Урок музыки в 6 классе Порги и Бесс
Разработка урока для 6 класса.
Тема раздела: “ Мир образов камерной и симфонической музыки ”
Тема урока: Увертюра «Эгмонт».
Цель урока: знакомство учащихся с жанром программной увертюры; умение соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития; классификация средств музыкальной выразительности; выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры; использование интернета для поиска дополнительной информации.
Задачи урока:
1) развитие музыкального мышления;
2) развитие творческих способностей;
3) развитие осознанного восприятия музыки;
4) расширение кругозора;
5) освоение понятий «симфоническая увертюра», «сонатная форма»;
6) воспитание потребности в слушании и изучении классической музыки;
7) углубление знаний о симфоническом творчестве Л. Ван Бетховена.
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Вид урока: интегрированный.
Используемые методы:
1) метод погружения;
2) метод проекта;
3) метод наблюдения за музыкой.
Основные термины и понятия: увертюра, театральная музыка, сонатная форма, программная музыка, драматургия, хорал.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Телевизор
Портрет Л. Бетховена, книга Гёте «Эгмонт» Хрестоматия для 7 класса. – Мн., 1992.
Фортепиано.
ХОД МОДУЛЯ.
I мм. У.Э.0. Организационный момент.
Вход в класс под музыку III части 5 симфонии Л. Бетховена.
Учитель: Какое произведение сейчас прозвучало, кто его автор?.. Верно, это Людвиг Ван Бетховен (слайд 1).
Сегодня мы будем сочинять произведение этого композитора как бы вместе с ним. А кто знает, какая ведущая тема творчества этого композитора? ... Верно: «через борьбу – к победе!».
У.Э.1.Входной контроль (тест)
1.Симфоническая музыка
2.Программная музыка
3.Оркестр
4.Увертюра
5.Музыкальный образ
У.Э.2.Мотивация учебной деят.-ти.
Учитель: Сегодня вы познакомитесь с программной увертюрой как новым симфоническим жанром.
У.Э.3.Актуализация опорных знаний.
Учитель: приведите примеры музыкальных произведений, в основе которых показан героизм народа. (Опера «Князь Игорь» (слайд 2), кантата «Александр Невский» (слайд 3), балет «Спартак» (слайд 4), опера «Иван Сусанин» (слайд 5)).
Учитель: Что общего между этими людьми? (Они все очень любили свою Родину, и отстаивали ее честь и свободу в трудные для нее времена).
Давайте исполним знакомую нам песню «От героев былых времён»
Исполнение песни.
А что же такое «музыкальная драматургия»? (Воплощение автора в музыке своих героев, противоречащих друг другу).
Сегодня в рамках темы полугодия мы сочиним «образ героической борьбы и победы». Приведите примеры из произведений Бетховена, где тема борьбы особенно ярко проявлена (3,5 симфонии).
II мм . У.Э.4. Изучение нового материала. Введение в тему. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним ярким произведением этого великого мастера.
Сочинение увертюры.
Учитель: Итак, сюжет, который ляжет в основу нашего с Бетховеном произведения, взят из трагедии великого немецкого драматурга Гёте «Эгмонт» (слайд 6).
Сергей подготовил краткое содержание трагедии Гёте «Эгмонт».
Сообщение.
В XVI веке Эгмонт, граф Литораль, возглавил восстание нидерландского народа против испанского короля Филиппа II, желавшего поработить нидерландцев. Восстание было жестоко подавлено, погибли воины, стоявшие плечом к плечу с Эгмонтом.
Эгмонт был схвачен, а затем казнен. Перед казнью он призывал свой народ (читает): «Кровь моя пролита не напрасно! Шагайте через нее! Отважный народ! Как море прорывается сквозь ваши молы, так прорвите, так размечите в прах нагромождение тиранства и смойте его, утопающее, с вашей земли, которую оно себе присвоило, - долой!.. Я умираю за свободу, для нее жил я, за нее сражался и ныне в муках ей приношу себя в жертву... Смыкайте ряды свои, защищайте свое достояние! И за спасение любимого сокровища умирайте радостно, чему пример вам ныне подаю». А далее ремарка автора: «музыка затихает, победной симфонией кончая пьесу», год создания 1788.
Учитель: Можно ли считать данное произведение программным? Почему? (Конечно, т.к. оно написано на основе литературного сюжета.)
Учитель: Эта музыка звучала перед началом спектакля. Как вы думаете, для чего она нужна? (Она помогает понять содержание спектакля, который будет показан зрителям, и создать определенный настрой).
Учитель: Спустя время Бетховен на основе музыки к трагедии пишет отдельное произведение – увертюру «Эгмонт».
Учитель: Что такое увертюра? Где мы с этим понятием уже встречались? (Открывать, предвосхищать; начало в опере и балете).
Учитель: Народ Нидерландов победил. А в 1810 году Бетховен создал музыку к этой трагедии, которую мы, уже в XXI веке, воссоздадим заново.
Формулировка проблемы.
Класс делится на группы по 4 человека.
Учитель: если бы вы писали эту музыку, то какие бы средства музыкальной выразительности вы выбрали? Ребята на листках заполняют таблицу. (Динамика, тембр, темп, регистр, жанр, интонация…) Какими средствами музыки можно передать XVI век? (Подводит мнения к сарабанде). Как вы думаете, один инструмент, группа, инструментальный ансамбль или оркестр будут исполнять произведение?
(Симфонический оркестр).
Учитель: Давайте подумаем: с чего можно начать произведение? Какие основные образные сферы здесь показать? (Образ врага и образ угнетенного народа).
Итак, для воплощения той борьбы нам нужны следующие образы .
Итак, «образ испанцев - угнетателей» - каким вы его видите? Какие инструменты его передадут? В каком темпе, ладу?.. (Школьники на листке заполняют левую колонку). Затем каждая группа защищает свои ответы.
Учитель: Бетховен передал этот образ через такую тему: исполнение на фортепиано темы врага. На экране таблица.
Учитель: а теперь давайте посмотрим, насколько вы верно все сделали и смогли приблизиться к замыслу автора?
Учитель: Следующий - «образ угнетенных». Каков он, в какой инструментовке, темпе, ладу, динамике?
Чтобы показать, что народ покорен судьбе, какая будет мелодическая линия? (После заполнения таблицы и защиты своих ответов, звучит на фортепиано тема народа).
А в каком произведении мы сталкивались с интонацией плача? (Моцарт «Лакримоза»).
(Краткое сравнение начальной темы из «Лакримозы» и темы народа – нисходящие интонации)
А теперь создадим «образ народного возмущения». Я вам помогу: попробуйте представить себя возмущенными. А теперь это – «народное возмущение», помните? – «пусть ярость благородная вскипает как волна».
Итак, ваши мнения... (По «нахождении» исполняет тему восставшего народа). Вслушайтесь, это какие инструменты (исполняет партию правой руки) ... А это? (Исполняет партию левой руки). Как изменилась тема по сравнению со вступлением? (Решительная, активная, действенная).
Наконец, «образ противостояния» – кто кому противостоит, как может Бетховен передать это в музыке? Его стиль вы уже усвоили из предыдущих тем
... (исполняет тему врага).
Отлично. У нас 4 образа. Какая же форма в музыке в состоянии вместить в себя не только показ всех этих тем, но и их развитие, борьбу...?
Верно, это сонатная форма. Презентация «Сонатная форма»
Учитель: назовите ее основные разделы.
(Экспозиция, Разработка, Реприза и, чаще всего, Кода,- (слайд 2). Учитель: но в этом произведении есть еще один раздел, который необходим, исходя из содержания музыкального произведения.
Как же он будет называться?
(Слайд 2).
На экране – таблица сонатной формы, которая в процессе урока будет заполняться.
Мы уже с вами разобрали 1-ый раздел - вступление. Я попрошу его заполнить. (Работа в группах. На листочках заполняется 1-ый раздел). Экспозиция – раздел, где показаны 2 темы, которые будут «бороться». Из них одна – Главная – яркий образ, определяющий всю музыкальную и образную ткань произведения (запись на доске «Г.п.»)
Побочная партия – тема, которая одним своим появлением противостоит Главной, вытесняет ее из нашего сознания (запись на доске «П.п.»). Их проведение как бы говорит: «продолжение следует» ... А почему нужно П.п. написать другим цветом? (Она звучит в другой тональности).
Учитель: Между двумя темами есть еще одна, которая выполняет роль связки.
Что же она может связывать и для чего? (П.п. и Г.п., чтобы сделать более плавный переход от одной к другой). (Учитель исполняет на фортепиано).
А чем будет завершаться экспозиция? (Исполнение на фортепиано З.п.). Какова ее роль? (Подводит краткий итог разделу экспозиция, заполнение таблицы на доске). (Слайд 3).
А теперь прослушивание экспозиции.
Наступает Разработка – столкновение тем, их изменение, столкновение, дробление. Они рвутся на клочки, вытесняя друг друга.
Учитель: Хорошо, какие темы столкнутся в Разработке? …
Учитель: Какие элементы развития вы знаете? (Заполнение таблицы в группах).
