Психолого-педагогические аспекты преодоления недисциплинированности школьников

Психолого-педагогические аспекты преодоления
недисциплинированности школьников
Любой педагог согласится с утверждением: дисциплинированность – есть составная часть учебного процесса. Это неслучайно. Даже мы, начинающие и неопытные учителя понимаем, что ни одна задача не будет решена, если мы не сможем управлять поведением детей.
Для начала остановимся на понятии «дисциплина». Дисциплина (по мнению А. С. Макаренко) – это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам.
Если говорить о современном школьнике, то учителя считают, что дети не стали дисциплинированнее, а напротив, возросло стремление к агрессивности, дети не умеют уступать друг другу, дерутся, ябедничают.
Столкнувшись с этим на практике, понимаешь, что сегодня на уроке в школе часто возникают такие ситуации, когда учитель должен оперативно действовать, выступать ненавязчивым лидером, способным позитивно влиять на взаимоотношения с учениками и повышать их самоуважение.
Прежде всего, о возросшей недисциплинированности мы узнаем из СМИ, психолого-педагогической литературы.
Психологи утверждают, что взаимодействие учителей и учеников в стенах школы – это всегда улица со встречным движением.
Например, я, как учитель, вступаю во взаимодействие с учеником, ожидая от него определенного поведения.
Какого?! Да, конечно же, послушания, подчинения. И, когда мы этого не наблюдаем, то говорим, что ребенок недисциплинирован.
Известно, что наши ученики тоже ждут от нас, но чего?
Чаще всего учителей обижает тот факт, что на его добрые побуждения дети реагируют не так, как нам бы хотелось. Оказывается, что дети в своем поведении руководствуются положительными мотивами, а если что-то не получается, вот тогда они и прибегают к «плохим поступкам».
Если мы обратимся к 3-м законам поведения, которые указывают на причины недисциплинированности, то все становится на свои места.
1 закон: ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах;
2 закон: любое поведение учеников подчинено цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни;
3 закон: нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4-х целей:
привлечение внимания;
власть;
месть;
избегание неудачи.
Но все же, каковы бы они ни были, цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Каковы же мотивы такого поведения и как бороться с ним?
Ответ на этот вопрос можно найти в книге С.В. Кривцовой «Учитель и проблемы дисциплины». Оказывается на такое поведение, как привлечение внимания может повлиять социальная холодность родителей, ребенку уделяется недостаточно внимания. Сильной стороной поведения является потребность в контакте с учителем.
В качестве эффективных приемов рекомендуют следующие:
- изменяйте голос;
- шепчите, говорите монотонно;
- задавайте прямые вопросы или меняйте учеников местами.
Это небольшой перечень приемов Техники экстренного вмешательства, рекомендуемых психологами.
Наиболее ярким проявлением недисциплинированности является стремление к власти и мести.
Властолюбивые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем. Что же касается мстительного поведения, то большинство мстителей активны, - есть акты насилия, желание навредить.
Общаясь с недисциплинированными детьми, нужно взять за правило такую установку: веди себя уверенно, даже если ты чувствуешь неуверенность, т.к. понимаешь, что держишь под контролем конфликтную ситуацию, нежели чем показать беспомощность.
Существуют и такие дети, причиной недисциплинированности которых является избегание неудачи. Они боятся поражения и предпочитают ничего не делать. Им очень важно получить поддержку от учителя. Поэтому следует подчеркивать любые улучшения, объявлять о вкладе ученика в решение задач урока. Недисциплинированные дети с благодарностью принимают знаки внимания, пусть даже самые незначительные, такие как жетон, указывающий, что ученик правильно ответил.
Итак, все мы понимаем, что нет необходимости прибегать к специальным методикам для выявления недисциплинированности ребенка. Плохое поведение лежит на поверхности, например, кто-то, постоянно опаздывает на уроки, а кто-то разговаривает и все это заметно невооруженным глазом. А вот причины скрыты и их может быть несколько.
Современная психология предлагает большое количество эффективных способов воздействия на ребенка, которые строятся с учетом причины недисциплинированности. Если ребенок нарушает дисциплину, следовательно, есть на то причина. Узнай ее, а далее – действуй с учетом предложенных техник и здесь поле деятельности неограниченно!
Хотелось бы поделиться своим наблюдением: чем выше профессионализм учителя, кругозор и эрудиция, тем больше дети доверяют и уважают педагога, тем ниже потребность нарушать дисциплину, сопротивляться требованиям. Уважайте, одобряйте детей, чтобы они чувствовали ваше присутствие, чувствовали, что они для вас что-то значат. И тогда дети не будут от вас отворачиваться, они будут уважать и почитать вас!