Урок русского языка в 4 классе на тему Местоимение как часть речи
Тема: Местоимение как часть речи.
Тип урока: урок открытия нового знания
SMART цели: к концу урока ученики смогут усвоить понятие «местоимение», находить местоимения в тексте; смогут заменять имена существительные местоимениями и отличать местоимения от других частей речи.
Планнируемые результаты (задачи):
предметные: различают местоимения по грамматическим признакам, знают о их роли в речи;
личностные: умеют быть вежливыми в общении при работе в группе;
системно-деятельностные: умеют делать выводы и обобщения.
Оборудование: телевизор, DVD, текст, карточки с тестом, карточки с разноуровневыми заданиями для домашней работы.
Ход урока
Вызов.
1) Психологический настрой учащихся. Деление на группы.
Совсем скоро наша страна будет отмечать самый главный праздник «День Независимости». И я думаю, что помогает нашей Родине оставаться независимой такая общечеловеческая ценность, как дружба. Давай те и мы почувствуем теплоту и поддержку друг друга.
(Дети в кругу под слова песни «Я,ты,он,она..» делятся на 4 группы. (на парты ставятся таблички)
1 группа- «я»,
2 группа- «ты»,
3 группа – «он»,
4 группа – «она»
2) Сообщение темы и цели урока.
- Учитывая принцип деления на группы, как вы думаете, какова тема урока? (Дети отвечают, вывешивается табличка:
Местоимение как часть речи
Я о себе такого мнения:
- Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!)
- Сегодня мы начинаем изучать «Местоимение», как часть речи. В этом году мы научимся склонять личные местоимения, писать их с предлогами, сегодня на уроке мы вспомним о роли местоимений в речи ,грамматических признаках местоимений, будем находить их в
тексте
3) Правила работы в группах.
-Поскольку мы будем работать в группах, хотелось бы вспомнить простые правила:
на листе
Вы –команда!
Будьте активны!
Слушайте друг друга!
Спорьте честно, искренне!
Сделайте работу интересной!
4) Сведения об оценочных листах.
- У каждого на парте есть оценочный лист, в котором напротив задания, вы будете ставить отметку, о его выполнении.
5) Минутка чистописания.
я мы
ты вы
он – продолжить ряд
Проверка, составление схемы на доске.
- Так что же мы уже знаем о местоимении?
- Я думаю, что в конце урока, мы дополним эту схему.
Музыкальная физминутка.
- Какие местоимения встретились.
2. Осмысление.
1) Работа с теоретическим материалом.
А сейчас ознакомьтесь с текстом и выполните следующее задание (сначала индивидуально – чтение с пометами, в группе – фиксирование результата на постере)
1 группа – выявить, что такое местоимение;
2 группа – на какое лицо и число указывают местоимения;
3 группа – какие особенности имеют местоимения 3 лица;
4 группа – какие ещё разряды местоимений кроме личных существуют.
Местоимение это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
Личное местоимение заменяет существительное и отвечает на те же вопросы, что и существительное.
Личные местоимения имеют морфологический признак лица и числа:
ед.ч. мн.ч.
1 лицо: я, мы;
2 лицо: ты, вы;
3 лицо: он, она, оно, они.
Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам : мужской род – он, женский род – она, средний род – оно.
Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:
1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
2. Возвратное: себя.
3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. 4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной.
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. 7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).
8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.
9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько.
2)Упражнение 316, стр.148
- Если местоимения не называют предмет, для чего тогда они нужны в нашей речи. Давайте попробуем разобраться.
3) Работа с текстом.
Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.
Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.
- запишите данный текст, исправив ошибку
- Какой текст получится? Прочитайте.
- Для чего же нужны местоимения в нашей речи? (Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.)
Давай те определим грамматические признаки местоимения она – 2л., ед.ч, ж.р., И.п.
4) Самостоятельная работа по группам. ( по 1 человеку у доски)
1 группа – упр.318 (выписать местоимения, определить число)
Он, он, им, она, он, они, ей, она, им, её, он, он, с ней.
2 группа – 319 (выписать местоимения, указать, лицо и число)
Он, меня, ты, мне, на ней.
3 группа – упр.320
Он – месяц,
Она – луна,
Оно – солнце
4 группа – упр 321(добавить по 3 слова)
Проверка
5) Тест.
1.Местоимение-это
А) часть речи, которая называет предмет
Б) часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.
2. Укажите местоимение
А) ель Б) край В) ты Г) ем
3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение
А) Из леса доносилось пение птиц.
Б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
4. Найди слова, которые не являются местоимением
А) ты, мы Б) она, он В) о,в
* 6)Дифференцированная работа в группах.
- Предлагаю поработать в группах.
1 группа: Замени выделенные существительные местоимениями
По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.
Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.
2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.
Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. . придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. имеет полезный и приятный на вкус.
3 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.
Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.
4 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями
Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.
После выполнения всех заданий, все задания читают вслух
3. Рефлексия.
1)Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?
- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)
2)А теперь давайте оценим свою работу в плодах на дереве знаний.
Если вы всё прекрасно усвоили, смогли выполнить все задания возьмите розовое яблоко,
Если у вас остались вопросы по данной теме – салатовое, наши знания не совсем поспели.
А если у вас были серьёзные трудности, значит нвши знания совсем зелёные.
3) Домашнее задание. ( дифференцированное)
Учитель: Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.
КАРТОЧКА
Задание 1.
Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.
Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.
Задание 2.
Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.
Задание 3.
Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.
Рисунок 4Описание: http://100-bal.ru/pars_docs/refs/47/46950/46950_html_5fe1c6fa.png15