Литература Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Литература
Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Цели урока:
1. Познакомить детей с творчеством Г.Х. Андерсена.
2. Отрабатывать навыки чтения.
3. Учить анализировать поступки героев.
4. Развивать умение делить текст на части, озаглавливать каждую часть, составлять картинный план.
5. Развивать память, внимание, воображение, мышление.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение рассказов, придуманных детьми.
3. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного сказочника Г.Х. Андерсена.
Материал для учителя.
Г.Х. Андерсен родился в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Андерсен был единственным ребёнком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чём мечтал. А мечтал он обо всём, что только могло придти в его голову. Чего он только не переделал в юные годы и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев.
В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актёром. Но дирекцию театра привлёк не актёрский талант, а писательский дар Андерсена.
В 1835 году издаёт три сборника своих произведений “Сказки, рассказанные для детей”. Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: “Стойкий оловянный солдатик”, “Соловей”, “Гадкий утёнок”, “Дюймовочка”. Всего Г.Х. Андерсен написал 170 сказок.
На доске записан кроссворд, давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки Андерсена.
1. Как звали мальчика из сказки “Снежная королева?” (Кай.)
2. Как называется сказка о храбром солдате? (“Огниво”.)
3. В кого превратился утёнок? (Лебедь.)
4. Кто съел стойкого оловянного солдатика? (Рыба.)
5. Какой предмет помог королеве выяснить, настоящая ли перед ней принцесса? (Горошина.)
6. Как звали сестру одиннадцати принцев из сказки “Дикие лебеди”? (Элиза.)
7. Какое имя дал принц эльфов Дюймовочке? (Майя.)
8. Кем на самом деле был человек, который пас свиней в сказке “Свинопас”? (Принц.)
Сегодня на уроке, мы познакомимся с новой сказкой Г.Х. Андерсена.
Откройте учебники, прочитайте название сказки.
Давайте начнём читать сказку и узнаем, какая история приключилась с русалочкой.
4. Изучение нового материала.
1. Первичное чтение.
Дети читают по цепочке до слов. (Всё больше и больше русалочка начинала любить людей.)
По ходу чтения идёт словарная работа:
Вельможа__________знатный и богатый чиновник
Трюм______________внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем.
Вуаль______________тонкая прозрачная материя, закрывающая лицо.
Словарь С.И. Ожегова.
2. Анализ прочитанной части сказки.
– Какие чувства вызвало у вас начало сказки?
– Как автор описывает морское царство?
– Сколько сестёр было у русалочки?
– Как автор описывает русалочку? О чём она мечтала?
– Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Когда ей исполнилось 15 лет.)
– Как вы думайте, какие чувства она испытывала при этом? (Радость, восторг.)
– Что увидела русалочка на поверхности моря?
– Какие чувства у неё возникли к принцу?
– Что же произошло дальше? (Началась буря, корабль развалился на части.)
– Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? (Он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб.)
– Как вы думаете, правильно ли она поступила?
– Как бы вы поступили на её месте?
– Почему русалочке пришлось оставить принца одного на берегу?
(Зазвонили колокола и в сад пришли девушки.)
– Найдите в тексте и прочитайте, какой стала русалочка после этого случая?
(Стала ещё тише, задумчивее, чем прежде. Каждый раз всё печальнее...)
– Как вы думаете, почему она рассказала обо всём сестрам?
– Чем они помогли ей? (Показали, где живёт прекрасный принц.)
– Как вы считаете, обрадовало ли её это известие?
– Как теперь она проводила вечера? (Приплывала каждый вечер, подолгу наблюдала за принцем.)
5. Физкультминутка
Наверху созрела слива, А внизу растёт крапива.Мучается бедный ослик,Что сначала съесть, что после?Впереди крыжовник зреет,Позади малина спеет.Голоден до полусмерти.Ослик головою вертит.Слева – свёкла,Справа – брюква,Слева – тыква,Справа – клюква.Снизу свежая траваЗакружилась голова.
6. Закрепление нового материала
1. Составление картинного плана.
– Какие основные события происходили в первой части сказки?
– Давайте озаглавим каждую микрочасть, а затем к каждому пункту вы будете рисовать иллюстрацию.
Прочитанная часть сказки делится на микрочасти.
Озаглавливается каждый эпизод и на доске записывается план.
План:
1. Описание морского царства.
2. День рождения русалочки.
3. Первая встреча с принцем.
4. Спасение принца.
5. Русалочка наблюдает за принцем.
Учитель вместе с детьми обсуждает, какие иллюстрации можно нарисовать к каждому эпизоду.
7. Итог урока.
– С какой новой сказкой мы познакомились на уроке?
– Кто её автор?
– Как называются сказки, у которых есть автор? (Авторская сказка.)
– По каким признакам можно определить, что это сказка?
8. Домашнее задание.
Перечитать первую часть сказки.
Подготовить картинный план и краткий пересказ по нему.
15