-6 часов
«Какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке»
«Какие вопросы помогут тебе новое узнать о предмете»
«Вопрос на засыпку»
(Ребусы)
3 раздел - «Выдвигать гипотезы»-2 часа
«Самые правдоподобные причины событий»
«Найдите возможную причину события»
4 раздел - «Давать определение понятиям»-8 часов
«Опиши предмет »
«Назови характерные черты»
«Разъясни посредствам приема»
«Сравни»
«Найди различение»
«Обобщим понятия»
5 раздел – «Классифицировать»-5 часов
«Назови противоположные понятия»
«Задачи на классификацию с явными ошибками»
6 раздел – «Наблюдать»- 3 часа
«Найди 10 различий»
«Найди два одинаковых квадрата»,
«Скажи, что здесь изображено»
7 раздел – «Проведение эксперимента» -6 часов
Мысленный эксперимент: «Что можно сделать из песка»
Эксперимент с реальными объектами («Определяем плавучесть предметов», «Как вода исчезает»,8 раздел – «Делать выводы и умозаключения»-8 часов
Схема «Паучок»(составление кластеров)
«Как люди смотрят на мир»
«Объясните значение выражения»
9 раздел – «Мыслить рефлексивно»- 4 часа
«Определи последовательность событий», «Нарисуй недостающую фигуру».
«Подбери фигуре пару» , « Объедини предметы по признакам»
10 раздел – «Доказывать и защищать свои идеи»-5 часов
« Я думаю так, потому, что…», «Я прав потому, что….»
Учебно-тематический план программы:
Разделы
Формирование и развитие умений
Занятия Кол-во часов
1. Видеть проблемы «Посмотрите на мир чужими глазами»
2
«Составь рассказ, используя данную концовку»
1
«Сколько значений у предмета» 1
«Тема одна, сюжетов много»
2
Решение сказочных задач
Сказка «Колобок»
1
Решение сказочных задач
Сказка «Маша и медведь»
1
Решение сказочных задач
Сказка «Волк и семеро козлят» 1
Решение сказочных задач
Сказка «Теремок»
1
Решение сказочных задач
Сказка «Снегурочка» 1
Решение сказочных задач
Сказка «Репка» 1
Решение сказочных задач
Сказка «Красная шапочка»
1
Решение сказочных задач
Сказка «Гуси-лебеди» 1
Решение сказочных задач
Сказка «Курочка ряба» 1
2. Задавать вопросы «Какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке»
1
«Какие вопросы помогут тебе новое узнать о предмете» 2
«Вопрос на засыпку»
(Ребусы) 3
3. Выдвигать гипотезы «Самые правдоподобные причины событий»
1
«Найдите возможную причину события»
1
4. Давать определение понятиям «Опиши предмет »
1
«Назови характерные черты» 1
«Разъясни посредствам приема» 2
«Сравни» 2
«Найди различение»
1
«Обобщим понятия»
1
5. Классифицировать
«Назови противоположные понятия» 2
«Задачи на классификацию с явными ошибками» 3
6. Наблюдать «Найди 10 различий»
1
«Найди два одинаковых квадрата», 1
«Скажи, что здесь изображено» 1
7. Проведение эксперимента
Мысленный эксперимент: «Что можно сделать из песка»
1
Эксперимент с реальными объектами («Определяем плавучесть предметов», «Как вода исчезает»,5
88 Делать выводы и
умозаключения
Схема «Паучок»(составление кластеров)
5
«Как люди смотрят на мир»
2
«Объясните значение выражения» 3
99 Мыслить
рефлексивно «Определи последовательность событий», «Нарисуй недостающую фигуру».
2
«Подбери фигуре пару» , « Объедини предметы по признакам»
2
10 Доказывать и защищать свои идеи « Я думаю так, потому, что…», «Я прав потому, что….»
5
Итого 64 занятия
Глоссарий:
Анализ операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
Гипотеза предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство
Коммуникативно-речевые умения это умения: точно и не затрудненно излагать материал, опираясь на большой словарный запас и знания в области предметного поля; владеть логикой и синтаксисом языка, правильно использовать необходимые стилистические обороты и словосочетания; различать особенности устной и письменной речи; находить и реализовывать адекватную форму изложения материала, включая образность и выразительность речи, интонацию и силу необходимого звучания.Проблемная ситуация состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи
Сериацияупорядочение предметов по некоему признаку - размеру, цвету и прСинтез процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое