Урок (обобщающий) по русскому языку в 4 классе. Тема «Местоимение»

Конспект урока – проекта по русскому языку в 4 классе. Обобщение по теме: «Местоимение».
Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о личных местоимениях; проверить усвоение основных понятий по данной теме, умение применять на практике теоретические знания (различать личные местоимения в устной и письменной речи; определять лицо, род, число и падеж личных местоимений).
2. Развивать внимание, память, речь, мышление, фантазию, воображение; развивать познавательную и творческую активность; творческие способности учащихся; способствовать развитию самостоятельности, а также коммуникативных навыков учащихся (умения работать в паре); прививать интерес к изучаемому предмету.
3. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, уверенность в своих силах.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний и постановка задач.
- Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках?
- Сегодня у нас последний урок по теме: «Местоимение». Нам нужно обобщить знания по данной теме и показать, как мы эти знания умеем применять на практике. А ещё сегодня на уроке мы, работая в парах, попробуем создать стенгазету. Лучшую стенгазету мы представим на школьном мероприятии, посвящённом неделе русского языка.
– Кто из вас знает, что такое стенгазета? Как вы думаете, какой заголовок будет на вашей стенгазете? Что там может быть?
- Мы сейчас сначала будем собирать материал для стенгазеты. А потом вы, работая в парах, будете создавать свою стенгазету как настоящие редакторы и дизайнеры. Я желаю вам удачи! Я уверена, что у вас всё получится!
III. Проверка домашнего задания.
- Итак, проверим выполнение домашнего задания. Нужно прочитать подобранные вами дома загадки, в тексте которых есть личные местоимения. Назвать эти местоимения. Определить у них лицо. Загадки написаны на листочках, дети также нарисовали отгадки – картинки. (Это всё является материалом для стенгазеты).
IV. Работа по теме. Обобщение изученного материала.
Карточка №1 (смотри в ПРИЛОЖЕНИИ). Карточки заранее печатаются на разноцветной бумаге и являются материалом для стенгазеты.
Задания к карточке:
Прочитайте текст про себя. Вместе подумайте – что нужно вставить вместо пропущенных слов. Допишите то, что вы считаете нужным.
Обсудите вместе, что у вас получилось? Почему вы так думаете? Что в этом тексте вам непонятно?
- Итак, прочитаем текст, который у вас получился.
Как можно озаглавить этот текст? (Сказка про местоимения)
Почему сказка? Что в этой сказке вам непонятно?
Прокомментируем то, что непонятно.
Обобщение теоретических знаний.
- А теперь обобщим то, что знаем про местоимения:
- Что такое местоимение?
- Почему так называется?
- Сколько всего в русском языке местоимений?
- Сколько существует разрядов?
- Местоимения какого разряда мы изучили?
- Чем отличаются личные местоимения и имена существительные? Чем похожи?
- Можно ли сказать, что местоимения изменяются по лицам?
- Назовите местоимения 1, 2, 3, лица?
- Как изменяются местоимения?
- Какую особенность имеют местоимения 3 лица?
- А как определить падеж у местоимения?
- Какую роль играют местоимения в предложениях? В речи?
Дети отвечают, на доске постепенно появляется кластер:
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ:

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ: НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ:
разряд число
лицо род (в 3л. ед.ч.)
падеж
Практическая работа с текстом. Упражнения в распознавании местоимений в тексте, в определении лица, числа, рода и падежа личных местоимений.
Карточка №2 - по вариантам (смотри в ПРИЛОЖЕНИИ)
Задания к карточке:
Прочитайте тексты (по вариантам). Подумайте, о чём текст? Какой у вас тип текста? В каком стиле он написан? Что нового сегодня вы узнали о дубе? Что ещё интересного вы знаете об этом дереве?
2. Найдите и подчеркните в текстах личные местоимения.
(Взаимопроверка. Проверяют друг у друга умение находить в тексте личные местоимения).
3. Самостоятельно определите у личных местоимений непостоянные признаки (число, род, падеж).
Два человека выписывают из текста все местоимения и определяют у них число, род, падеж. Проверку можно провести с помощью сигнальных карточек.
- Итак, мы выполнили все практические задания и показали, что наши знания мы умеем применять на практике. Не забывайте, что все карточки нам пригодятся для оформления стенгазеты. А теперь нам предстоит выполнить ещё одно задание, но сначала отдохнём.
Физминутка (используется песня: «Я, ты, он, она)
Разгадывание кроссворда – шарады. Отгадывание главного слова в кроссворде.
Карточка №3 (смотри в ПРИЛОЖЕНИИ)
Дети сначала отгадывают кроссворд, работая в парах. Потом ответы появляются на большом кроссворде на доске. Главное слово в кроссворде – местоимение. Оно будет заголовком стенгазеты.