Учитель: Давайте сравним ваши записи с тем, что вы видите на доске.
Послушайте, правильно мы указали элементы развития или можно еще что-нибудь добавить?
III мм . Слушание раздела разработка.
Учитель: А теперь послушаем репризу.
Успокоение приносит Реприза (показ). Главная партия выходит победителем, в прежнем виде, а вот Побочная (запись на доске «Г.п.» и «П.П.». – в новом виде, состоянии, в другой тональности, а то и ладу. Происходит тот же повтор тем из Экспозиции, но с одной разницей – Г.п. и П.п. проходят в одной тональности, поэтому мы должны указать их одним цветом. Так, в Репризе Главная Партия останется прежней, а как изменится Побочная, ведь она состоит из двух частей (исполнение учителем).
Подводит итог - Кода (заключение).
Итак, давайте вспомним: Эгмонт погиб. Как передать гибель Эгмонта? …
Представьте, вас вел человек великий, храбрый, мужественный на борьбу. Он сражался вместе с вами и вдруг погиб, кто будет вести вас? – Пустота… И в музыке должно быть ощущение пустоты, растерянности.
Композитор необычно показал в музыке момент гибели Эгмонта. (Тема в исполнении учителя). Что вы можете о ней сказать? (Еле слышимая звучность, высокий регистр, зыбкие аккорды – так народ оплакивает гибель своего героя). Этот момент можно назвать хоралом – церковное песнопение.
Учитель: А затем? Вы ведь пойдете побеждать? (Смерть Эгмонта не должна быть напрасной). Народ должен победить. Поэтому должен быть заключительный раздел, где подводится итог всему предшествующему развитию, это вывод всего произведения.
Давайте подумаем, какой он будет?
Заполнение коды. (Игра учителем на инструменте).
Таким образом, мы сочинили симфоническую увертюру.
Слушание увертюры «Эгмонт».
Давайте послушаем и посмотрим, как звучит эта увертюра в исполнении японского симфонического оркестра (слушание увертюры в полном объеме. Просмотр видеозаписи
У.Э.5. Рефлексия. Выходной контроль.
По окончании слушания – полная таблица еще раз от начала и до конца рассказ для полного понимания структуры произведения и его драматургии.
Работа со словарем.
Учитель: Записать в тетради понятие: «симфоническая увертюра». (Самостоятельно работают, затем зачитывают записи в тетради – 1 представитель каждой группы).
Учитель: Так почему же Бетховен выбрал для характеристики угнетателей сарабанду?
– «торжественное погребальное шествие в честь погребения героев, знатных людей» …
Бетховен уже во вступлении говорил: «Это тема испанского гнета, несущая смерть главному герою».
Раздается небольшой тест, чтобы проверить знания ребят, полученных на уроке.
1. Увертюра «Эгмонт» - музыка к спектаклю.
А) да
Б) нет
2. В основе содержания лежит произведение Шиллера.
А) да
Б) нет
3. Увертюра – заключение, итог.
А) да
Б) нет
4. Основная тема произведений Бетховена – борьба.
А) да
Б) нет
5. Увертюра «Эгмонт» написана в з-х частной форме.
А) да
Б) нет
6. Увертюру «Эгмонт» исполняет инструментальный ансамбль.А) да
Б) нет
7. Начинается увертюра с сонатного аллегро.
А) да
Б) нет
8. Главный герой вместе с народом празднует победу.
А) да
Б) нет
9. Произведение основано на противостоянии 2-х тем.
А) да
Б) нет
У.Э.6. Итог урока.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а имеет ли значимость тема борьбы за свободу в наше время? (Примеры из истории современного мира).
Людвиг Ван Бетховен обратился к вечной теме, которая никогда не утратит своей значимости, не смотря на то, какой на дворе век. Это тема противостояния добра и зла, светлых и темных сил, образа народа, сумевшего отстоять свою свободу и независимость. Сегодня эта тема не утратила своей злободневности. Во всем мире многие народы, в том числе и в России, борются за свою независимость. Хочется верить и надеяться, что, как и в произведении «Эгмонт», они смогут отстоять свои права. Ведь защищать свое отечество, свободу и независимость не только своей земли, но и личную,- всегда было огромной честью, и считалось правым делом.
Вы сегодня очень хорошо работали, поэтому все получаете отличную оценку.
Слайд 19.
Домашнее задание.
В тетради нарисовать и заполнить таблицу по увертюре Л. Ван Бетховена «Эгмонт».
Понятие из «музыкального» словаря – симфоническая увертюра.
Урок окончен. До свидания!