Разработка урока по литературному чтению: И.А. Крылов Басня «Квартет»
Разработка урока по литературному чтению
4 класс
программа «Школа России»
ГБОУ СОШ № 842
Учитель начальных классов
Ильющенко Валентина Алексеевна
Тема: И.А.Крылов Басня «Квартет».
Цели и задачи урока:
- в результате совместной деятельности создать условия для выявления особенности литературного жанра басня;
-развивать культуру речи;
-воспитывать любовь к чтению, привитие литературного вкуса;
-расширять словарный запас учащихся;
-расширять кругозор;
-развивать выразительность чтения.
1.Орг.момент
2. Актуализация знаний
Проблемная ситуация:
-включается мышление;
-опираются на имеющиеся знания;
-соответствует уровню детей и уровню знаний
3. Новая тема
4. Проверка дом.зад.
Коллективная работа, выборочное чтение
Новая тема (продолжение)
(анализ, синтез, обобщение знаний)
Работа со словарями
Работа в группах
Анализ басни
Словарная работа
Работа над выразительностью чтения
5. Итог
Рефлексия
6.Заключение.
7. Домашнее задание
Дифференцированный подход
-Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке литературного чтения я Вам предлагаю вспомнить известных нам авторов различных произведений, и познакомиться с новыми.
(на партах лежат тексты) – приложение 1
- Я предлагаю Вам прочитать данные тексты и определить жанр каждого текста. (чтение вслух)
- Итак, какой текст, к какому литературному жанру относится?
1.Басня в прозе.
2.Рассказ.
3.Басня в стихах.
-Почему?
- Как Вы думаете, какому автору принадлежит каждый из текстов, укажите номер произведения.
1. Басня Эзопа.
-Что Вы знаете об Эзопе?
-Какую басню 1 или 32 Вам было интереснее читать?
(У Эзопа нет рифм – созвучий. А басня Крылова – стихотворная, мелодичная, звучная)- А какой текст Вам более знаком?
-Кто автор?
Сегодня на уроке мы с Вами вспомним кто такой И.А.Крылов, выясним что такое басня и разберем одну из них.
И.А.КрыловБасня «Квартет»
- Что Вы знаете об авторе? (ответы детей)
1. Каковы были детство и первые шаги учения автора?
2. Где и чему он учился? Найдите в тексте
3. Какое значение в жизни Вани Крылова имел «заветный сундучок»?
4. Какую роль сыграл этот сундучок в жизни И.А.Крылова, найдите в тексте.
ИТОГ: И.А.Крылов пьес написал всего 13; повести и даже роман. Когда И.А.Крылов начал писать басни, они принесли писателю громкую славу. И мы с Вами больше знаем Крылова – как баснописца. Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости народа».
- А что же такое басня? Давайте раскроем это понятие.
БАСНЯ – это ____________________произведение
(короткое)
В жанре __________________ поэзии
(сатирической)
Где главные герои чаще всего_______________
(животные)
Вывод дан в виде _____________ (морали)
Автор высмеивает _____________(пороки)
- Прочитайте определение в учебнике, сравните.
* СЛОВАРИ:
Аллегория – перенос человеческих черт характера на образы животных. Басня Крылова «Стрекоза и Муравей». Стрекоза – эта аллегория легкомыслия, а Муравей – предусмотрительности.
- А теперь, я предлагаю Вам прослушать басню; определите какие признаки басни Вы услышите? (ответы детей)
-Интересно Вам было слушать басню?
Разделитель на группы.
- Прочитайте В группах (в полголоса) басню и найдите мораль. (озвучивание ответов)
- Как Вы её понимаете?
-Только ли музыкантам относится данная мораль?( ответы)
- Когда в обыденной жизни мы можем использовать эту мораль?
-Где происходят события?
-Какая история описывается?
- Кто герои басни?
(на доске иллюстрации с изображениями героев басни: мартышка, осел, козел, медведь, соловей)
- Расскажите о каждом из них
- А кто главный герой в басне?
-Почему именно соловья автор выбрал в судьи?
-Над кем или над чем смеется автор?
-Где ярко видна авторская насмешка?
!!! Важную художественную функцию выполняет в басне образ автора – рассказчика.
- А почему название басни «Квартет?»
-Какими музыкальными инструментами пользовались наши герои? (иллюстрации)
-Какие еще слова Вам незнакомы?
-Что значит выражение «Пленить искусством своим»?
-Найдите синонимы к слову «пленять» (завораживать, удивлять)
- Предлагаю прочитать басню, но так, чтобы передать характер героев.
- Как можно это сделать?
( Обсуждение особенности речи героев, автора)
*чтение по ролям
(пока ребята обсудят, как они будут читать, кто желает прочитать басню целиком самостоятельно)
- Итак, творчеством какого автора мы сегодня знакомились?
- О каких особенностях басни мы говорили?
-Если бы Вы были баснописцем, то о каких пороках человечества сочинили бы басню?
Иван Андреевич Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.
-Крылов учит мудрости жизни.
- Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка
-Творчество И.А.Крылова стало знаменитой вехой в развитии русской литературы 19 века.
-Я рекомендую Вам 4 варианта дом.зад. Оцените свои силы и выберите самостоятельно для себя задание.
Рекомендовано домашнее задание:
Выучить наизусть басню «Квартет» И.А.КрыловаГрупповое задание: инсценировать басню
Сочинить басню
Подобрать любую басню, чтобы совпадала мораль.
Приложение 1
Лисица и Козел.
Однажды Лисица упала в колодец и сидела там, потому что не могла выбраться.
Козел захотел пить, подошел к тому колодцу и заметил Лисицу. Он поинтересовался, хороша ли вода. Обрадованная Лиса стала расхваливать воду и звать Козла вниз.
Спрыгнул Козел, утолил жажду и спохватился: как выбраться из колодца!? Лисица предложила ему: «Ты обопрись передними ногами о стену и наклони рога, а я взбегу по твоей спине и вытащу тебя».
Козел с готовностью принял это предложение. Лисица вскочила на него, взбежала по спине, оперлась о рога и оказалась возле самого края колодца. Вылезла она и пошла прочь.
Козел стал бранить ее за то, что она нарушила уговор. А Лисица обернулась и заявила: «Эх, ты! Было бы у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, ты бы, прежде чем войти, подумал, как выйти».
2
Каждый раз, Когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промокнувшей за окном золотой птицы.
3.Лебедь, Щука и Рак.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак и Щука и т.д.
…) Паустовский, ….)Эзоп, ….) Крыл