V. Оформление стенгазеты. Творческая работа учащихся.
- Давайте посмотрим, какой материал для стенгазеты мы собрали? (Загадки, сказка, тексты про дуб, кроссворд). Как вы думаете, какой ещё материал можно добавить в стенгазету?
- Итак, проявите свою фантазию и воображение, начинайте оформлять стенгазету, постарайтесь чтобы она была интересной, красивой и аккуратной.
Самостоятельная работа по оформлению стенгазеты.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу:
- Сегодня на уроке мы повторили и обобщили
- Мы закрепили умение
- Я знаю
- Я умею
- Мне понравилось














ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №1
_______________________________ про местоимения.
В некотором царстве, в некотором государстве была замечательная страна. А страну эту называли_________________________, что означает_____________________. Однажды в этой стране провели перепись населения, и жителей оказалось всего___________. В этой стране было _____ городов. Жильцы в них селились по своим интересам и характерам. Так в городе Личный жили ______________________местоимения. И была у них одна особенность: они любили указывать на _____________, но не называть их. В этом городе было 3 улицы. На первой улице жили местоимения ____________, на второй улице - ________________, а на третьей - ____________. У всех жителей этого города можно было определить ____________, а вот узнать __________ можно было далеко не у всех. Личных местоимений было немного, но когда их изменяли по ______________, их становилось намного больше. Были в этой стране и другие города: Возвратный, Притяжательный, Вопросительный, Относительный, Неопределённый, Отрицательный, Определительный и Указательный. Но о них вы узнаете позже










ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №2
1 вариант
Дуб обыкновенный.
Дуб (обыкновенный) – крупное лиственное дерево семейства буковых высотой до 50 метров. В России он встречается практически везде: в лесной полосе, в степной зоне и даже в горах. У дуба мощная и ветвистая корневая система, поэтому ему не страшны сильные порывы ветра. Листья у него очередные, простые, продолговатые, крона раскидистая. Дубы цветут в мае, а их плоды – жёлуди созревают в сентябре. Ими питаются многие дикие животные. Эти деревья отличаются исключительным долголетием. Лекарственное значение имеет дубовая кора. Её снимают с молодых ветвей или тонких стволов деревьев весной при распускании почек. В народной медицине она используется для лечения различных заболеваний.
Карточка №2
2 вариант
Старый дуб.
Рос в одной деревне дуб. Был он старый-старый. Никто точно не знал, сколько ему лет. Старики говорили, что когда они детьми были, дуб уже старым казался. Дуб в деревне любили. Много примет и поверий о нём ходило. Нельзя было грубо ругаться возле дуба – непременно потом заболеешь. Нельзя было на землю мусор возле него выбрасывать – к несчастьям неожиданным. Запрещено было ветки у дуба обламывать – говорили, что к смерти это. И радостные приметы тоже были. У дуба молодые в любви объяснялись, чтобы любить им друг друга до старости. К дубу больные люди и старики приходили, у него сил набирались. К нему детей новорождённых приносили, чтобы здоровыми и крепкими росли.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №3
1.Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (Ямы).
2. Сколько личных местоимений в слове “семья”? (Семь).
3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).
4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик. (Ящик).
5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий вместе – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают – клеветник, жалобщик.


Источники материалов:
Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. Москва. Издательство: Сфера, 1998.
Огуреева Г.Н. Энциклопедия для детей. Ботаника. Москва. Издательство: Аванта, 2011.
Шалаева Г.П. Занимательная грамматика. Москва. Издательство: АСТ, 2009.












Рисунок 1 Заголовок 1ђ Заголовок 215